Ю. ПЕТРОВСКИЙ
6 мая в 18 час. 25 мин. в аэропорте Лейкхерст близ Нью-Йорка произошла одна из самых страшных катастроф в истории авиации.
Завершив очередной перелет через океан, величайший дирижабль — ЛЦ-129 «Гинденбург» — подлетел к находящейся перед огромным эллингом причальной мачте и, остановившись на высоте 60 м, выбросил ожидавшей его команде веревочные причальные снасти. В этот момент в кормовой части, там, где находились задние моторы корабля, раздались один за другим два оглушительных взрыва. Через мгновенье вся 245-метровая громада была охвачена пламенем. Опережая падающий остов, из кабин выбрасывались обезумевшие от ужаса люди. Еще через несколько секунд на земле догорала залитая нефтью груда обломков дюраля и ткани, придавившая не успевших выпрыгнуть людей...
В момент катастрофы на борту дирижабля было 99 человек. Из них 48 было убито на месте, а остальные получили тяжелые ранения и ожоги.
Так трагически погиб воздушный корабль, воплощавший в себе весь богатейший 30-летний опыт жесткого дирижаблестроения мира. Это был 118-й дирижабль, построенный на верфях Цеппелин. По размерам и летным данным он превосходил все существовавшие до сих пор дирижабли. По тем удобствам, которые он предоставлял пассажирам, его можно сравнивать только с комфортабельными океанскими или морскими судами.
В отличие от всех остальных дирижаблей пассажирские помещения ЛЦ-129 находились не в отдельной кабине, подвешенной к корпусу дирижабля, а внутри корпуса. Благодаря этому конструкторам удалось уделить под них огромную площадь в 400 м². Основные жилые и подсобные помещения были расположены на двух палубах. На верхней помещались двухместные каюты, салон, ресторан, библиотека и большие прогулочные застекленные балконы. Нижнюю палубу занимали кубрики команды, каюты офицеров, ремонтная мастерская, кухня, бар, ванная и курительная комната. «Гинденбург» был первым дирижаблем, на котором допускалось курение. Курительная была обставлена со всеми предосторожностями. Стены ее — газонепроницаемы, двери закрывались герметически, стены оклеены не матерчатыми обоями, как в других помещениях, а кожаными. Чтобы рассеянный пассажир не вышел из курилки с зажженной сигарой, дверь отпиралась только снаружи. Каждый мог свободно войти, но для выхода приходилось звонком вызывать стюарда. Двухместные каюты были оборудованы со всем комфортом, включая индивидуальные умывальники с горячей и холодной водой.
Остов необычайно сложной конструкции был сделан из дюраля Длина его равнялась 247 м — почти четверть километра, максимальный диаметр — 41,2 м, высота — 44,7 м, т. е. высота 9—10-этажного дома. Газовые баллоны, размещенные по отсекам дирижабля, вмещали 190 тыс, м³ водорода. Это создавало огромную подъемную силу в 214 т. Около 100 т приходилось на собственный вес дирижабли, а остальные — на нефть, заполнявшую 25 баков по 2,5 т, водяной балласт (10 т) и коммерческий груз — пассажиров и почту.
4 четырехтактных 16-цилиндровых V-образных дизеля Даймлер-Бенц мощностью по 1100 л. с. были установлены в моторных гондолах по бокам дирижабля. Они вращали через редукторы большие деревянные четырехлопастные винты и сообщали воздушному кораблю скорость до 135 км/час. Дальность полета определялась в 14 тыс. км.
Управление дирижаблем сосредоточивалось в командирской гондоле, помещенной в носовой части. Там же находились все четыре радиостанции, работавшие на длинных и коротких волнах.
Чем же вызвана гибель замечательного корабля, вершины современного дирижаблестроения? Конструктивными недостатками, как в случае с английским R-101? Ошибками командования, лихачеством, как с американским «Акроном»?
Когда пишутся эти строки, еще нет результатов расследования, тем не менее с уверенностью можно сказать: конструкция дирижабля была достаточно совершенна и не могла быть причиной катастрофы. Командир «Гинденбурга», инж. Леман, ближайший помощник конструктора и капитана многих цеппелинов д-ра Эккенера, — исключительно опытный и осмотрительный водитель воздушных кораблей. Все маневры производились им правильно. Причина катастрофы — алчность владельцев воздушного корабля, в погоне за прибылью уделявших очень много внимания показной комфортабельности, но не обеспечивших подлинной безопасности пассажиров и команды.
ЛЦ-129 был сконструирован и построен в расчете на наполнение не огнеопасным и образующим с воздухом взрывчатую смесь водородом, а инертным гелием. Только поэтому конструкторы и решились устроить на нем кухню и курительную. Но гелий в 12 раз дороже водорода, подъемная сила его на 8% меньше, и соответственно меньше поднимаемый дирижаблем коммерческий груз. И вот, несмотря на решительные протесты американцев, владельцы «Гинденбурга» отказались от гелия, наполнили дирижабль дешевым германским водородом, а увеличение подъемной силы использовали для увеличения числа пассажиров с 50 до 72. Теперь достаточно было одной искры, чтобы произошел взрыв или пожар.
Что же вызвало появление роковой искры?
Причин могло быть много: неосторожность легкомысленного пассажира, искра из мотора или разряд статического электричества, вызванный трением в складках оболочки газовых баллонов, истечением водорода через клапан, влиянием атмосферного электричества. Да это и не так важно. Никакая искра не могла бы вызвать несчастья, если бы дирижабль был наполнен гелием.
Кроме того, в этом случае сама гибель воздушного корабля не вызвала бы столько жертв. Вспомните гибель американского «Мэкона» в 1935 г., когда из 70 человек погиб лишь 1, да и то по своей вине.
Таково мнение дирижаблестроителей и воздухоплавателей всего мира. Гибель ЛЦ-129 — не поражение современной техники, а преступление германского капитализма. Гибель германского дирижабля не затормозит развитие дирижаблестроения, особенно в СССР — одной из двух стран, обладающих большими природными запасами гелия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий