Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 декабря 2022

Электрическая симфония

А. МОРОЗОВ

Еще до открытия Международной выставки в Париже на будущей ее территории воцарилось электричество.

Фашисты всячески мешали организации выставки. Только после долгой борьбы был окончательно установлен срок ее открытия. Но времени оставалось уже очень мало. Тогда призвали электриков — инженеров и монтеров. Им предстояло превратить ночь в день.

Мощные прожекторы осветили громадную территорию, прорезанную рекой Сеной, опустевшие дома и дворец Трокадеро, предназначенные на слом. Электролебедки, электрические молотки и ломы днем и ночью вели разрушительную работу, очищая место для выставочных дворцов и павильонов.

Теперь электричество — мозг, нервы и артерии выставки. Если хотя бы на мгновение исчезнет электроэнергия, остановятся электрические бесшумные трамваи, бегающие по дорогам выставки, погаснут бесчисленные огни. Целые отделы, иллюстрирующие электрические и магнитные явления, станут ненужными. Замрут крошечные вагоны и пароходы, снующие на изумительных моделях Ленинградского порта, канала Волга— Москва...

Но этого не может случиться, потому что электротехники продумали каждую мелочь электрической системы. Мощности этой системы хватило бы для небольшой страны. Больше миллиона метров кабеля проложено на территории выставки.

Первое, что невольно бросается в глаза, — это гигантский светящийся гвоздь, вбитый в ночное небо. — Эйфелева башня. Семьсот прожекторов под разными углами направляют на ажурное сооружение из стальных балок свет самых новых ламп. Это — ртутные лампы сверхвысокого давления, лампы Бола. Они сделаны из кварца, в их узкий канал, где в парах ртути горит электрическая дуга, с трудом пройдет тонкая проволока. Если бы раскаленную частицу солнца удалось поместить в прожектор, она горела бы тусклее, чем лампа Бола.

Сорок других прожекторов бросают вертикальные снопы цветных лучей на 5 тыс. м вверх. На сто километров вокруг виден их свет.

Газосветными трубками обведены контуры башни. 8 тыс. м трубок понадобилось для этой цели.

Вы идете вдоль берега Сены. Неожиданно на гладкой темной поверхности реки возникает светящийся водяной букет. Центральная струя взлетает на высоту трехэтажного дома, восемь струй поменьше окружают ее. Зеленый, белый, желтый, голубой и красный прожекторы освещают струи воды изнутри. Далеко в стороны летят сверкающие брызги.

Такие фонтаны французы называют «торпедами». Они мгновенно уходят под воду, как только приходится уступить дорогу пароходу или катеру. Подводная установка управляется на расстоянии. Фонтаны, выбрасывающие под большим давлением струи воды, прожекторы и поплавки — все это всплывает, тонет, загорается и гаснет, подчиняясь движению кнопки на центральном пульте управления. Таких фонтанов на Сене —174, и когда они работают одновременно, расход энергии составляет 4 тыс. киловатт, — примерно столько нужно городу средней величины.

Скоро вы наблюдаете странный эффект, производимый светом, фонтанами, музыкой... Это результат долгой совместной работы композиторов, светотехников, механиков и радиоинженеров: игра света, взлеты водяных струй и музыка, разносящаяся по территории выставки, синхронизированы. Это — балет света и воды, музыка для которого написана двумя известными композиторами.

Окраску и силу света, фонтаны воды регулирует целая система электрических реле. Все подчиняется ритму музыки, записанной на граммофонных дисках. Инженер — специалист по широковещанию — в своей кабине контролирует исполнение этого первого в мире музыкального произведения. Рядом с инженером находится и сам композитор, дирижирующий механическими исполнителями своего произведения.

За кулисами светового балета: эти щиты более властно, чем дирижер и балетмейстер, управляют пляской света на Сене.

В жаркую ночь вас вдруг обдувает холодный ветер, словно веющий со снежных полей. Высокая башня в виде стопки чашек, вставленных одна в другую, подымается перед вами. Она венчает «Дворец холода». Густые снежные хлопья вьются в воздухе вокруг башни.

Это — не театральная декорация, а настоящая метель. Она создана электричеством. Группа электромоторов гонит по змеевикам переохлажденную жидкость, а вентиляторы направляют холодный воздух в стороны от башни. Насыщенные влагой струи воздуха мгновенно превращаются в снежные хлопья.

Внутри «Дворца холода» — царство современной холодильной техники. Вся она основана на электричестве. Здесь комнатные холодильники; здесь работают и установки, предназначенные «переделать климат» целых городов в тропических владениях Франции.

Во «Дворце открытий» вместо искусственной метели вас встречает искусственная гроза. Две высокие башни-колонны с латунными шарами наверху стоят друг против друга на тележках, скользящих по рельсам. Они окружены металлической сеткой, защищающей зрителей от какой-либо случайности.

Возле башен, у пульта с кнопками и измерительными приборами, находится только один человек. Он нажимает одну из кнопок, и круглоголовые башни медленно сближаются, как боксеры на ринге; на расстоянии нескольких метров сноп искр проскакивает между шарами. Начинается «гроза».

Воздух быстро насыщается терпким запахом озона. В моменты ослепительных вспышек кажется, что башни покачиваются от ударов искр. Это только причудливая игра света: пятитонные колонны стоят непоколебимо.

Не думайте, что грандиозное сооружение сделано для развлечения зрителей. Эта электростатическая машина сооружена по проекту лауреата нобелевской премии Фредерика Жолио, открывшего явление искусственной радиоактивности.

Когда шары заряжены электричеством и разведены на определенное расстояние, напряжение между ними достигает 5 млн. вольт. Чтобы изолировать шары от земли, понадобилось выстроить колонны высотой в 11 м. Основание каждой башни— железное. Здесь помещены моторы и установлены приборы. Наблюдают за ними через широкие зеркальные стекла, образующие стены первого этажа. Верхние этажи сделаны из бакелита и дерева. Шар покоится на фарфоровых изоляторах.

Шар заряжается по методу американского ученого Ван Граафа. Три мотора в первом этаже каждой башни вращают три отдельных барабана-шкива. На шкивы надеты приводные ремни из хлопчатой бумаги, покрытой каучуком. Ремни поднимаются вертикально вверх и внутри шаров надеваются на три других шкива. В нижнем этаже возле каждого ремня протянута проволока из платинового сплава, соединенная с одним из полюсов динамомашины напряжением в 10 тыс. вольт. Другой полюс машины включается в ведущий (нижний) шкив.

Под влиянием высокого напряжения воздух между ремнем и проволокой ионизируется. Здесь начинается движение ионов, и заряды постепенно накапливаются на поверхности движущегося ремня. Наверху, в шаре, возле ремня протянута такая же платиновая проволока, соединенная с внутренней поверхностью шара. Электрические заряды по воздуху попадают в проволоку, а затем собираются на внешней поверхности шара. Таким образом, один шар заряжается положительно до 2,5 млн. вольт, а другой — до такого же отрицательного напряжения. В результате между шарами устанавливается разность потенциалов в 5 млн. вольт.

При этом напряжении электричество ищет любую лазейку, чтобы уйти в землю. Самый страшный враг установки — сырость, поэтому весь ремень, несущий заряды, помещен в герметический ящик; здесь электрические нагреватели держат воздух сухим.

Человек коротко нажимает вторую кнопку на пульте управления электростатическим генератором. Прекращается оглушительная электрическая канонада. Отгороженные решеткой зрители видят, как в нижней части одного из шаров открывается дверь. В открытую дверь виден другой человек, чем-то занятый возле электрических приборов. Присутствие человека в шаре, несущем заряд в 2,5 млн. вольт, кажется невероятным. Но это объясняется основным законом электростатики: электрический заряд собирается на внешней поверхности проводника, внутри же нет электрических сил. Еще Фарадей, сделав металлическую клетку, вошел в нее и включил в прутья клетки ток высокого напряжения, не слушаясь опасливых предостережений. Ученые уверяли, что Фарадей будет немедленно убит электрическим разрядом. Однако ни сам Фарадей, ни его измерительные приборы не обнаружили никакого действия электричества внутри клетки.

Каждый шар генератора представляет собой хорошо оборудованную лабораторию. В этой лаборатории можно производить различные опыты, пользуясь огромным напряжением между шарами. Зрителям здесь показывают не только искусственную грозу: они могут быть свидетелями осуществления одной из интереснейших задач современности — искусственного получения радиоактивных элементов.

Естественные радиоактивные элементы испускают частицы, летящие с огромной скоростью. Ученые Фредерик и Ирена Жолио-Кюри открыли, что обыкновенные элементы, бомбардируемые этими частицами, приобретают свойства радиоактивных элементов. Их радиоактивность временная, но это как раз и нужно для некоторых случаев медицинского применения радиоактивных элементов. Естественные радиоактивные элементы нельзя принимать внутрь, искусственные — можно, так как их действие длится только вполне определенное время.

Чтобы получить искусственные радиоактивные элементы при помощи электрического поля очень высокого напряжения, шары генератора соединяются стеклянной трубкой. Внутри одного из шаров в трубке помещают источник ионов. Ионы, вырвавшись из своего источника, попадают в поле разрядников, которое чрезвычайно ускоряет движение частиц. Частицы летят по направлению к «мишени» — металлической пластинке, помещенной в другом конце трубки. С огромной скоростью ионы ударяют в тела, помещенные на их пути. Именно благодаря этой скорости их удары производят такое же действие, как и бомбардировка частицами естественных радиоактивных элементов: обыкновенные элементы превращаются в новые — радиоактивные. (См. статью «Искусственная радиоактивность» в. № 2 нашегожурнала.)

После этой великолепной и грозной демонстрации электрических сил, способных все разрушить и сжечь на своем пути и создающих новые вещества, вы попадаете в павильон, где электричество занято в высшей степени мирной и скромной работой домашней хозяйки, повара, няньки. Это — абсолютно электрифицированный дом. Труд человека тут сводится к повороту выключателя и нажиму кнопки.

Большие электрические плиты, камины, машины для стирки белья и мытья полов и посуды... Аппараты для чистки обуви, уничтожения мух и согревания постели...

Над «Дворцом света» горит самый мощный в мире маячный фонарь, который потом будет освещать буруны возле острова Уэсан, в опаснейшем месте морского побережья Франции.

Внутри Дворца — все, что есть нового и интересного в светотехнике. Здесь мощные лампы для больших автомобильных дорог и лампочки для освещения почечных лоханок человека. Ослепляющий свет ярчайших ламп и спокойный, рассеянный свет других, где применены новейшие арматуры и свет отражает не металлическая или стеклянная поверхность, а... вода.

Дальше — лампы, превращающие невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи в видимый свет.

Внутри они покрыты химическим составом, начинающим светиться под влиянием лучей невидимого спектра.

С помощью электричества здесь иллюстрируют науку.

В секции анатомии можно видеть одно из чудес выставки — «электрифицированного человека». Он сделан из небьющегося и невоспламеняющегося, совершенно прозрачного материала. В его «стеклянном» теле видны в мельчайших деталях все органы. Сотни крохотных ламп освещают их в тот момент, когда эти органы начинают функционировать.

В отделе аттракционов есть павильон, на фронтоне которого надпись: «Бесконечно малые». Единственный в мире электрический проекционный фонарь, соединенный с микроскопом, бросает на экран увеличенные в 4 тысячи раз изображения страшнейших микробов. На экране — существа, кишащие в капле воды, катастрофы, происходящие в капле крови, еще живой и борющейся с заразой, живые бациллы чумы, чудовища, гнездящиеся повсюду — в воде, в воздухе — и не видимые нами.

Проекционный фонарь, соединенный с микроскопом. На экране — микробы, увеличенные в 4 тыс. раз.

В зале физики оживают законы, заученные на школьной скамье: законы Ома и Кирхгофа — такие короткие и такие важные, законы электромагнитной индукции. Без риска сделать «короткое замыкание» и натворить бед, вы включаете подготовленную аппаратуру для любого интересующего вас опыта.

А вот — техника будущего. По дороге из секции астрономии в планетарий вас ошарашивают рекламы «межзвездного общества». Снуют взад и вперед служащие в одежде, которую, может быть, будут носить через тысячу лет.

Вы — на вокзале межзвездных сообщений. Отсюда пассажирские ракеты отправляются на Марс, на Луну и гораздо дальше. Световое табло сообщает, что ракета № 5 отправляется на звезду Вегу — самую яркую звезду нашего неба. Ничто в кабине этой ракеты не может вызвать сомнений у самого придирчивого путешественника: семь специальных кресел с поручнями, чтобы не упасть от толчков, очень толстые стены, специальные иллюминаторы, в которые вы сможете разглядывать звезды, мелькающие на пути ракеты.

Внутри «ракеты для межзвездных путешествий».

Водитель ракеты сидит за щитом управления с разнообразнейшими приборами. Перед ним — экран, на котором появляются планеты, звезды. Одна за другой исчезают ракеты... Жужжащий звук... полетела и ракета № 5.

Благодаря электрическим приспособлениям удалось создать очень остроумные зрительные и шумовые эффекты. У путешественника создается полное впечатление полета вокруг Марса, приближения к самым отдаленным звездам.

«Возвращаясь на Землю», вы невольно хватаетесь за кресло, чтобы не упасть от толчка, — Земля, казавшаяся только что не больше булавочной головки, стремительно вырастает, вы снова видите Париж.

Электрическая тележка бесшумно везет к выходу людей, возвращающихся из путешествия на звезду Вегу и на Парижскую выставку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.