Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 ноября 2022

Алло!

Инж. M. БЕЛИНСКИЙ

18 апреля 1876 г. в Филадельфии, в США, открылась всемирная выставка, посвященная достижениям науки и техники за последние 100 лет.

К этому дню готовились в течение нескольких лет; о нем говорили в странах Нового и Старого света; пространные рекламы в газетах извещали о нем, как о демонстрации торжества человеческого разума над «темными силами природы».

Там были представлены трофеи многочисленных побед человека над природой, все лучшее, что было создано конструкторами и техниками всего мира.

И вдруг новая победа, победа там, где ее меньше всего ожидали!

Случилось это так.

В кругу товарищей Белль считался наиболее умным и сообразительным мальчиком. Он придумывал десятки оригинальных игрушек, которые прыгали, вертелись, мигали глазами, как живые. Однажды соседи были крайне поражены детским писком, который доносился из комнаты, где жила семья Белля. И когда они вошли туда, готовые торжественно поздравить с новорожденным, им показали новую игрушку, сделанную юным Александром, которая способна была не только пищать, но даже издавать односложные звуки, напоминающие детское «ма-ма».

Отец Белля обучал глухонемых; поощряя затеи сына, он одновременно развивал в нем любовь к своей профессии.

Александр Белль с увлечением принялся за изучение устройства гортани и уха. Навязчивая идея беспокоила его в течение нескольких лет — нельзя ли изобрести такой прибор, который позволил бы глухонемым слышать человеческую речь. В это время в печати появились сведения о достижениях в области телеграфии. Это натолкнуло Белля на мысль о том, что можно создать прибор, передающий на далекое расстояние не знаки, а непосредственно человеческий голос.

После нескольких лет большой работы, после целого ряда не удававшихся опытов Александр Белль такой аппарат изобрел. Но нелегко было доказать миру, что аппарат, передающий на далекое расстояние человеческий голос, действительно существует. Изобретение считалось настолько невероятным, что даже среди ученых того времени известие о нем вызывало скептические улыбки.

Узнав о выставке в Филадельфии, Белль решил использовать ее для рекламирования своего «говорящего телефона». С большим трудом удалось отвоевать небольшой уголок выставки в коридоре, у лестницы, в отделе народного образования. На небольшом участке были протянуты провода, которыми Белль соединил две телефонные трубки. Первой фразой, произнесенной по телефону, были слова знаменитого английского поэта Шекспира: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

Назавтра о чудесной трубке заговорили все газеты. На выставке телефону отвели самое лучшее место.

Это была огромная победа, которую одержал человек в своей веками длящейся борьбе с пространством. Дальше Беллем уже легко преодолевались различные препятствия внедрению телефона, как, например, конкуренция железнодорожных и телеграфных фирм, недовольство пароходных компаний и др.

Телефон, совершенствуясь, быстро приспособился к различным запросам буржуазного общества и вскоре стал незаменимым средством внутригородской и междугородной связи. Сфера действия телефона росла неимоверным образом. По телефону заключались и расторгались коммерческие сделки, передавались через моря и океаны сведения о ценах на рынках, о многочисленных биржевых махинациях. По телефону сообщалось о заключении браков. Директор французской семинарии Эмбах предложил принимать по телефону покаяния людей и по телефону же отпускать им грехи.

Прошло 60 лет со дня открытия выставки в Филадельфии. В апрельский день 1936 r., сидя в уютных кабинетах нью-йоркского небоскреба, спокойно беседовали по телефону директор Джиффорд и вице-директор Миллер телеграфно-телефонной компании в Америке. Разговор производился из соседних комнат по линии, которая опоясывала... весь земной шар. Слова облетали 3 океана и 2 материка и доходили до собеседников через 1/4 секунды.

Это было еще одним шагом вперед, еще одним достижением человеческого разума.

Схема соединения линий двух абонентов.

*

Телефонная связь могла стать действительно всеобщим достоянием только при условии возможности ведения разговора между любыми 2 обладателями телефонных аппаратов. Можно, конечно, всех абонентов непосредственно соединить между собой без помощи центральной станции. В таком случае к каждому из аппаратов должно быть подведено столько линий, сколько телефонов нужно с ним соединить.

Такая громоздкая сеть получается при соединении шести аппаратов непосредственно между собой, без помощи станции.

Предположим, что такая непосредственная связь должна быть установлена между 6 телефонными аппаратами. Тогда к каждому из них подводят 5 соединительных линий. На крышке каждого аппарата устанавливают 5 рычажков — по одному на линию. Вызов абонента производят нажатием соответствующего рычажка при снятой микротелефонной трубке. По окончании разговора, когда трубку возвращают на вилку, линия автоматически разъединяется.

Схема телефонного устройства с вызовом абонента непосредственно, без помощи телефонной станции. Для того чтобы с 6-го аппарата вызвать 1-й, достаточно снять трубку и нажать рычажок 1.

А как же быть, если число владельцев телефонов больше? Легко заметить, насколько громоздкими и неудобными оказались бы аппараты, и особенно сеть проводов, в этом случае. Только для 100 телефонных аппаратов потребовалось бы 4950 линий. А в крупных городах абонентов обычно насчитывается несколько десятков тысяч.

Вот почему развитие телефонной связи привело к необходимости устройства центральных телефонных станций.

Так упрощается сеть при соединении тех же аппаратов через станцию.

На специальных установках на станции — коммутаторах, к которым подводятся идущие от телефонов провода, производится соединение между телефонами. Коммутаторы были предложены в Америке Гилиляндом. Впервые они были применены на первой телефонной станции в Нью-Йорке в 1878 г. На этой станции в каждый коммутатор включалось 100 телефонных аппаратов. К коммутатору от каждого аппарата направлялся всего один провод, вторым проводом служила земля.

Каждая линия имела на коммутаторе специальный клапан и ламель. Все ламели располагались в продольном и поперечном направлениях.

Когда абонент вращал ручку индуктора в своем аппарате, на коммутаторе отпадал клапан линии этого аппарата. Телефонистка, узнав, с кем нужно соединить абонента, производила это соединение, вставляя штепсель в соответствующие ламели.

Схема телефонного устройства с вызовом абонента через центральную станцию. Соединение устанавливается на коммутаторе. Узнав номер вызываемого абонента телефонистка вставляет в его гнездо штепсель шнура и посылает вызов.

Вызывали в то время абонентов по фамилиям. Особенно долго практиковалось это на телефонной сети во Франции (вплоть до 1895 r.). Можно себе представить, как трудно было работать телефонисткам, когда разыскивать нужную фамилию приходилось в списках на 13— 14 тыс. абонентов.

Коммутаторы Гилилянда были громоздки и неудобны. Контакт в месте соединения был очень ненадежен, что в сильной степени отражалось на слышимости. Поэтому штепсельные коммутаторы в дальнейшем были заменены шнуровыми, которые применяются на телефонных станциях и в настоящее время.

Небезынтересно напомнить о той своеобразной предыстории, которую, имела телефонная связь в России.

В конце 1796 г. короновали русского царя Павла I. Известие об этом нужно было передать срочно из Москвы в северную столицу — Петербург. Осуществлено это было довольно своеобразно. Вдоль всего пути между Москвой и Петербургом на расстоянии 200 м друг от друга было расставлено 3200 вооруженных солдат. Первый удар колокола московского собора, извещавший о начале торжественной процедуры, был сигналом к началу ружейной эстафеты. Выстрелил ближайший к собору солдат. Услышав выстрел, разрядил свою винтовку следующий солдат, за ним, строго соблюдая свою очередь, все часовые. Последний часовой, в Петербурге, выстрелил через 3 часа, и только тогда со стен Петропавловской крепости загрохотали пушки. Такая скорость передачи сообщений (213 км/час) считалась в то время рекордной. Самый быстрый курьер мчался из Москвы до Петербурга 80 часов.

