Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 октября 2022

Стратостат Пикара

Перед современными исследователями стратосферы стоят многочисленные научные и практические задачи огромного значения. Физики, метеорологи и биологи изучают в стратосфере космические лучи, факторы, влияющие на климат и погоду, деятельность живого организма в разреженных слоях воздуха. Решение некоторых научных и теоретических задач облегчит осуществление сверхскоростного стратосферного авиатранспорта. Стратосферой интересуются и звездоплаватели —  отцы будущих завоевателей междупланетных пространств. Для них стратосфера является одной из воздушных сред, через которые будут проложены трассы к Марсу, Юпитеру, Венере...

Ученые нашего Союза совместно с отважными летчиками и стратонавтами достигли очень больших успехов и изучении и освоении стратосферы.

Среди иностранных исследователей стратосферы большой известностью пользуются крупные бельгийские ученые братья А. и Ж. Пикар.

Недавно Жан Пикар разработал новый проект стратостата чрезвычайно оригинальной конструкции. Кто знаком с обычной формой оболочки стратостата или свободного аэростата, тот немало удивится, что в стратостате Пикара оболочки вообще не существует. Взамен ее стратостат состоит из 2 тыс. маленьких шаров-зондов, соединенных вместе небольшими группами. Аналогичные шары-зонды с саморегистрирующими приборами широко применяются в метеорологии, а также при различных научных исследованиях высоколежащих слоев атмосферы. Шары-зонды наполнены водородом.

Гондола стратостата подвешивается при помощи многочисленных тросов, идущих от каждой группы шаров. Для облегчения веса стратостата тросы делаются из хлопчатобумажных и льняных волокон. Размеры стратостата Ж. Пикара довольно внушительны, что можно видеть, сопоставив его для сравнения с высочайшим американским небоскребом Импайр Стейтс Билдинг.

Рассмотрим устройство стратостата для регулирования скорости подъема и спуска. В обычных сферических стратостатах и аэростатах имеются клапаны, при помощи которых можно выпускать определенные количества газа из оболочки. Если, например, подъем стратостата слишком стремителен, то, выпуская некоторое количество газа, можно «утяжелить» его и, таким образом, уменьшить скорость подъема. Выпуская более значительные количества газа, постепенно понижают подъемную силу шара, заставляя его идти на посадку.

Очевидно, что клапанная система непригодна для стратостата, состоящего из 2 тыс. шаров. В этом случае отрывают отдельные шары, что является совершенно тождественным выпуску определенных порций газа. Отрыв шара производится в полете из гондолы следующим образом: на каждом тросе имеется небольшой динамитный капсюль, шнур от которого введен в гондолу; взрыв капсюля влечет разрыв троса и освобождение шара.

Детали устройства отдельного шара изображены на рисунке. Наполняют шар водородом снизу, через коленчатую стеклянную трубку После наполнения на трубку надевается резиновая втулка со стеклянной пробкой.

Одно из преимуществ нового стратостата — его большая безопасность в полете сравнительно со стратостатами обычного типа. Действительно, случайный, разрыв оболочки стратостата неминуемо ведет к аварии, в то время как непроизвольная потеря или разрыв даже нескольких отдельных шаров может только вызвать замедление подъема или ускорение спуска.

При помощи своего нового стратостата Пикар надеется достигнуть верхней границы стратосферы, побив все предыдущие рекорды стратонавтов. Высота этой границы — 20 миль (около 32 км).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.