Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 июня 2022

Киносъёмка под водой

Текст M. ТАЙЧЕРА, Фото А. ДОБРОНИЦКОГО

Американец Гартман первый начал съемку под водой. Этому предшествовали 13 лет упорной работы, в результате которой Гартман изобрел оптическое приспособление, позволяющее снимать под водой на расстоянии видимости человеческим глазом. На глубине 120 м Гартман снял древнегреческий город Полеополис, статую колосса родосского, открыл своей съемкой древнеримский город между тунисским берегом и островом Сицилией, затонувший на глубине 120 м.

В настоящее время американцы, братья Вильямсон, устроили на Богемских островах специальную базу подводных киносъемок.

Приспособлением для самой примитивной съемки под водой является колокол. Он может опускаться на глубину до 5 м. В нем — стеклянный иллюминатор для съемочного аппарата. С такого колокола кинооператор московской студии Союзкинохроники Доброницкий заснял в Балаклаве любопытные кадры подводного мира для детского журнала «Звездочка».

Кинооператор московской студии Союзкинохроники С. А. Леонтович после долгой исследовательской работы сконструировал уникальный аппарат для съемок под водой. Новый подводный киноаппарат — крупная победа советской кинематографии. Этим аппаратом можно снимать без колокола на глубине до 20 м, свободно передвигаясь по дну моря. Летом экспедиция Леонтовича проводила экспериментальную работу с аппаратом и засняла в Балаклаве интересный подводный сюжет, показывающий работу водолазов. Как происходит съемка?

Надев рейдовую маску, оператор опускается на дно. Спущенный на веревке съемочный аппарат стоит на дне на штативе. Аппарат герметически закупорен, он водонепроницаем. Перед спуском в нем было поднято давление воздуха в 2—2,5 атмосферы для уравновешивания давления воды. На дне свет рассеянный, хорошая видимость на расстоянии 30—40 м, вода имеет желто-зеленоватую окраску, поэтому операторы-«подводники» снимают на позитивной пленке, которая чувствительна только к синим лучам и фиолетовой части спектра. Снятые под водой кадры на позитивной пленке получаются контрастные и яркие.

Сейчас начнется съемка. Перед киноаппаратом сказочная красота подводного мира.

— Над аппаратом, — рассказывает кинооператор Леонтович — спокойно плавает огромная медуза, напоминающая парашют. Медленно плывут розовые корнероиды. Мертвая тишина! Я притронулся к пружине аппарата. Заводная пружина заменяет здесь ручку. Она сама скрутит кадры... Стаи мелких рыбешек, не проявляя страха, с любопытством окружили меня. Я отгоняю рыб от иллюминатора аппарата. Слышу шум прибоя, шелест гравия, шаги водолазов по грунту и звук работающего аппарата.

Леонтович снимает без скафандра так как он затрудняет движения. В Институте океанографии и рыбоводства сейчас строится кабина для исследования больших подводных глубин (батисфера). В кабине устанавливаются иллюминатор для съемок под водой и осветительное приспособление.

Следующий снимок (внизу) показывает момент работы оператора на дне моря. Перед объективом киноаппарата—многочисленные обитатели морских глубин.


На следующем снимке внизу один из жителей морского дна — краб. 

Краб, большие и малые рыбы, не только они заселяют дно морское.

Над ним кадр кинопленки запечатлел среди водорослей рыбу-иглу.

Вот, например, на правом снимке вы видите еще одно существо. Это морская медуза, которую заснял оператор на глубине свыше шести метров.

На нижнем снимке стая рыб «кефаль». Киноаппарат «поймал» их на глубине семи метров.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.