Л. ЛИИН
Появление в России первых электрических часов относится к 1910 г. Германская фирма «Сименс Шуккерт», строившая первый московский трамвай, установила и первые десять электрических часов. Тогда это было диковиной. Прыгающие стрелки не вызывали доверия, и население охотнее обращалось к помощи обычных механических часов. В последующие годы электрические часы непрерывно внедряются в жизнь города, и сейчас трудно найти сколько-нибудь крупную площадь, большое здание или учреждение, где бы их не было.
Как работают такие часы?
Вверху — циферблат уличных часов. Ниже — стенные часы, употребляемые внутри здания. Внизу — настольные часы. |
Не следует думать, что все они имеют сложное устройство и работают так же независимо, как механические часы. Электрические часы группируются в количестве 100—150 штук. Это те часы, которыми мы привыкли пользоваться. Их называют вторичными часами. Задача вторичных часов состоит только в том, чтобы принять электрический импульс, посылаемый им «хозяином» — первичными часами, — и преобразовать его в механическое движение стрелок. На примере системы электрических часов, принадлежащих московской трамвайной сети (уличные часы), мы познакомим читателя с работой этих механизмов.
Все 8 станций электрических часов в Москве расположены по территориальному признаку. Одна из них — Новинская. На приведенном ниже снимке виден щит управления этой станции. По бокам в футлярах первичные часы. Одни из них работают вхолостую. В случае аварии первичных часов станцию немедленно переключают на вторичные. С точностью первоклассных часов этот механизм обязан посылать в сеть каждую минуту электрический импульс тока.
Щит управления Новинской станции электрических часов. По бокам видны футляры с первичными часами, посылающими в сеть каждую минуту электрический импульс тока. |
На приводимой фотографии можно увидеть небольшое контактное устройство с качающейся на нем собачкой. Выступ на стержне маятника при нормальном движении проходит собачку беспрепятственно, а после семи-восьми колебаний, когда маятник начинает терять скорость, на мгновение приподнимает ее и этим замыкает контакт. Ток попадает в катушки электромагнитов (нижний снимок), которые дают толчок маятнику. Так осуществляется его непрерывное качание. Маятник сидит на одной оси с храповым колесом, вращающимся одновременно с регулирующим диском (верхний снимок). На диске виден выступ а, который поочередно входит в соприкосновение с двумя контактными устройствами b и c. Это происходит каждую минуту и связано с посылкой импульса тока в сеть через реле. Реле и механизм вторичных часов имеют замкнутую цепь. Импульсы, посылаемые этим реле, проходят по цепи то в одном, то в другом направлении. Эта перемена направления тока необходима для работы механизма вторичных часов и обеспечивается двумя указанными контактными устройствами.
Теперь посмотрим, какие изменения произойдут в работе механизма вторичных часов при поступлении в него импульса. На одном из снимков виден их механизм. Он очень несложен.
Механизм вторичных электрических часов. |
Над электромагнитными катушками с полюсными наконечниками a и b качается небольшой железный якорь c. Этот якорь каждую минуту отклоняется в сторону того или другого полюса в зависимости от направления тока. Выполняя в меньшем масштабе роль маятника, при помощи того же храпового колеса d он приводит в движение небольшие шестеренки, рассчитанные на согласованное движение минутной и часовой стрелок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий