Акад. П. П. ЛАЗАРЕВ
Из обыденной жизни известно, что изменения, происходящие в окружающей природе, влияют на состояние нервной системы. Многократно наблюдалось, что быстрое колебание давления, связанное с приближающимся изменением погоды, вызывает у ревматиков боль в пораженных суставах, и таким образом они могут предвидеть перемену погоды. Приближение бури чувствуют некоторые животные, на что указывают, например, своеобразные полеты ласточек перед грозой или бурей.
Это заставляет предполагать, что, пользуясь тонкими физическими приемами исследования состояния нервной системы, можно открыть закономерности изменений, происходящих в ней при изменениях в окружающей природе или в организме.
Произведенные за последние четыре года мною и моими сотрудниками исследования подтверждают правильность допущенного предположения. Практическое значение результатов исследований велико, и в настоящей статье я хочу изложить главнейшие из них.
*
Проще и удобнее всего было производить исследования на зрении, причем для своих работ мы выбрали так называемое периферическое зрение, когда глаз воспринимает только изменение яркости светового луча, не различая цветов.
При этих условиях спектр представляется одноцветной, сероватой полоской с различной яркостью испускаемых им лучей. Причины того, что глаз воспринимает изменение яркости луча, были выяснены мной и поставлены в связь с физикохимическими процессами, протекающими в глазу и в нервной системе.
Приборы для измерения периферического, или темного, зрения очень несложны и позволяют нам измерять в отдельности чувствительность центральных частей нервной системы, связанной со зрением, и чувствительность периферии зрительного аппарата (сетчатки).
Изучение колебаний той и другой чувствительности и является объектом нашего исследования, причем, как показал ряд работ, выполненных у меня в лаборатории, полученные для зрения законы справедливы и для других органов чувств (для слуха, вкуса и обоняния) и, по-видимому, для всех центров головного мозга.
Прежде всего мы должны обратить внимание на изменение чувствительности центров зрения в головном мозгу со временем. Если мы будем измерять через небольшие промежутки времени (несколько минут) чувствительность, то заметим, что она не будет оставаться постоянной, а будет показывать закономерные колебания. Эти колебания не строго периодические, и максимумы чувствительности отстоят друг от друга на разные промежутки времени, которые не бывают больше 9 мин. Величина колебаний чувствительности бывает у разных людей различна, меняясь от 2 до 18% всей наблюденной чувствительности. Пусть в некоторых единицах чувствительность выражена числом 100, тогда возможные колебания лежат у людей с наименьшими колебаниями чувствительности от 98 до 102, а у людей с наибольшими колебаниями чувствительности — от 82 до 118. Любопытно, что при некоторых состояниях организма, например при беременности, эти колебания достигают огромных размеров (100—200%), так что по колебаниям чувствительности можно даже судить о том, беременна женщина или нет. Кроме того, у беременной сама чувствительность в среднем делается значительно больше нормальной.
Наблюдая изменение чувствительности в течение суток, мы можем показать, что она достигает максимума в 2 часа после полудня и минимума в ранние утренние часы (2—3 часа утра). Эти изменения связаны тесно с изменениями состояния головного мозга. Если мозг очень чувствителен, то даже слабое внешнее раздражение (например слабый свет, слабый звук) может до него доходить, и мозг будет находиться в состоянии бодрствования. Если чувствительность падает низко, до мозга не доходят раздражения, и наступает переход его в состояние покоя, в состояние сна.
У взрослых периодическое наступление сна и бодрствования связано с периодическими колебаниями чувствительности мозга. Это подтверждается нашими наблюдениями над человеком, помещенным в изолятор, не пропускающий никаких внешних раздражений. Даже вполне отдохнувший человек в таком изоляторе через короткое время засыпает. Подобные же опыты были раньше нас сделаны И. П. Павловым над собаками, которые были помещены в изолятор.
У детей колебания чувствительности в течение суток ниже, чем у взрослых; их средняя чувствительность также меньше, чем у взрослых; у детей до 10 лет суточное изменение чувствительности отсутствует совершенно.
Исследуя чувствительность в разные месяцы, также можно наблюдать ее колебания, причем максимумы чувствительности совпадают с весной и осенью, а минимумы — с зимой и летом.
Эти колебания в разных широтах отличаются друг от друга только величиной. Изучая чувствительность центров головного мозга в разных точках земного шара, мы можем доказать, что летом чувствительность на севере всегда больше, чем на юге. Зимой могут получиться обратные отношения в некоторых широтах, и в настоящее время можно показать, что изменения чувствительности в зависимости от времени года, от часа суток, от широты зависят главным образом от изменений температуры. Низкие и высокие температуры связаны с пониженной чувствительностью головного мозга, средние температуры окружающей среды (около 1,5° Ц) дают повышенную возбудимость головного .мозга. Подъемы на горы, связанные с уменьшением давления воздуха и с изменением температуры (пониженная температура), вызывают изменения чувствительности, которые следует принимать во внимание при исследовании состояния организма в горных местностях.
Наконец, чувствительность центров зрения зависит от возраста, причем в детстве чувствительность крайне мала, она растет, к 20 годам достигает максимума, а затем медленно падает. Ни от национальности, ни от пола колебания чувствительности не зависят.
Полученная нами возрастная кривая чувствительности позволяет установить следующие интересные данные, которые могут иметь практическое значение. Во-первых, пользуясь полученной для данного места зависимостью чувствительности от возраста, можно определить возраст любого наблюдаемого субъекта, если измерить его предельную зрительную чувствительность. Определенный таким образом возраст может отличаться от истинного на 2—3—4 года, причем маленькие отклонения встречаются чаще, чем большие. Второе любопытное приложение заключается в том, что можно, пользуясь кривой зависимости чувствительности от возраста, найти предельный возраст, при котором внешние раздражители нормальной силы перестают раздражать головной мозг и центры органов чувств. Такой предельный возраст определяется в 150—180 лет. Этот же возраст является, как понятно, предельным возрастом жизни, так как реакция нервных центров необходима для всех наших жизненных отправлений, и если центры не реагируют, то человек не может жить.
Если бы удалось продлить жизнь нервной системы, можно было бы продлить жизнь самого организма. Это продление можно произвести, как показывает теория, изменяя скорости некоторых реакций, протекающих в нервных клетках. Изменение скоростей реакций в нервных клетках можно получить, вводя в них вещества, влияющие на скорость реакции. В нормальных условиях нервные клетки имеют оболочки, не пропускающие всех веществ внутрь и позволяющие только некоторым, избранным, веществам проникать в клетку. Поэтому прежде всего нужно было найти возможность сделать оболочки нервных клеток проницаемыми для любых веществ.
Исходя из теоретических данных, а также из замечательных опытов Могильницкого и Подлещука, произведенных в руководимом мной институте, мы можем показать, что, пользуясь рентгеновскими лучами, можно ввести в нервные клетки вещества, которые нормально туда не попадают.
Так например, проникновение в нервные клетки головного мозга спирохет Шаудина, вызывающих сифилис, обусловливает явление прогрессивного паралича. Химическое вещество сальварсан способно уничтожить спирохеты. Могильницкий и Подлещук показали, что, вводя после освещения мозга рентгеновскими лучами сальварсан в нервные клетки головного мозга больного прогрессивным параличом, можно, в начальной стадии паралича, вылечить от этой страшной болезни и вернуть человека к работе.
Проделанные Нечаевой под моим руководством опыты с освещением рентгеновскими лучами на низших животных показали, что одного только воздействия рентгеновских лучей бывает иногда достаточно, чтобы получить значительное удлинение жизни (в 2-—3—4 раза). В настоящее время в руководимых мною лабораториях мы приступаем к дальнейшим опытам в этом направлении, переходя от низших животных к более высоко организованным. Самое любопытное в этих опытах заключается в том, что значительное продление жизни можно ожидать только тогда, когда организм подвергается действию рентгеновских лучей в раннем детстве.
*
До сих пор мы говорили, по преимуществу, об изменениях чувствительности, вызываемых внешними причинами. Перейдем теперь к изучению изменений чувствительности, вызываемых процессами частью нормального, частью патологического происхождения, наблюдающимися в организме. К числу нормальных процессов, вызывающих резкие изменения чувствительности головного мозга, относится беременность, о которой мы говорили раньше. Чувствительность в течение всей беременности является повышенной и в первые месяцы обнаруживает огромные колебания, достигающие 200%. По этим колебаниям можно определить даже, беременна женщина или нет, и можно указать приблизительный срок беременности. Аборт вызывает понижение чувствительности ниже нормы. За 12—14 дней до родов чувствительность также падает ниже нормы и позволяет определить момент наступления родов.
Интересные работы, проделанные в Свердловском институте экспериментальной медицины тт. Ивановым, Подзоровым и Смирновой, показывают, что, пользуясь рядом теоретических соображений, выводимых из развитых выше представлений, можно подойти не только к обезболиванию родов, но и к ускорению процесса родового акта. Мы видим, таким образом, что исследования в области биофизики мозга будут приводить к существенным практическим результатам.
Сотрудница ВИЭМ Буланова налаживает прибор для измерения чувствительности глаза (адаптометр) системы академика Лазарева. |
*
Изменение состава крови, вызываемое рядом заболеваний, также оказывает влияние на питание мозга и, следовательно, на его чувствительность. Давно было известно, что растворы сахара действуют наркотизирующе на нервы, и есть основание предполагать, что и нервные клетки центров также обнаруживают понижение возбудимости, связанное с наркозом.
Поэтому прежде всего нужно было поставить задачу изучения чувствительности центров головного мозга у больных с увеличенным количеством сахара в крови — у диабетиков. Исследования, произведенные мной и моими сотрудниками, показали, что у диабетиков действительно наблюдается резкое понижение чувствительности центров зрения. Как известно, в настоящее время при лечении диабета производится впрыскивание инсулина — продукта, добываемого из поджелудочной железы и находящегося при диабете в крови в уменьшенном против нормы количестве. При этом предполагалось, что введенный в кровь инсулин вызывает уменьшение количества сахара и что в этом состоит его главное действие. Наши опыты показали, что при впрыскивании инсулина наблюдается быстрое и резкое повышение чувствительности центров головного мозга, вдвое или даже больше превосходящее нормальное ее состояние.
Влияние на головной мозг представляется в высшей степени важным для объяснения действия инсулина при припадках так называемой диабетической комы. При диабете бывают случаи, когда у больного наступает тяжелое состояние, сопровождающееся потерей сознания; эти состояния носят названия комы и без лечения обычно ведут к смерти. Как показали исследования клиницистов, инсулин вызывает, при впрыскивании во время коматозного припадка, значительное улучшение состояния больного, и жизнь многих больных может быть таким образом сохранена. Объяснение этого явления нельзя искать в изменении обмена веществ, в уничтожении сахара в крови, так как улучшение состояния больного наступает почти тотчас же после впрыскивания инсулина. Этого времени недостаточно, чтобы вызвать заметные изменения в обмене веществ. Влияние инсулина на коматозный припадок должно быть прежде всего приписано влиянию его на головной мозг и нервную систему.
Вторым заболеванием, изученным нами и представляющим собой большой интерес, является воспаление почек — нефрит, при котором характерным симптомом является постоянное выделение почками белка. Нефрит, так же как и диабет, характеризуется содержанием в крови больного ряда ненормальных веществ, влияющих на головной мозг так, что больной при нефрите может впасть в бессознательное состояние, характеризующее так называемую уремию.
При возникновении нефрита наблюдается понижение чувствительности центров. Это понижение чувствительности с некоторыми колебаниями продолжается все время, пока наблюдается нефрит, и клинически отмеченное выздоровление больного совпадает с моментом, когда чувствительность головного мозга возвращается к норме.
Всякие изменения, происходящие в крови, как качественные, так и количественные, связаны с реакцией головного мозга, поэтому всякое кровотечение непременно связано с понижением чувствительности головного мозга, и но ее изменению можно судить о характере причины, вызвавшей кровотечение.
Все изменения, происходящие в организме, связанные с движением, с усиленным вдыханием воздуха и т. д., сейчас же сказываются на головном мозге.
Мы видим, таким образом, что современная биофизика с хорошо развитым учением об органах чувств играет огромную роль не только в области теории жизненных явлений, но и в области практических приложений ее к медицине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий