Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 июля 2022

ПЛАВУЧИЙ MАЯК

Не всегда стоящий на берегу моря маяк обеспечивает безопасность судоходства. Зачастую подводные камни и рифы заставляют выдвигать маяки в открытое море, с огромным трудом строить их где-нибудь на скалах или же делать их плавучими.

Тяжела и опасна работа на таких маяках! А ведь от маяков зависят сотни и тысячи жизней моряков и пассажиров. Болезнь, смерть или небрежность обслуживающего персонала — и катастрофы неминуемы.

Где же выход из положения?

Американцы видят его в создании вдоль атлантического и тихоокеанского побережий цепи автоматических плавучих маяков, без единого человека на борту, управляемых по радио с земли.

Проект этот вовсе не фантастичен. Он уже начал приводиться в исполнение: вот уже несколько месяцев, как первый из маяков-автоматов успешно проходит все испытания.

Что же он представляет собой и как работает?

Это прочное 160-тонное судно, неподвижно стоящее на якорях.

В хорошую погоду все происходит совершенно автоматически. Круглые сутки через каждые 20 секунд раздается сильный удар в колокол, механизм которого приводится в действие сжатой углекислотой из баллонов.

Автоматический радиопередатчик сообщает судам свое местоположение, причем ради экономии он действует не непрерывно: на каждую минуту передачи приходится три минуты молчания. Когда стемнеет, фотоэлемент зажигает яркий электрический фонарь, установленный на мачте, и тушит его на рассвете. Время от времени сами собой начинают работать мотор-генераторы и возобновляют заряд аккумуляторов, питающих фонарь.

Но вот погода портится, надвигается туман; теперь наступает время действовать людям. Нажим кнопки на берегу, в 13 км от нашего судна, — и радио передает ему музыкальный тон определенной высоты. Этому сигналу подчиняются все автоматы. Включаются моторы, радиомаяки переходят на непрерывную работу, сирена покрывает своим ревом звон колокола и шум бури.

Работа радиомаяка и сирены тесно связана: в одно и то же время они прерывают и возобновляют действие, и это позволяет морякам точно определить расстояние до маяка, а значит, и свое положение. Ведь радиосигналы передаются почти мгновенно, а звук сирены проходит морскую милю в 5,5 секунд; заметив промежуток между радио и звуковыми сигналами, нетрудно высчитать и расстояние.

На маяке имеются два комплекта оборудования. Если гаснет электрический фонарь, немедленно вспыхивает другой —  ацетиленовый. Специальный микрофон слушает, гудит ли тревожная сирена, и в случае остановки дает знать об этом по радио. Нажим кнопки — и, послушная новому радиосигналу, начинает реветь запасная сирена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.