С давних пор постройка судов ведется на берегу на наклонных стапелях, а готовое судно опускается с них на воду.
Перед судами строится особая деревянная дорога. Она густо смазывается салом, растительным маслом и зеленым мылом, затем снимаются подпорки, удерживающие судно на месте, и, предоставленное само себе, судно трогается, скользит и кормой вперед врезается в воду.
Ясно, что спуск корабля, вес которого иногда достигает десятков тысяч тонн, — трудная и опасная операция.
Стремление избежать неудобств в работе на наклонных стапелях привело к мысли строить корабли в сухом доке. Как только работа завершена, в док впускают воду, корабль всплывает и через отворенные ворота выходит в порт. Так был построен французами линкор, 26 500-тонный «Дюнкер», и так же строится их 25 000-тонный линкор «Ришелье».
Строить в сухом доке, конечно, удобнее, но это значит занимать его на несколько лет, в то время как он может понадобиться для срочного ремонта какого-нибудь парохода.
Теперь понятно, какой интерес среди судостроителей всего мира должен вызывать новый способ постройки судов, примененный французским судостроительным заводом в Сен-Назаре.
Этот способ очень прост и остроумен. Рядом с одним из существующих сухих доков устроена горизонтальная бетонная площадка. Эта площадка вместе с доком обнесена прочной водонепроницаемой стеной, около 10 м высоты. Ворота дока доведены до верха стены. Вот и все, что понадобилось для организации судостроения по новой системе.
На площадке, в полной безопасности, со всеми удобствами, пользуясь железнодорожными ветками и кранами дока, ведется постройка корабля. Док в это время свободен и продолжает свою текущую работу.
Но вот корпус закончен, и можно выходить на воду. Ворота дока закрываются, начинают работать мощные насосы, и скоро все пространство, обнесенное стеной, заполняется водой. Спокойно и тихо судно всплывает. При помощи канатов и лебедок его медленно переводят в док и выпускают лишнюю воду с таким расчетом, чтобы уровень в доке сравнялся с уровнем моря. Теперь достаточно отворить ворота дока и вывести судно.
Если док не нужен для другой работы, то достройку можно вести прямо в нем и выпускать уже совершенно законченный корабль.
Напротив, когда площадка не занята строящимся судном, ее можно использовать для ремонта кораблей. В этом случае все процессы ведутся в обратном порядке: судно вводится в док, ворота закрываются, огражденное место заполняется водой, судно переводится из дока и останавливается над площадкой; затем вода выпускается, судно устанавливается на заранее приготовленные подпорки, и можно приступать к ремонту.
В это время док свободен и может принять второе судно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий