Возле порта расположен аэродром с аэропортом и железнодорожным вокзалом (6). Огромный дирижабль (1) плавно направляется к своей причальной мачте (2).
Погибший 6 мая германский дирижабль «Гинденбург» располагал четырьмя нефтяными моторами по 1100 л. с. каждый, т. е. на нем удалось разместить источник энергии в 4400 л. с., или 3235,3 киловатт, которые сообщали воздушному гиганту скорость 135 км в час и позволяли преодолевать огромные расстояния между Европой и Америкой.
Над аэродромом парят два почтово-пассажирских (3) самолета, справа еще три спортивных двухмоторных биплана (4) и, наконец, скоростной спортивный самолет (5). Эти шесть небольших машин заключают в себе энергию движения, выраженную в тысячах лошадиных сил, а источником этой энергии являются все те же двигатели внутреннего сгорания, легкие авиамоторы, позволившие советским летчикам осуществить их дальние перелеты и рекордные высотные полеты. Эти же моторы позволили американскому летчику Хэгсу достигнуть в 1935 г. небывалой для сухопутных самолетов скорости — 567,1 км/час (на дистанции в 3 км).
Мимо аэропорта по рельсовым путям проносится легкая автомашина (7); в ней начальник железнодорожного депо спешит к «заболевшему» дизельному локомотиву (9) — стройной компактной машине, мощностью 1100 л. с., заменившей старый паровоз. По запасным путям уже подошли маневровая дрезина (10) и путевой поворотный кран (12). Невдалеке на промежуточном пути приготовился дизельный маневровый тепловоз (11), а рядом с ним моторный вагон (13) с необходимым персоналом и инструментом.
Перейдем на другую сторону гавани. И тут все движение осуществляется с помощью двигателей внутреннего сгорания. Два тягача, один — на гусеничном ходу (25), другой — на обычных колесах (26), подтягивают на места стоянок две неповоротливые грузовые баржи. Автомашина с прицепом (29), нагруженная бочками, уже подкатила к пристани для перегрузки товара на баржи. К месту погрузки спешит на мотоцикле (31) портовый досмотрщик, нагоняя автобус (30) со служащими товарной конторы.
Мы побывали уже на суше и в воздухе над ней; обратимся к морю и воздушному пространству над его сине-голубой гладью.
На внутреннем рейде нашего пути кипит жизнь. Суда всех типов и размеров либо бороздят водную поверхность, либо в той или иной мере готовы к движению. В левом углу гавани пришвартовалось судно (14) с дизелем в качестве двигателя. На рисунке специально разрезано машинное отделение и показаны: a — дизель, b — компрессорная установка, c — резервуар с сжатым воздухом, d — выхлопная труба, e — отвод охлаждающей воды, f — маховик. Тут же недалеко от пристани стоят моторный буксир (15) и дизельный катер (18), предназначенный для внутрирейдового сообщения. 180-сильный пассажирский глиссер (19) приготовился разрезать спокойные воды гавани: пропеллерный винт a, вращающийся от мотора, обеспечивает ему стремительную скорость, а два боковых руля жестко держат направление. Гоночный моторный катер (27) уже режет воду, а вслед ему завистливо смотрит хозяин маленькой лодочки (28) с подвесным моторчиком. Две самоходные моторные баржи (23 и 24), о которых мы уже говорили. вот-вот окончательно причалят к своей погрузочной стоянке. Картину дополняет моторный паром (20), медленно, но надежно перебрасывающий с одной стороны гавани на другую автотранспорт.
Не только в надземных, но и в надводных воздушных пространствах все тот же двигатель внутреннего сгорания — авиационный мотор — продолжает служить человеку в качестве источника энергии движения. За портовым маяком (17) притаилась специальная пристань (16) для гидросамолетов. На ее скате, ведущем к воде, приготовились скользнуть в воду два самолета. В воздухе над гаванью снижается мощный четырехмоторный гидросамолет (Дорнье) (21). 1800 л. с. напряжены в его звездообразных моторах (a), попарно расположенных над несущими плоскостями, а выше реет трехмоторная металлическая птица (22): а — три звездообразных мотора по 450 л. с. каждый, b — двойное рулевое оперение. Гидросамолет меньших размеров, оборудованный мотором в 2700 л. с., в 1935 г. на дистанции в 3 км достиг рекордной скорости в 709,250 км/час: конструкция авиационного мотора — двигателя внутреннего сгорания — позволила заключить в небольших объемах гоночной машины необходимую огромную мощность.
Итак, наиболее распространенным пока источником энергии свободного передвижения является двигатель внутреннего сгорания, дизель для больших установок и легкие авиационные, автомобильные, лодочные моторы. Нефть и бензин — их пища, поэтому необходимой принадлежностью изображаемого нами универсального узла передвижений являются огромные баки — хранилища горючего (8).
В наше время все больше начинают говорить о легком дизеле для замены им авиационных и автомобильных моторов (нефть вместо бензина и других продуктов ее перегонки). Вместе с тем появляются и конкуренты дизелю — газогенераторные и водородные двигатели, двигатели, работающие от сжатого воздуха. Все это — решение проблемы замены жидкого горючего в предвидении его дефицитности. Пока нефти и ее продуктов будет достаточно, вряд ли двигатели внутреннего сгорания уступят свою ведущую роль в мировом транспорте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий