Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 июня 2022

Учитесь рассматривать фотографии

Я. ПЕРЕЛЬМАН

На страницах нашего журнала часто печатаются фотографические снимки, но едва ли многие из читателей знают, как нужно их рассматривать. Казалось бы, тут и знания никакого не надо: взять журнал в руки, раскрыть и глядеть.

Дело, однако, не так просто, как представляется большинству. Если вы хотите получить от снимка все то, что он может дать, надо рассматривать его, руководствуясь тремя правилами:

  • смотреть на фотоснимок только одним глазом;
  • помещать снимок так, чтобы глаз находился против середины фотографии, на перпендикуляре к ней;
  • держать снимок в таком удалении от глаза, в каком находилась кассета фотоаппарата от его объектива в момент съемки.

Только тогда снимки получают глубину и рельефность: передний план отделяется от заднего, далекие части отступают назад, вся картина приобретает больше выразительности. Выберите снимок, в котором имеются передний и задний планы, закройте один глаз и поместите снимок отвесно перед собой, так, чтобы открытый глаз приходился против середины фотографии, которая должна быть хорошо освещена.

Теперь медленно придвигайте снимок к глазу. В большинстве случаев вам удастся, после ряда проб, уловить такое положение снимка, когда изображенная на нем картина станет рельефной. Близкие детали выступят вперед, далекие отойдут назад; предметы сделаются как бы телесными. Снимок находится на нужном расстоянии от глаза.

Такие опыты можно проделывать не только с подлинными фотографиями, но и с воспроизведениями их в печати, например с иллюстрациями нашего журнала.

Почему же не наблюдается этот эффект при рассматривании двумя глазами? Чтобы понять это, нам придется остановиться на особенностях двуглазого и одноглазого рассматривания предметов. Когда мы смотрим двумя глазами на предмет не слишком далекий, он рисуется неодинаково на дне (сетчатке) правого и левого глаза. Простейший пример этого дан на рисунке, на котором изображено, в каком виде представляется палец, помещенный близ нашего лица; различие нетрудно обнаружить.

Один и тот же палец кажется измененным, если посмотреть на него отдельно левым или правым глазом.

Эта неодинаковость изображений и является причиной того, что предмет воспринимается нами не как плоская картина, а как телесная вещь: ведь от плоской картины оба глаза получают одинаковые изображения. Единственная причина восприятия глубины заключается в том, что оба глаза получают не тождественные впечатления. В правом глазу рисуется не совсем то, что в левом, а оба впечатления сливаются нашим сознанием в один телесный образ.

Правильность этого соображения доказывается действием стереоскопа. В этом приборе каждый глаз наблюдателя видит только ту фотографию, которая ему соответствует; сознание же сливает оба снимка в один образ, но не плоский, а телесный. Вероятно, многим читателям знакомы поразительные эффекты, порождаемые этим прибором: плоская картина получает глубину и рельефность, предметы становятся выпуклыми, вода приобретает свой характерный блеск.

Простейший стереоскоп.

Несложный опыт может доказать нам, что, только глядя двумя глазами, мы воспринимаем глубину и можем правильно оценивать расстояние до наблюдаемого предмета. Возьмите карандаш и держите его перед собой в слегка согнутой руке. Закрыв один глаз, двигайте постепенно палец другой руки, стараясь наткнуться им на карандаш. Задача кажется легкой, но в большинстве случаев палец проходит мимо карандаша из-за невозможности правильно оценивать расстояние одним глазом.

Возьмите карандаш и держите его перед собой в слегка согнутой руке. Закрыв один глаз, двигайте постепенно палец другой руки, стараясь наткнуться им на карандаш. В большинстве случаев палец проходит мимо карандаша.

Теперь понятна роль двуглазого зрения при рассматривании трехмерных предметов. Поэтому то не следует смотреть двумя глазами на плоскую фотографию. Одинаковость изображений в правом и левом глазу подсказывает сознанию, что перед нами не телесный предмет, а плоская картина.

Объясним теперь важность соблюдения двух остальных правил. Фотоснимок запечатлевает ту картину, которую «видел» фотоаппарат в момент съемки. Чтобы наблюдатель, глядя на снимок, воспринял то же самое, необходимо поставить его глаз относительно снимка в такие же условия, в каких находился объектив фотоаппарата относительно натуры. Фотоаппарат прежде всего «смотрит» одним глазом, и то, что запечатлевается на светочувствительной пластинке, предназначено для одноглазого зрителя. Отсюда мы извлекаем лишний довод в пользу одноглазого рассматривания.

Взгляните на рисунок, упрощенно изображающий путь лучей от снимаемой натуры, через объектив фотоаппарата, к чувствительной пластинке в кассете камеры. Вы убеждаетесь, что фотоаппарат «видит» натуру под углом 1, и под тем же углом из объектива видно изображение этой натуры на стекле кассеты: угол 1 равен углу 2. Значит, если мы хотим от готовой фотографии получить впечатление натуры, мы должны поместить глаз в точке, которая расположена относительно снимка так же, как объектив был расположен относительно кассеты. Отсюда и вытекают основные правила рассматривания фотографий:

1) смотреть одним глазом, который
2) расположен против середины снимка,
3) на расстоянии, равном глубине фотоаппарата.
Фотоаппарат "видит" натуру под тем же углом, под которым изображение на стекле кассеты видно из объектива.
Закрыть один глаз и поместить второй против середины фотоснимка возможно всегда. Труднее удалить фотографию на расстояние, равное глубине фотоаппарата. Имея в руках готовый снимок, вы обычно не знаете глубины того аппарата, который его снимал; приходится улавливать расстояние рядом проб. Нередко бывает, что глубина камеры короче того наименьшего расстояния, в каком нормальный глаз ясно различает предметы. Близорукие имеют в этом случае преимущество перед людьми с нормальным зрением: они могут, без ущерба для ясной видимости, придвигать рассматриваемый снимок близко к глазу.

Впрочем, нормальному глазу легко можно помочь увеличительным стеклом: линза, увеличивая все размеры фотоснимков, соответственно удлиняет и то наивыгоднейшее расстояние, с какого следует рассматривать снимок. Здесь кроется и непонятный для многих секрет удивительного действия двояковыпуклого стекла на фотографии. Известно, что многие снимки, при рассматривании через большую лупу, приобретают глубину и рельефность, вполне напоминая стереоскопические фотографии. Существуют даже приборы для такого рассматривания. Читателю, надеюсь, ясна теперь несложная причина этого явления.

Подобно двояковыпуклому стеклу, действует и увеличение размеров снимка. Увеличенная фотография имеет и соразмерно удлиненное наивыгоднейшее расстояние для ее рассматривания. Так как картины, проектируемые на киноэкран, не что иное, как увеличенные фотоснимки, то понятна и наблюдаемая иногда рельефность кинокартин. Точка наивыгоднейшего рассматривания кинокартин расположена против середины экрана и на довольно большом расстоянии от него, так как увеличение мелких кадров ленты до размеров экрана порождает и соответственное удлинение расстояния наилучшего зрения.

Требование одноглазого рассматривания в этом случае отпадает, так как при рассматривании далеких предметов изображения в правом и левом глазу получаются почти одинаковыми. Всем известно, что в кинотеатрах самые лучшие места — средние, но лишь немногие знают, чем это обусловлено.

Если теперь читатель, пользуясь сделанными здесь указаниями, будет рассматривать снимки, воспроизводимые на страницах нашего журнала¹ он увидит на них гораздо больше, чем видел до сих пор.

«Замечательно, — писал еще полвека назад выдающийся английский физиолог В. Карпентер, — что эффект этого способа рассматривания фотографических, картин не ограничивается выделением телесности предмета... Если смотреть на изображение воды обоими глазами, поверхность кажется восковой; но если смотреть одним глазом, в ней часто замечается поразительная прозрачность и глубина. То же можно сказать и относительно различных свойств поверхностей, отражающих свет, например, бронзы и слоновой кости».

¹) Например, фотографию Крымского моста на стр. 47 № 7 за 1936 г. (наивыгоднейшее расстояние — около 12 см) или снимок электростанции на стр. 57 того же номера (наивыгоднейшее расстояние — около 15 см).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.