Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 октября 2022

За рулем

Инж. Ю. КЛЕЙНЕРМАН, Фото H. ПАШИ

„Молодежь — на автомобиль!“ На этот лозунг „Правды“ откликнулись сотни тысяч молодых людей нашей страны. Многие стремятся к рулю автомобиля, но не все ясно представляют себе особенности этого дела. В этом фотоочерке мы хотим ближе познакомить с ними читателя.

У правление автомобилем не представляет особой трудности или сложности. Но оно и не заключается только в повороте рулевого колеса вправо или влево, как это может показаться стороннему наблюдателю. Достаточно сказать, что при езде на автомобиле шоферу все время приходится иметь дело с тремя рычагами (считая рулевое колесо), четырьмя педалями, пятью монетками и выключателями и четырьмя контрольными приборами! И все же «постигнуть» методику управления автомобилем, повторяем, совсем не трудно.

Перед нами кабина водителя автомобиля «М-1». Здесь показаны все приборы, рычаги, педали, монетки и выключатели, которыми пользуется водитель.

Ознакомимся подробнее с этой кабиной.

Начнем сверху. 1 — это пусковая кнопка стеклоочистителя, так называемого «дворника», который летом чаще всего бывает без работы. Зато зимой и осенью, во время дождя или снегопада, он незаменимый помощник водителя. Солнечные щиты —  2 — предохраняют глаза водителя от встречных ослепляющих световых лучей. 3 — это очень важная комбинация приборов, пo которым водитель следит за уровнем горючего в баке, давлением масла, силой тока в электросети. 4 — монетка ручною газа, почти никогда не применяемая, так как у автомобиля «М-1» газ включается автоматически при нажиме на педаль стартера. Существует эта монетка «на всякий случай». 5 — спидометр, прибор, не только измеряющий скорость, но и точно отсчитывающий пройденные километры. Чтобы открыть переднее боковое окошко, служащее для безсквозняковой вентиляции, нужно повернуть рукоятку — 6. Что обозначено цифрами 7 и 8, вы, читатель, знаете сами, —  это кнопка гудка и ручка дверцы. Под спидометром помещается выключатель — 9 — лампочки, освещающей щиток приборов. Справа от него — замок зажигания — 10. 11 — это педаль сцепления, 12 — педаль тормоза. Для того чтобы переключать свет фар, пользуются ножным переключателем — 13. 14 — зеркало заднего вида, которым водитель пользует при заднем ходе машины. 15 — ручка для подъема переднего ветрового стекла, 16 — монетка центрального переключателя освещения, 17 — специальная зажигалка «для курящих», а 18 — пепельница для них же. 19 — монетка подсоса карбюратора, с которой мы после познакомимся ближе. 20 — это обыкновенный ящик, имеющий универсальное применение. Обратите внимание на рычаг переключения скоростей — 21, с ним вам придется ниже иметь много дела. Впрочем, это еще более с носится к педали акселератора — 23. Цифрой 22 обозначена рукоятка вентилятора торпедо, а цифрой 24 и 25 — педаль стартера и pyчной тормозной рычаг.

Но не думайте, что, ознакомившись с действием этих рычагов и приборов, вы сразу сможете caмостоятельно поехать на автомобиле. Это окончится неблагополучно для вас. Для самостоятельного yправления автомобилем требуется навык, который приобретается практикой. Поэтому не садитесь за pуль сразу после прочтения этого очерка — он ставит себе целью дать вам только первый урок, заинтересовать вас и...  направить на курс.

А сейчас давайте сделаем совместную прогулку в автомобиле.

Перед выездом из гаража необходимо проверить, есть ли охлаждающая вода в радиаторе и бензин в баке, достаточно ли масла в моторе, исправны ли тормоза, руль и сигнал, хорошо ли накачаны шины и, наконец, взят ли с собой на всякий случай необходимый инструмент.

Каков уровень масла в картере двигателя? Не надо ли долить?

Если вода из радиатора была вечером спущена, то утром надо вновь eе налить.

Не мешает также подкачать воздух в шины.

Установив, что машина в полном порядке и заправлена гoрючим, маслом, водой и воздухом, можно садиться в кабину. Обратимся к уже знакомым нам приборам. С чего начать?

Вспомним, как работает четырехтактный автомобильный двигатель. При ходе одного из поршней двигателя вниз в соответствующий цилиндр двигателя через открытый всасывающий клапан засасывается смесь воздуха и бензина, которую приготовляет специальный прибор, называемый карбюратором. Затем, когда поршень идет обратно, вверх, всасывающий клапан закрывается и смесь сжимается, уменьшаясь в своем объеме. Давление смеси при этом, естественно, возрастает. Это второй такт, называемый тактом сжатия. Когда поршень подходит к своему верхнему положению, через контакты запальной свечи, питающейся током высокого напряжения, проскакивает электрическая искра. Искра воспламеняет смесь. Смесь быстро сгорает, температура ее при этом сильно поднимается, достигая 2000° Ц. Так как при таком повышении температуры объем газа почти неизменен, давление газа сильно возрастает, примерно, до 27—30 атмосфер. Под этим давлением поршень начинает двигаться вниз. Поступательное движение поршня передается через шатун на коленчатый вал и заставляет его повернуться. Этот третий такт paботы называется рабочим ходом.

To, что происходит в первом цилиндре, происходит по очереди и в остальных. Каждый из них по очереди поворачивает коленчатый вал, и вал непрерывно вращается.

Так как поршни с помощью шатунов соединены с валом, то они не только передают усилия на вал при такте paбочего хода, но и сами, в свою очередь, приводятся валом во время других тактов. Этим и был обеспечен первый всасывающий ход поршня вниз. Благодаря этому осуществляются также и сжатие смеси и выхлоп сгоревших отработанных газов. При выхлопе поршень опять идет вверх, а выхлопной клапан, который до сих пор был закрыт, открывается, выпуская сгоревшие газы и очищая цилиндр для нового заряда свежей смесью.

Итак, пуская машину, мы прежде всего должны открыть бензиновый краник, чтобы дать доступ бензину из бачка в карбюратор, и замкнуть электрическую цепь тока, питающего запальную свечу, т. e. включить зажигание.

Включить зажигание можно только с помощью ключа, специально подобранного к электрическому замку данной машины.

Ключ or другой машины сюда не подойдет, поэтому «угнать» наш «М-1» не так-то легко.

Теперь нужно завести двигатель. Двигатель заводится с помощью вспомогательного электромотора, питающегося током от аккумуляторной батареи. Этот электромотор, называемый стартером, принудительно проворачивает двигатель до тех пор, пока тот не начнет работать самостоятельно. Как только это произойдет, стартер автоматически отъединится.

Для приведения стартера в действие нужно нажать педаль стартера. Шестеренка стартера войдет в сцепление с большой шестерней (так называемым венцом) маховика двигателя и начнет его вращать.

При этом автоматически приоткрывается дроссельная заслонка карбюратора, открывающая газу доступ к двигателю. Благодаря этому почти никогда не требуется вытягивать монетку ручного газа, служащую в других конструкциях (например «ГАЗ-А») для приоткрывания дросселя при стартовании двигателя.

Как только двигатель начнет работать, обороты маховика значительно превысят обороты шестеренки стартера и она автоматически разъединится с венцом маховика.

Нажимать на педаль стартера нужно не более 2—3 секунд. Этого вполне достаточно, для того чтобы двигатель завелся, ведь он за это время провернется несколько раз.

Если мы заводим холодный двигатель, то нажимая педаль стартера, следует одновременно вытянуть до отказа монетку подсоса и затем оставить ее вытянутой на 5—10 мм до тех пор, пока двигатель не прогреется.

Если двигатель не заводится сразу после нажима на педаль стартера, то советуем сделать небольшую паузу на пол-минуты, чтобы не «посадить» аккумуляторы. Дав «отдохнуть» аккумуляторам, можно второй раз нажать на педаль стартера. Если двигатель все же не заводится, значит, он не в порядке и нашу поездку, возможно, придется отложить.

Иногда, «щадя» аккумуляторы, двигатель заводят не стартером, а с помощью рукоятки. При этом, однако, нужно знать, как правильно держать рукоятку, иначе можно повредить себе руки.

Но исправный двигатель мы завели, как обычно, с первого или второго раза.

Теперь, наконец, можно ехать.

Для того чтобы понять последовательность дальнейших операций, представим себе схему передачи крутящего усилия двигателя на задние (ведущие) колеса автомобиля.

Усилие от коленчатого вала 2 двигателя 1 передается ведущему диску сцепления — 3. Сцепление это представляет собой фрикционную муфту, передающую усилие посредством трения ведущего диска о ведомый, соединенный с валом коробки передач — 4. В коробке передач заключен набор цилиндрических шестерен, которые можно различным образом переключать между собой на ходу автомобиля. Таким образом мы будем изменять скорость вращения выходящего из коробки вала — 8 — по отношению к скорости вращения коленчатого вала. Изменяя скорость вращения вала, выходящего из коробки, мы изменяем и развиваемое на нем усилие. По мере уменьшения скорости передаваемое через вал усилие повышается. Это и есть основная задача коробки передач. От коробки передач усилие передается через карданный вал 5 к главной передаче 6, распределяющей усилия на две полуоси 9, на которых сидят ведущие колеса 7.

