Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 июля 2022

СУХОЙ ДОК

С давних пор постройка судов ведется на берегу на наклонных стапелях, а готовое судно опускается с них на воду.

Перед судами строится особая деревянная дорога. Она густо смазывается салом, растительным маслом и зеленым мылом, затем снимаются подпорки, удерживающие судно на месте, и, предоставленное само себе, судно трогается, скользит и кормой вперед врезается в воду.

Ясно, что спуск корабля, вес которого иногда достигает десятков тысяч тонн, — трудная и опасная операция.

Стремление избежать неудобств в работе на наклонных стапелях привело к мысли строить корабли в сухом доке. Как только работа завершена, в док впускают воду, корабль всплывает и через отворенные ворота выходит в порт. Так был построен французами линкор, 26 500-тонный «Дюнкер», и так же строится их 25 000-тонный линкор «Ришелье».

Строить в сухом доке, конечно, удобнее, но это значит занимать его на несколько лет, в то время как он может понадобиться для срочного ремонта какого-нибудь парохода.

Теперь понятно, какой интерес среди судостроителей всего мира должен вызывать новый способ постройки судов, примененный французским судостроительным заводом в Сен-Назаре.

Этот способ очень прост и остроумен. Рядом с одним из существующих сухих доков устроена горизонтальная бетонная площадка. Эта площадка вместе с доком обнесена прочной водонепроницаемой стеной, около 10 м высоты. Ворота дока доведены до верха стены. Вот и все, что понадобилось для организации судостроения по новой системе.

На площадке, в полной безопасности, со всеми удобствами, пользуясь железнодорожными ветками и кранами дока, ведется постройка корабля. Док в это время свободен и продолжает свою текущую работу.

Но вот корпус закончен, и можно выходить на воду. Ворота дока закрываются, начинают работать мощные насосы, и скоро все пространство, обнесенное стеной, заполняется водой. Спокойно и тихо судно всплывает. При помощи канатов и лебедок его медленно переводят в док и выпускают лишнюю воду с таким расчетом, чтобы уровень в доке сравнялся с уровнем моря. Теперь достаточно отворить ворота дока и вывести судно.

1. Судно строится на сухой площадке.
2. Корпус судна построен. Все огражденное пространство заполнено водой.
3. Площадку затопляют водой. Корпус судна переводится направо.
4. Вода спущена. Площадка освобождена для закладки следующего судна. Первое судно достраивается в доке и в любое время может быть выведено из него.

Если док не нужен для другой работы, то достройку можно вести прямо в нем и выпускать уже совершенно законченный корабль.

Напротив, когда площадка не занята строящимся судном, ее можно использовать для ремонта кораблей. В этом случае все процессы ведутся в обратном порядке: судно вводится в док, ворота закрываются, огражденное место заполняется водой, судно переводится из дока и останавливается над площадкой; затем вода выпускается, судно устанавливается на заранее приготовленные подпорки, и можно приступать к ремонту.

В это время док свободен и может принять второе судно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.