Через 85 лет, в 1882 г., была открыта в Петербурге первая телефонная станция, а через 100 лет, в 1898 г., установлена первая междугородная связь между Петербургом и Москвой. Телефонные станции в Петербурге и в ряде других городов России были построены международной телефонной компанией Белля, ставшего к тому времени крупным капиталистом.

*

С самого начала своего существования телефонная связь была организована по так называемой системе местной батареи. Для микрофона как передатчика необходим посторонний источник электрической энергии. Этим источником питания могут быть гальванические элементы, способные дать постоянной силы электрический ток при напряжении его в 4—5 вольт. При телефонной связи по системе местной батареи этот источник электрического тока находится у каждого аппарата в отдельности. Этот вид телефонного сообщения сохранился еще до сих пор и благодаря простоте устройства и эксплуатации имеет применение в низовой сельской и военной связи.

Коммутатор местной батареи на 50 номеров. Абонент вызывает станцию вращением ручки индуктора. При этом на коммутаторе отпадает клапан и указывает номер вызывающего абонента. Соединение между двумя абонентами производит телефонистка, вставляя в соответствующие гнезда штепсели шнуров. А — вызывные клапаны, В — гнезда, С —  шнуры со штепселями на концах.

Телефонный аппарат местной батареи всегда можно отличить по наличию в нем электрических элементов и ручки индуктора, находящейся обычно сбоку аппарата. Индуктор служит для вызова станции. Это миниатюрная динамо-машина, где между полюсами 3 или 4 подковообразных магнитов помещена катушка с большим числом витков тонкой изолированной проволоки. Вращением ручки индуктора приводится вo вращение катушка; при вращении витки ее пересекаются в различных направлениях силовыми линиями магнитного поля. Благодаря этому в катушке возникает электродвижущая сила, и в линию устремляется переменный ток. Он проходит через обмотку реле, находящегося на станции в коммутаторе. Сердечник реле намагничивается и притягивает свой якорь, благодаря чему на коммутаторе отпадает клапан, прикрывавший до этого номер телефонного аппарата. На коммутаторе имеется несколько пар шнуров со штепселями на конце. Отпавший клапан дает сигнал телефонистке, которая берет один из свободных шнуров и вставляет его штепсель в гнездо под отпавшим клапаном. Этим телефонистка подключает к линии свой микрофон и телефон и имеет возможность таким образом разговаривать с абонентом. Затем она узнает нужный абоненту номер, отыскивает гнездо этого номера и вставляет в него штепсель, находящийся на другом конце шнура. У каждого шнура имеется кнопка, нажатием которой телефонистка посылает в линию вызываемого номера переменный ток, и в аппарате абонента слышится звонок. Соединение телефонных линий произведено. Когда разговор окончен, абонент несколькими отрывистыми поворотами индуктора посылает на станцию отбой. При этом на коммутаторе отпадает отбойный клапан, имеющийся у каждого шнура. Это является для телефонистки сигналом того, что абоненты кончили разговаривать, и она, вынув штепселя из гнезд, разъединяет их.

Аппарат местной батареи со снятой крышкой. Вызов станции производится вращением индуктора «а».

Трехмагнитный индуктор: а — ручка индуктора, б — большая шестерня, в — малая шестерня, на оси которой находится катушка индуктора; г — подковообразные магниты.

Необходимость ухода за большим числом электрических батарей у абонентов, неудобство вызова — все это не дает возможности применять систему местной батареи в крупных городах. Поэтому в таких случаях применяется система с централизованным питанием микрофонов абонентских аппаратов, так называемая система центральной батареи. Телефонный аппарат центральной батареи гораздо меньше по размерам, схема его проще: он не имеет ни электрической батареи, ни индуктора.

