Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 декабря 2022

ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОР | ТМ 1937-08

Инж. В. КАБАНОВ

Это механизм, срезающий поверхностный грунт там, где нужно по условиям строительства.

Вот он на фото — грейдер-элеватор. Эта машина не имеет самостоятельного движения, поэтому движет ее мощный 50—60-сильный гусеничный трактор ЧТЗ. Грунт, срезанный плугом грейдера, передается на ленту элеватора и на ходу падает с нее прямо в кузов автосамосвала, идущего рядом с грейдером.

Автомашина наполнена. Она убыстряет ход, отделяется от трактора, идущего на первой или второй скорости. Но вместо нее под ленту элеватора становится другая, третья, еще и еще... Одна за другой перевозят они породу и сбрасывают в насыпи, кавальеры. А за ними все дальше простирается ровное земляное полотно.

Порода подымается по ленте элеватора и на ходу ссыпается в кузов автосамосвала. Машина наполнятся и уйдет, а место ее займет другая, третья... Здесь человек только управляет. При такой погрузке нет нужды в грузчике.

Перед началом работы диск плуга устанавливают под углом от 35 до 45°, в зависимости от грунта. Потом регулируют транспортер, и это тоже зависит от условий работы. Если порода пойдет прямо в отвал, верхний конец элеватора устанавливают на высоте 1—1,4 м от уровня колес; если грузят на автомобиль ЗИС, то конец желоба подымается выше — на 1,8—2 м; если на самосвал, тогда еще выше — на 2,2—2,4 м.

Внизу элеватора перед началом работы устанавливают заслонку, чтобы уменьшить потери грунта во время его передвижения по ленте.

Механизм начинает входить в борозду. Перед этим тракторист сначала включает рычагом ленту, некоторое время держит ее на холостом ходу. Лента движется со скоростью 1,25 м в секунду. Теперь можно загружать плуг. Врезается он в глубину 25—30 см. Ширина борозды — 20—26 см.

Такова эта машина, которая в 1936 г. впервые стала применяться на железнодорожном строительстве, на вновь сооружаемой линии Уральск— Илецк. Пришла она не из-за границы, а из города Николаева, с завода «Дормашина».

И в другой стадии работы — при выгрузке — тоже не нужны руки человека. Автосамосвал разгружается сам, а после того, как он уйдет, кучу спланирует ножевой грейдер.

Грейдер-элеватор работал вдоль резерва (параллельно железнодорожному полотну), двигаясь на протяжении 500 м. Уменьшится это протяжение, сузится фронт работ, значит, увеличится за счет числа поворотов холостой ход машины, снизится ее производительность. Производительность колеблется также в зависимости от опытности тракториста, от тщательности ухода за механизмом.

На строительстве линии Уральск— Илецк ежедневная выработка грейдер-элеватора равнялась 600—800 м³. Один этот механизм, работая 8 часов, заменяет 200 конных повозок — грабарей. Кубометр грунта, снятый грейдер-элеватором, стоил строительству 1 p. 25 к., при работе грабарей тот же кубометр грунта обходился в 8—10 руб. Так, впервые проработав на железнодорожном строительстве, оправдали себя грейдер-элеваторы.

В 1937 году они уже будут работать на строительстве вторых путей Данилов—Вологда—Коноша. Объем земляных работ для грейдер-элеваторов на стройках НКПС будет равен 1 млн. м³.

Трудно сейчас рассчитать эффект этой работы. Несомненно, он будет больше прошлогоднего, потому что уже в прошлом году в стахановскую декаду грейдер-элеватор давал 1300 м³ в день, а в день стахановской годовщины — 2050 м³.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.