Я. ПЕРЕЛЬМАН
Дело, однако, не так просто, как представляется большинству. Если вы хотите получить от снимка все то, что он может дать, надо рассматривать его, руководствуясь тремя правилами:
- смотреть на фотоснимок только одним глазом;
- помещать снимок так, чтобы глаз находился против середины фотографии, на перпендикуляре к ней;
- держать снимок в таком удалении от глаза, в каком находилась кассета фотоаппарата от его объектива в момент съемки.
Только тогда снимки получают глубину и рельефность: передний план отделяется от заднего, далекие части отступают назад, вся картина приобретает больше выразительности. Выберите снимок, в котором имеются передний и задний планы, закройте один глаз и поместите снимок отвесно перед собой, так, чтобы открытый глаз приходился против середины фотографии, которая должна быть хорошо освещена.
Теперь медленно придвигайте снимок к глазу. В большинстве случаев вам удастся, после ряда проб, уловить такое положение снимка, когда изображенная на нем картина станет рельефной. Близкие детали выступят вперед, далекие отойдут назад; предметы сделаются как бы телесными. Снимок находится на нужном расстоянии от глаза.
Такие опыты можно проделывать не только с подлинными фотографиями, но и с воспроизведениями их в печати, например с иллюстрациями нашего журнала.
Почему же не наблюдается этот эффект при рассматривании двумя глазами? Чтобы понять это, нам придется остановиться на особенностях двуглазого и одноглазого рассматривания предметов. Когда мы смотрим двумя глазами на предмет не слишком далекий, он рисуется неодинаково на дне (сетчатке) правого и левого глаза. Простейший пример этого дан на рисунке, на котором изображено, в каком виде представляется палец, помещенный близ нашего лица; различие нетрудно обнаружить.
Один и тот же палец кажется измененным, если посмотреть на него отдельно левым или правым глазом. |
Эта неодинаковость изображений и является причиной того, что предмет воспринимается нами не как плоская картина, а как телесная вещь: ведь от плоской картины оба глаза получают одинаковые изображения. Единственная причина восприятия глубины заключается в том, что оба глаза получают не тождественные впечатления. В правом глазу рисуется не совсем то, что в левом, а оба впечатления сливаются нашим сознанием в один телесный образ.
Правильность этого соображения доказывается действием стереоскопа. В этом приборе каждый глаз наблюдателя видит только ту фотографию, которая ему соответствует; сознание же сливает оба снимка в один образ, но не плоский, а телесный. Вероятно, многим читателям знакомы поразительные эффекты, порождаемые этим прибором: плоская картина получает глубину и рельефность, предметы становятся выпуклыми, вода приобретает свой характерный блеск.
Простейший стереоскоп. |
Несложный опыт может доказать нам, что, только глядя двумя глазами, мы воспринимаем глубину и можем правильно оценивать расстояние до наблюдаемого предмета. Возьмите карандаш и держите его перед собой в слегка согнутой руке. Закрыв один глаз, двигайте постепенно палец другой руки, стараясь наткнуться им на карандаш. Задача кажется легкой, но в большинстве случаев палец проходит мимо карандаша из-за невозможности правильно оценивать расстояние одним глазом.
Теперь понятна роль двуглазого зрения при рассматривании трехмерных предметов. Поэтому то не следует смотреть двумя глазами на плоскую фотографию. Одинаковость изображений в правом и левом глазу подсказывает сознанию, что перед нами не телесный предмет, а плоская картина.
Объясним теперь важность соблюдения двух остальных правил. Фотоснимок запечатлевает ту картину, которую «видел» фотоаппарат в момент съемки. Чтобы наблюдатель, глядя на снимок, воспринял то же самое, необходимо поставить его глаз относительно снимка в такие же условия, в каких находился объектив фотоаппарата относительно натуры. Фотоаппарат прежде всего «смотрит» одним глазом, и то, что запечатлевается на светочувствительной пластинке, предназначено для одноглазого зрителя. Отсюда мы извлекаем лишний довод в пользу одноглазого рассматривания.
Взгляните на рисунок, упрощенно изображающий путь лучей от снимаемой натуры, через объектив фотоаппарата, к чувствительной пластинке в кассете камеры. Вы убеждаетесь, что фотоаппарат «видит» натуру под углом 1, и под тем же углом из объектива видно изображение этой натуры на стекле кассеты: угол 1 равен углу 2. Значит, если мы хотим от готовой фотографии получить впечатление натуры, мы должны поместить глаз в точке, которая расположена относительно снимка так же, как объектив был расположен относительно кассеты. Отсюда и вытекают основные правила рассматривания фотографий:
2) расположен против середины снимка,
3) на расстоянии, равном глубине фотоаппарата.
Фотоаппарат "видит" натуру под тем же углом, под которым изображение на стекле кассеты видно из объектива. |
Впрочем, нормальному глазу легко можно помочь увеличительным стеклом: линза, увеличивая все размеры фотоснимков, соответственно удлиняет и то наивыгоднейшее расстояние, с какого следует рассматривать снимок. Здесь кроется и непонятный для многих секрет удивительного действия двояковыпуклого стекла на фотографии. Известно, что многие снимки, при рассматривании через большую лупу, приобретают глубину и рельефность, вполне напоминая стереоскопические фотографии. Существуют даже приборы для такого рассматривания. Читателю, надеюсь, ясна теперь несложная причина этого явления.
Подобно двояковыпуклому стеклу, действует и увеличение размеров снимка. Увеличенная фотография имеет и соразмерно удлиненное наивыгоднейшее расстояние для ее рассматривания. Так как картины, проектируемые на киноэкран, не что иное, как увеличенные фотоснимки, то понятна и наблюдаемая иногда рельефность кинокартин. Точка наивыгоднейшего рассматривания кинокартин расположена против середины экрана и на довольно большом расстоянии от него, так как увеличение мелких кадров ленты до размеров экрана порождает и соответственное удлинение расстояния наилучшего зрения.
Требование одноглазого рассматривания в этом случае отпадает, так как при рассматривании далеких предметов изображения в правом и левом глазу получаются почти одинаковыми. Всем известно, что в кинотеатрах самые лучшие места — средние, но лишь немногие знают, чем это обусловлено.
Если теперь читатель, пользуясь сделанными здесь указаниями, будет рассматривать снимки, воспроизводимые на страницах нашего журнала¹ он увидит на них гораздо больше, чем видел до сих пор.
«Замечательно, — писал еще полвека назад выдающийся английский физиолог В. Карпентер, — что эффект этого способа рассматривания фотографических, картин не ограничивается выделением телесности предмета... Если смотреть на изображение воды обоими глазами, поверхность кажется восковой; но если смотреть одним глазом, в ней часто замечается поразительная прозрачность и глубина. То же можно сказать и относительно различных свойств поверхностей, отражающих свет, например, бронзы и слоновой кости».
¹) Например, фотографию Крымского моста на стр. 47 № 7 за 1936 г. (наивыгоднейшее расстояние — около 12 см) или снимок электростанции на стр. 57 того же номера (наивыгоднейшее расстояние — около 15 см).
Комментариев нет:
Отправить комментарий