Проф. Г. ПОКРОВСКИЙ, Рисунки автора
Ниже, мы помещаем очерк проф. Г. Покровского, в котором автор делает попытку набросать хоти бы в основных чертах картину одного из видов будущего полярного транспорта. Обращая внимание читателей на весьма интересную мысль о применении плавающих танков для арктических рейсов, редакция подчеркивает, что все цифровые данные и описание оборудования таких танков имеют чисто предположительный характер.
Одна из самых сложных проблем, связанных с освоением Крайнего Севера, это организация надежного и достаточно дешевого транспорта.
Обширные пространства советской Арктики, часто разобщенные между собою недоступными естественными преградами — ледяными горами, тундрой и морем, — необычайно затрудняют применение здесь обычных средств сообщения.
Старое и испытанное средство сообщения — водный транспорт — несет сейчас большую и почетную службу в советской Арктике, но льды Арктики слишком ограничивают время использования пароходов. Дополнительные расходы, связанные с ледокольными операциями и вынужденными простоями, удорожают судоходство. Следовательно, обычная дешевизна водного транспорта значительно уменьшается в условиях Севера. Некоторые районы полярного моря вообще недоступны для какого-либо систематического морского сообщения.
Развитие в Арктике автомобильного и железнодорожного движения также наталкивается на большие препятствия. Мощные водные артерии пересекают весь наш Север, множество заливов глубоко врезывается в материк, большое количество островов отделено от материка ледяными полями — все это делает невозможным прокладку здесь автомобильных и железных дорог. Мы уже не говорим о колоссальных трудностях, связанных с проведением дорог по земле, которая скована вечной мерзлотой и заносится в долгие зимние месяцы горами снега.
В последние годы наибольшее развитие по сравнению с другими средствами передвижения получила арктическая авиация. Практика показала, что в ряде случаев авиация незаменима и дальнейшее ее развитие поможет ускорить хозяйственное и культурное развитие Арктики.
Однако авиация — это сравнительно дорогой вид транспорта, поэтому она не пригодна для перевозки массовых грузов. Мы уже не говорим о том, что работа авиации в значительной степени зависит от метеорологических условий. Наконец, оборудование и содержание в Арктике обширной сети аэродромов также связаны с чрезвычайно большими трудностями.
Таким образом, мы видим, что, хотя авиация и имеет много преимуществ по сравнению со всеми другими средствами сообщения, все же она в условиях Арктики не всегда надежный и дешевый транспорт.
Какой же вид транспорта мог бы стать в ближайшем будущем основным и универсальным средством сообщения в Арктике?
Оставим в стороне всякого рода фантастические проекты и будем исходить лишь из достижений современной техники. Тогда следует признать, что наиболее подходящим транспортом для Арктики могли бы быть гусеничные автомашины, способные плавать. Они должны представлять собой видоизменение танков-амфибий, применяемых в военной технике. Такие танки, обладая способностью хорошо проходить по различным местностям, могут вместе с тем и плавать.
Военный танк несет на себе тяжелую броню, вооружение и имеет ряд других особенностей, которые связаны с его боевым назначением и весьма его утяжеляют. Отсюда понятно, что танк, приспособленный для перевозки грузов, может иметь значительную грузоподъемность.
Возьмем, например, французский тяжелый танк «СЗ» весом 74 г. В этой машине можно уничтожить броню, снять вооружение и произвести некоторые другие изменения, после чего грузоподъемность такого танка увеличится до 30 т.
Если рассчитывать, что танк должен проходить 1 тыс. км без возобновления запасов топлива, то не менее 10 т грузоподъемности нужно будет использовать для хранения топлива. В этом случае машина сможет взять с собою полезного груза приблизительно 20 т.
Полярный танк обладает большой независимостью в движении: ему не нужно никаких специально проложенных путей. Он может идти по прямой линии, переплывая водные преграды, преодолевая болота, торосистый лед и горную местность. При более слабом льде он будет плыть, ломая лед, и выполнять, таким образом, работу ледоколов.
Танки смогут тащить на буксире плавающие понтоны (на санях или гусеницах). В зависимости от проходимости того или иного водного участка число этих понтонов можно легко изменять.
Танки можно строить и оборудовать различно. Размеры обычных военных машин уменьшены до возможного предела с той целью, чтобы снизить их видимость и уязвимость. Объем полярного танка-амфибии можно легко увеличить, не утяжеляя системы, чтобы вместить в нем достаточное количество людей и грузов. Машину можно также утеплить, пользуясь для этой цели хотя бы отработанными газами мотора.
Полярные танки можно будет строить самых различных размеров. Здесь будут и самые маленькие танки — в несколько тонн, и очень крупные, весом, может быть, до нескольких тысяч тонн.
Особое внимание следует уделить при этом устройству гусениц. Возможно, что удастся сконструировать такие гусеницы, которые будут использованы в качестве движителей при движении танка на воде (вроде гребных колес). В таком случае руль и гребной винт, обычно применяемые на плавающих танках, оказались бы излишними. Это дало бы танку еще большие преимущества, так как именно руль и гребной винт чаще всего могут подвергаться поломке при движении танка во льдах.
На полярном танке можно применить в качестве двигателей дизельмоторы, работающие на нефти. Такие моторы, как известно, отличаются большой экономичностью и потому позволят совершать длинные переходы без возобновления запасов топлива. При таких условиях можно будет ограничиться минимальным количеством топливных станций, расположенных в устьях больших рек, которые впадают в Ледовитый океан.
В связи с этим приобретает огромное значение вопрос об эксплуатации месторождений нефти на Крайнем Севере.
Можно представить себе приблизительно так устройство полярного танка. Пусть это будет товаро-пассажирская машина весом 100 т. По суше она идет со скоростью 15—20 км/час, а на воде — 10 км/час. Радиус действия такого танка — 1 тыс. км.
Чрезвычайно широкие и длинные гусеницы дадут возможность снизить нагрузку на грунт (лед или снег) до 0,1 кг на. 1 кв. см. Это позволит машине проходить по болотам и слабым грунтам с грузом до 30 т (запас топлива около 15 т). Если этот танк использовать как пассажирский, то он сможет поднять около 100 человек. Танк несет на себе две лодки и две маленькие утепленные плавающие танкетки, весом каждая 1,5—2 т. Лодки и танкетки спускаются с верхней палубы при помощи специального крана. На вершине стойки крана укреплена специальная вышка для наблюдений с прожектором. К той же стойке подвешена радиоантенна.
Танк, подобно всякому другому судну, оборудован якорями и другими приспособлениями, которые необходимы при плавании во внутренних и внешних водах.
Можно предположить, что будут созданы также особые аварийные и исследовательские машины. На них может быть установлена катапульта для пуска легкого самолета. Сам самолет укрепляется на этой катапульте и в таком виде перевозится.
Движение этой машины с тяжелого льда на воду может быть весьма неровным и сопровождаться сильными рывками и ударами. Поэтому устройство такого танка должно обеспечивать пассажирам не только безопасность в трудных переходах, но и известную комфортабельность. Это, пожалуй, одна из самых трудных задач, связанных с постройкой транспортных танков больших размеров.
Можно себе представить и товаро-пассажирский танк значительно меньшего размера: весом, примерно, 10 т. Он будет нести на себе небольшую лодку и может, подобно крупным машинам, долгое время находиться в воде и совершать морские переходы. Этот танк можно будет использовать также и для промысловых целей.
Товаро-пассажирский полярный танк несет на себе шлюпки и небольшую танкетку. Лодки и танкетка спускаются с верхней палубы при помощи специального крана. |
Это — внутренний вид полярного товаро-пассажирского танка. Танк, помимо грузового трюма и служебных помещений, имеет утепленные комфортабельные каюты. |
Аварийный и исследовательский полярный танк снабжен поворотной катапультой для пуска самолета. Помимо этого, на нем установлен кран, который поднимает самолет с поверхности воды, льда или снега. |
Полярные танки-амфибии могут быть построены самых различных размеров и проходить большие расстояния без пополнения запасов топлива. Здесь изображен будущий полярный танк для рейсов на 100—300 км. |
Вполне естественно предположить, что для дальних рейсов могут быть сконструированы весьма тяжелые машины весом до 1 тыс. т. Такие танки явились бы прежде всего прекрасными ледоколами, которые преодолевали бы лед толщиною в несколько десятков сантиметров. Возможно, что такие танки позволят осуществить дальние трансарктические рейсы, например, по маршруту СССР—Северный полюс—Америка.
Тяжелый танк-амфибия идет в далекий арктический рейс. Он выполняет службу ледокола, преодолевая лед толщиной в несколько десятков сантиметров. |
Танк, предназначенный для трансарктических рейсов, идет по маршруту СССР— Северный полюс—Америка. Он идет на полном ходу среди битого льда. |
Танк может иметь перед ледоколом ценное преимущество: ледоколу приходится не только преодолевать лобовое сопротивление льда, но и весьма вредное боковое трение разрушенного льда о корпус судна, а танк в этом случае просто подминал бы под себя лед гусеницами и потому не испытывал бы бокового трения, весьма затрудняющего продвижение вперед и маневрирование.
При современном состоянии техники трудно, конечно, с точностью судить о том, насколько целесообразно будет применять весьма большие танки. Этот вопрос потребует, конечно, детальной разработки и различных опытов. Безусловно, и другие виды предполагаемых полярных танков тоже являются лишь набросками, которые в дальнейшем могут претерпеть значительные изменения.
Вообще говоря, организация танкового транспорта в Арктике — трудное и сложное дело. Прежде чем эта идея будет проведена в жизнь, придется разрешить очень много специальных вопросов, от которых и зависит практическое воплощение ее.
Но несомненно, что среди многочисленных средств современной техники, которые следует применить для освоения Арктики, специально устроенный и утепленный плавающий танк займет не последнее место.
Комментариев нет:
Отправить комментарий