Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 ноября 2022

Танковая атака

Капитан Д. БИБЕРГАН

«Ночь с 7 на 8 августа 1918 г. была сырой и тихой. Около четырех часов утра долину начал застилать густой туман. Вскоре туман окутал все вокруг. Был он настолько густ, что атакующей пехоте и танкам пришлось готовиться к движению по компасу, ибо глаз не видел даже на метр вперед.

Без четверти четыре все было совершенно тихо. Кое-где слышен был кашель солдат немецкого секрета, темные шинели их неясно вырисовывались, покрытые блестящими каплями росы.

В 4 часа 20 минут вся масса английской артиллерии внезапно открыла ураганный огонь по всему фронту. Немецкие окопы засыпало градом снарядов. Противник заставил замолчать немецкие батареи. И прежде чем немцы успели прийти в себя, танки вынырнули из тумана».

Так описывают англичане начало знаменитого танкового сражения под Амьеном (Франция). Наступление началось без длительной артиллерийской подготовки и продолжалось всего 4 минуты. Затем танки начали атаку. Шли они группами — по десять, по двадцать.

На всем фронте, протянувшемся на 30 км, участвовало 415 танков — невиданная до того времени масса.

Об этом дне рассказывают и пленные солдаты.

«Стоял густой туман, закрывший все, что находилось вблизи. Отчетливо было слышно, как работают у англичан моторы... Снаряды атакующего стали падать, как крупные капли дождя в грозу. Неожиданно огонь перенесся дальше в глубину. Послышались крики, разрывы ручных гранат и жуткий шум танковых моторов. Охранение еще находилось впереди, перед ротой.

Как только огонь был перенесен дальше, через склоны долины в атаку пошло множество танков. Они проходили мимо на расстоянии 10—20 м. Открыли огонь по английской пехоте, часть заставили отойти. Внезапно на левом фланге появился один танк. Пулеметные выстрелы встретили его. Но он спокойно пополз дальше, вышел в тыл левому взводу и открыл стрельбу по окопам. Танки подошли и сзади.

Сильно мешал туман. Он прикрывал танки. Мы не видели куда, но все же мы усердно стреляли, —  иначе с ума сойдешь. Наши пулеметы бешено трещали. Танки безжалостно продвигались вперед... Небольшая удача: вскоре из одного танка вспыхнуло пламя. Но вслед за тем в удивительно короткий срок наш овраг покрылся дымом — нельзя было понять откуда. Перед нами поднялась непроницаемая для глаз дымовая стена. Под ее защитой противник продолжал атаку. Насколько возможно было понять в этом аду, пехота противника подкралась к нам и стала забрасывать наши окопы гранатами. Я помню крик моего товарища: «Патроны кончились!» Вслед за тем возле меня раздался страшный треск — один танк проходил совсем близко от меня через окоп, —  затем снова треск, и я потерял сознание...»

Деморализующее влияние танков на пехоту обороняющихся было огромно. «Мы сдались потому, что там были танки», говорили пленные немецкие солдаты.

К концу дня наступающие части французов и англичан продвинулись на 12 км. В этом сражении немцы потеряли 22 тыс. человек и 400 орудий.

Недаром генерал Людендорф в своих мемуарах назвал 8 августа 1918 г. «черным днем германской армии».

Распределение танков по фронту перед началом атаки в сражении под Амьеном.

*

И в этом и в других сражениях порядок движения танков во время атаки был почти одинаков: танки начинали движение в один ряд — в линию по всему фронту. За танками двигалась прикрытая ими пехота. В некоторых местах фронта за первой линией двигалась вторая — так же с пехотой позади. Такой прием назывался атакой волнами. Он имеет существеннейший недостаток — быстро истощается. Если первый ряд танков расстроен огнем противника, то некому пополнить танковые ряды.

С усилением противотанковой обороны немцев англичане придумали трехэшелонную систему атаки. Отряд танков разбивался на группы, расположенные одна позади другой (эшелонами). Первый эшелон проникал только до второй цели, второй эшелон — до третьей цели, а третий эшелон уже решал задачу дня. Дальше этого приема тактика танков времен империалистической войны не пошла.

Идея атаки танками, построенными в три эшелона.

С тех пор многое изменилось. Техническое оснащение армий гигантски выросло, увеличилось число орудий на единицу пехоты, значит, усилена противотанковая оборона. Созданы новые противотанковые препятствия. Но изменились и сами танки: конструкция их стала более совершенной, они подвижнее, мощнее, надежнее. Без танков сейчас не мыслится ни один серьезный бой. В некоторых империалистических армиях поэтому появились теоретики типа генералов Фуллера, Лидль-Гарта, провозгласившие необходимость самостоятельных бронированных армий, подвижных и мощных, способных внезапным ударом сокрушить противника. Есть и теоретики менее радикальные, но почти во всех капиталистических армиях вопрос о применении танков в будущей войне в большинстве случаев не вполне решен.

Слева — старый английский танк, последнее слово танковой техника времен империалистической войны.

Справа — новый английский танк. Эта машина предназначена для атаки во взаимодействии с кавалерией.

В этом свете для нас представляет исключительный интерес появление нового полевого устава Рабоче-крестьянской Красной армии, вышедшего в конце 1936 r.

Опираясь на опыт империалистической и гражданской войн, обладая богатейшим опытом собственного строительства танковых частей, мы сумели стать на правильный путь решения боевых задач.

Новый полевой устав 1936 г. советует применять в бою каждый род войск с учетом его свойств и сильных сторон. Устав — против шаблона: он требует усилий от каждого рода войск по способностям. Большая подвижность, огневая и ударная мощь — вот сильные стороны танков.

*

Двадцать лет назад, в 1917 г., танки двигались со скоростью до 7 км/час. Запас хода был небольшой. Экипаж страдал от паров бензина. Во время атаки танки шли вперед, за ними цеплялась пехота. Так медленно «вгрызались» в противника. При этом танки были почти равномерно распределены по всему фронту. Если бы все 415 боевых танков, участвовавших под Амьеном в первый день боя, построить в одну линию вдоль фронта в 30 км, то интервалы между танками были бы равны 70—75 м. На один километр пришлось бы 14 танков. Нельзя сказать, чтобы эта цифра была внушительна.

Благодаря такому построению сила танковой атаки исчерпывалась в первый же день боя. Об этом свидетельствует Амьенское сражение: 8 августа 1918 г. в бою участвовало 415 танков, 9 августа —  только 145, 10 августа — 67 и 11 августа — 38 (т. e. почти один танк на один километр фронта).

Правда, эта цифры — не показатель числа машин, выбитых в бою, они говорят и о конструктивных недостатках первых танков, но все же здесь сказались и результаты старой тактики применения танков. Отдельными танками (один на километр) воевать — бесполезное дело.

Именно от этого предостерегает нас полевой устав. «Быть всюду одинаково сильным нельзя»: где-то нужно выбрать главное направление и на нем сосредоточить основные силы.

Полевой устав говорит: «Применение танков в наступлении должно быть маскированным». Он рекомендует сводить танки с артиллерией и пехотой в крупные механизированные соединения, способные решать самостоятельные задачи.

Характерно, что после мировой войны некоторые военачальники пытались подменить артиллерию танками. Часто приводились слова одного английского офицера: «Вы знаете, что можете пройти сквозь проволочное заграждение, через которое прошел танк, но вы лишь надеетесь, что можете это сделать, после того как по проволоке два дня стреляла артиллерия».

Американская самоходная пушка для сопровождения танков.

Конечно, крупное танковое соединение способно решать самостоятельные задачи. Это оговорено полевым уставом. Но устав категорически утверждает, что основа современной тактики — взаимодействие всех родов войск.

А как с атакой, не захлебнется ли она в первый или второй день, как под Амьеном? Устав отвечает — нет. Технические качества современных танков высоки. Некоторые обладают наибольшей скоростью 60—70 км/час, в 10 раз большей, чем 20 лет назад. С такой техникой можно наносить одновременный удар во всю глубину боевого порядка противника.

Ha маневрах в районе Токио. Японский танкист ведет танк в атаку, защищая себя и машину дымовой завесой.

Одновременный удар мыслится таким образом: непосредственно с пехотой наступают танки поддержки пехоты (сокращенно — ТПП). Они ведут пехоту за собой, прокладывают ей пути через проволочные заграждения и другие препятствия, давят огневые точки противника. Чтобы оградить атакующие танки и пехоту от артиллерийского огня противника, одновременно с танками ПП действуют и танки дальнего действия (сокращенно — ТДД). Они выходят с исходных пунктов несколько раньше ТПП, с таким расчетом, чтобы прорваться в тыл противника и громить его артиллерийские батареи, тогда как ТПП будут действовать на переднем крае.

Пятитонные германские танкетки во время маневров преодолевают препятствия. Эти танкетки на ровной местности развивают скорость до 40 км в час. Экипаж их состоит из двух человек: один — танкист, другой — пулеметчик, обслуживающий два пулемета.

Итак, на переднем крае обороны противника действуют пехота с ТПП, дальше, в глубине обороны, орудуют ТДД, а еще дальше, где стоят штабы и резервы, наша штурмовая авиация бомбит и расстреливает ближайшие к фронту тылы. Все это совершается одновременно. При этом во всех случаях танковая атака должна быть обеспечена артиллерийской поддержкой. Артиллерийский огонь направлен туда, куда танки не могут проникнуть. Артиллерия, пехота, танки и авиация при наступлении должны работать строго согласованно.

Одновременный удар по всей глубине обороны противника. Условные знаки: ТПП — танки поддержки пехоты. ТДД —  танки дальнего действия, подавляющие артиллерию противника. СВ — сборный пункт после выполнения первой задачи.

*

Механизированные соединения могут вести различные бои: встречный бой, наступательный бой, оборону, преследование и т. д. Боевые действия механизированных соединений должны иметь и соответствующее боевое обеспечение. Это значит, необходимо организовать разведки, воздушную и наземную, охранение танковых частей на исходе и на месте расположения, материально техническое обеспечение и т. д.

Наступательный бой предполагает, что противник занимает оборонительные позиции (как под Амьеном), и удар наносится по обороне противника. Об этом мы уже говорили.

Но если бой происходит во время движения? Вы встретились по дороге с врагом, завязался встречный бой. Значит, до этого вы должны быть в походном порядке (на марше). Организация марша танков — большое искусство: надо двигаться быстро, надо двигаться скрытно, надо появляться перед противником неожиданно. Средняя скорость движения танков — 12—20 км/час. Сравните со скоростью пехоты — 4 км/час. Колонна танков на марше высылает разведку. Разведка особенно важна в механизированных войсках: ведь все движется, все на колесах, обстановка быстро меняется. И тот танкист, который движется без разведки и наблюдения, действует как самоубийца. Он работает вслепую. Поэтому полевой устав подчеркивает, что сбор сведений о противнике является общей обязанностью всех войсковых частей во всех случаях их боевой деятельности, обязанностью всех частей, а танковых и подавно.

Итак, колонна движется, разведка выслана и все меры боевого обеспечения приняты. Противники столкнулись. Встречный бой характерен быстрым развертыванием войск из походного порядка в боевой. Для танков это самый желательный вид боя, потому что местность случайная и противотанковыми препятствиями не оборудована. И кроме того, для сильной стороны танка — подвижности — открываются широкие просторы. Шаблонов встречного боя нет, вариантов встречи с противником могут быть тысячи. Во всех случаях танки под прикрытием огня своей артиллерии прорываются вперед и атакуют части противника во фланг или во фланг и тыл. Полевой устав в этих случаях рекомендует, если обстановка позволяет, стремиться ударить противника собранным кулаком во фланг.

Современная оборона — прежде всего противотанковая оборона. Она состоит из системы огня войсковой и противотанковой артиллерии, с одной стороны, и системы естественных и инженерных противотанковых препятствий — с другой. В общей сложности полоса заранее подготовленной обороны достигает 30 км в глубину. Танки обороняющегося входят в состав ударной группы.

Эта группа действует тогда, когда противник прорвался в глубину обороны. Против прорвавшихся танков противника бросается ударная группа. Танки наносят удар по танкам врага. Если в обороне находятся одни только танки, то это — подвижная оборона. Она совершается перекатами: одна группа танков удерживает противника, другая отходит назад, занимает новый рубеж и своим огнем обеспечивает отход первой группы и т. д.

За 20 лет танки ...

Отсутствует фрагмент стр. 27

... если танк применяется благоразумно. Танки никого не подменяют, они лишь дополняют, технически оснащают другие ...

Отсутствует фрагмент стр. 27

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.