Итак, для того чтобы автомобиль поехал, нужно только соединить работающий двигатель с трансмиссией через коробку передач, так как в нормальном положении сцепление уже включено. Если мы, однако, сразу включим коробку передач, то там могут сломаться зубья шестерен, потому что скорости их вращения различны (вернее, в данном случае одни вращаются, другие — в покое). Поэтому сначала нужно разъединить двигатель от коробки передач, чтобы выровнять скорость тех шестерен, которые в дальнейшем будут соединены.

Для этого нужно нажать левой ногой на педаль сцепления. Ведомый диск сцепления отойдет от ведущего, и коробка отключится, таким образом, от двигателя.

Затем с помощью рычага устанавливаем первую передачу. На этой передаче всегда нужно трогаться с места, так как она дает наибольшее крутящее усилие при наименьших оборотах.

Теперь нужно снять автомобиль с тормоза, т. e. отпустить рычаг ручного торможения, который, как правило, затягивается при остановке машины. С этим правилом мы еще познакомимся в дальнейшей.

После этого, плавно отпуская педаль сцепления (т. e. включая его), надо одновременно нажимать правой ногой на педаль акселератора, которая связана с заслонкой карбюратора, питающего двигатель топливом.

Автомобиль плавно тронулся с места и поехал. Сделав небольшой разгон для увеличения его инерции, «сбросим» газ, т. e. снимем ногу с педали акселератора, выключим вновь сцепление, переставим рычаг коробки в положение второй передачи.

На второй передаче крутящее усилие уменьшается, а скорость вращения вала, выходящего из коробки, увеличивается. Опять, плавно включая сцепление, одновременно дадим газ. Автомобиль прибавит скорость. Повторим теперь в той же последовательности эти действия при включении третьей — прямой —  передачи. Вот мы и установили нормальное положение, характерное для обычного движения автомобиля. Когда включена прямая передача, вал, выходящий из коробки, вращается с той же скоростью, что и коленчатый вал двигателя.

Теперь главными органами управления являются педаль акселератора и, конечно, рулевое колесо. Нажимая на педаль акселератора, мы усиливаем подачу газа в цилиндры двигателя. Скорость растет. Мы увеличиваем ее до нужного нам предела, следи за прыгающей стрелкой спидометра. Скорость установилась. Ma шина идет вперед. Во время движения левую ногу нужно снять с педали сцепления. Правая нога спокойно лежит на педали акселератора, регулируя скорость движения машины.

Итак мы едем. Ровной стрелкой вытянулось перед нами подмосковное шоссе.

А вот первый поворот.

Уменьшив скорость, дадим сигнал и, поворачивая рулевое колесо, постараемся держаться поближе к правой стороне шоссе.


Новый поворот да к тому же и препятствие впереди...

Сбросим газ, выключим сцепление и, переставив правую ногу на педаль ножного тормоза,  постепенно и плавно нажмем на педаль, пока машина не остановится.



При этом у нас засветится красный стоп-сигнал, сигнализирующий идущим сзади машинам, что мы тормозим и, возможно, остановимся.

Нужно стараться плавно тормозить машину, сбрасывая перед этим газ и выключая сцепление. Только в крайнем случае, при внезапном появлении препятствия, следует тормозить резко и «намертво». Особенно опасно резкое торможение на скользкой дороге — машину может «занести». Когда тормозить приходится на скользкой дороге, не следует перед этим выключать сцепление.

Воспользуемся остановкой и осмотрим местность. Но прежде чем выйти из машины,установим рычаг переключения передач в нейтральное положение, затянем ручной тормоз и (на всякий случай) выключим зажигание, захватив с собой ключ от электрозамка. Никогда не следует забывать об этих, казалось бы, необязательных правилах, определяемых, скажут нам, больше характером и настроением водителя, чем необходимостью. Не будем спорить. Но возможно, что кажущееся ровным и горизонтальным шоссе в действительности имеет незаметный уклон, и тогда, если не затянуть ручной тормоз, достаточно легкого толчка (а иногда и его не требуется), чтобы машина «самоходом» покатилась под уклон. А если оставить ключ в замке, то машина может «уехать» от вас даже и независимо от уклона дороги.

Но поедем дальше. Придется вновь вспомнить все правила стартования автомобиля. Помните вы их? Включим зажигание, нажмем педаль стартера и, когда двигатель заведен, включим по всем правилам первую передачу. Трогать машину с места нужно всегда только на первой передаче. Теперь, отпустив ручной тормоз и плавно отпуская педаль сцепления, дадим одновременно газ. Поехали. Вторая, а затем и третья, прямая, передача. Путешествие продолжается. Правая нога нажимает на педаль акселератора, а левая снята с педали сцепления. Спидометр показывает 60, 65, 70, 90 км в час.

Однако уменьшим скорость — вдали виднеется населенное место.

Здесь нужно проезжать с умеренной скоростью. При езде на автомобиле надо быть постоянно внимательным. Когда едешь с большой скоростью, малейшая оплошность может стать причиной тяжелой аварии. Поэтому нужно держать возможно большую дистанцию от идущей впереди машины, следить за дорожными сигналами, строго соблюдать правила езды.

Подъем дороги.

Если мы не переключим на низшую передачу, то двигатель будет перегружен, потому что на преодоление подъема он начнет расходовать большую часть своего запаса мощности. Чтобы увеличить крутящее усилие на колесах, нужно перед началом подъема переключить с третьей на вторую передачу, тогда валику, выходящему из коробки передач, сообщается большое крутящее усилие за счет уменьшения его оборотов.

Но прежде всего, увидев впереди подъем, мы должны разогнать машину, чтобы использовать силу ее инерции. Уже после этого, сбросив газ и выключив сцепление, мы переставляем рычаг переключения передач с третьей передачи на вторую. Как это делается, мы уже знаем. Когда передача включена, мы вновь нажимаем на педаль акселератора, плавно отпуская (т. e. включая) педаль сцепления. Когда подъем взят и нужно опять переключить передачу, произведем снова те же действия.

Ну, теперь, пожалуй, можно попробовать свои силы и в условиях городского движения, где управление автомобилем гораздо труднее. В город, кстати, нам нужно попасть для того, чтобы пополнить запасы горючего. При нашей неумелой езде мы, наверное, израсходовали его вдвое больше, чем нужно.

Вот и бензораздаточная колонка. Остановимся здесь и навернем шланг от колонки на открытую предварительно пробку нашего бензинового бака.

Заправившись бензином, можно ехать дальше.

Москва. Тьма пешеходов, автомобилей, трамваев, грузовиков, троллейбусов. Все это нескончаемыми потоками движется по ее главным артериям — ул. Горького, Арбату, Ильинке, Театральной площади. Суетливо проносятся такси, выщелкивая гривенники, как семечки. Солидно и уверенно ползут троллейбусы. Автобусы лавируют, как слоны среди мышат. Деловито снуют «Эмы», «Форды», «Зисы», «Паккарды», «Понтиаки» и «Линкольны». Масса предупредительных, указательных и иных знаков — правила уличного движения! И на каждом перекрестке —  милиционер! И почти на каждом перекрестке — светофор!

Есть от чего растеряться! Теперь только мы всерьез понимаем, что еще не научились управлять автомобилем. Навык — вот, что нам необходимо для того, чтобы не растеряться в этом кипучем движении города. На одном только участке от Театральной площади до, скажем, Ильинских ворот нам придется проделать несколько раз все то, чему мы научились за время своей прогулки.

Светофор!

Еще издали, подъезжая к светофору, мы должны следить за тем, каким светом он горит. Красный свет... Он воспрещает пересекать улицу. Остановим машину, поставим рычаг переключения передач в нейтральное положение и будем ждать. Желтый свет —  предупредительный. Когда он зажигается, нужно отжать сцепление, включить первую передачу и ждать появления зеленого света. Он не замедлит появиться — желтая лампочка светофора горит очень недолго, ровно столько, сколько необходимо, чтобы подготовить машину и тронуться с места.

Поедем дальше. Подъезжая к трамвайной остановке, нужно уменьшить скорость, дать сигнал и тихо проехать дальше.

Возможно, впрочем, что придется опять остановиться — если трамвай еще не отошел от остановки. Обгонять стоящий на остановке трамвай воспрещено. Останавливаться приходится часто. А в Нью-Йорке регулирование уличного движения, по меткому выражению Ильфа и Петрова, давно уже превратилось в «регулирование уличного стояния».

Для управления автомобилем нужно иметь крепкие нервы, выдержку, дисциплинированность.

Нервных и недисциплинированных людей нельзя допускать к рулю автомашины — он должен быть в надежных руках.

А теперь поедем в гараж. Прогулка окончилась. Начинается упорная и серьезная учеба, опытная езда, изучение правил уличного движения, устройства автомобиля, основ его теории — словом, овладение техникой автомобилизма.

Поступайте на курсы, записывайтесь в кружки, читайте автомобильные журналы, изучайте конструкцию машины!

Автомобильный транспорт — одно из важнейших звеньев в системе народного хозяйства и обороны страны.

Молодежь — на автомобиль!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.