Вызов станции производится просто снятием трубки с рычага аппарата или иногда еще и дополнительным нажатием кнопки (Ленинград). Этого достаточно, для того чтобы электрический ток от батареи на станции прошел через линию в аппарат абонента и, вернувшись по другому проводу линии, прошел через электромагнитное реле на станции. Сердечник реле намагничивается, и реле срабатывает, т. e. притягивает свой якорь. Якорь, поворачиваясь, замыкает между собой две пластинки, через которые электрический ток устремляется в лампочку. Все это происходит мгновенно, и почти тотчас после снятия абонентом трубки на коммутаторе зажигается маленькая электрическая лампочка. Здесь, так же, как и на коммутаторе местной батареи, телефонистка спрашивает, какой вызывается номер, и присоединяет его с помощью шнуров. По окончании разговора, когда абоненты вешают трубки, на коммутаторе загораются отбойные лампочки.

Аппараты центральной батареи. Вызов станции производится при снятии трубки с рычага аппарата.

Каждый телефонный аппарат имеет на коммутаторе свое гнездо, и на крупных станциях коммутаторы усеяны гнездами, как пчелиные соты. Телефонистка, сидящая за коммутатором, должна иметь возможность соединить любые 2 аппарата, поэтому гнезд в каждом коммутаторе столько, сколько на станции включено аппаратов. Но только небольшая часть гнезд снабжена лампочками, это — гнезда тех аппаратов, вызов от которых поступает только на этот коммутатор.

В Москве, где включено 60 тыс. ручных телефонных аппаратов, на каждом коммутаторе расположено 60 тыс. гнезд. Для того чтобы их можно было расположить на возможно меньшей площади, гнезда делаются не более 3—4 мм в диаметре, и все-таки размеры этой площади получаются довольно значительными.

Работа телефонистки требует определенного навыка. Предположим, что абонент просит соединить его с № 4-17-41. Для телефонистки это означает, что среди 60 тыс. гнезд она должна отыскать 41741-е гнездо. 2 мм в сторону — и аппарат будет включен в гнездо, соседнее с гнездом вызываемого номера, что нередко случается у неопытных телефонисток или к концу рабочего дня, когда усталость сказывается и на быстроте, и на точности движений.

Ручная телефонная станция в Москве. На каждом коммутаторе 60000 гнезд.

*

Узкий длинный ряд коммутаторов, за которыми сидят телефонистки. Непрерывно загораются и гаснут лампочки. В зале стоит легкий, как пчелиное жужжание, гул, изредка прерываемый треском падающих штепселей или раздраженным выкриком телефонистки. Ни на одно мгновение не может отвлечься телефонистка от своей работы. 7 секунд — ее норма. За 7 секунд нужно: заметить загоревшуюся лампочку, вставить штепсель в гнездо под ней, спросить абонента, отыскать нужный ему номер и, если номер свободен, вставить штепсель в его гнездо и послать вызов. И все это телефонистки-стахановки проделывают в 5—6 секунд.

Наиболее напряженно работает станция в середине дня, в 12—13 часов, когда особенно сильно бьет жизненный пульс города, вот почему в это время приходится долго ждать ответа телефонистки. В ночное время станция очень слабо нагружена и обслуживается всего несколькими телефонистками. Чудовищной величины достигает нагрузка в ночь на 1 января, когда во все концы города по телефонным проводам несутся десятки тысяч новогодних поздравлений, тогда уже не в силах справиться с этим потоком вызовов и полный штат телефонисток.

Ручная телефонная связь, несмотря на развитие автоматической телефонии, будет иметь еще в продолжение значительного времени большое значение.

Расширение телефонной связи имеет огромное значение для культурного и хозяйственного роста страны. За годы второй пятилетки число телефонов, включенных только в ручные телефонные станции, в нашей стране увеличится в 2 раза, т. e. будет доведено до 1 млн. номеров.

ОТ РЕДАКЦИИ

Помещая статью о работе ручной телефонной станции, редакция ставит в известность читателей, что в одном из ближайших номеров нашего журнала будет помещен очерк о работе АТС.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.