„Если на клетке слона причтешь надпись „буйвол“, не верь глазам своим“.
КОЗЬМА ПРУТКОВ
История техники богата великим множеством легенд. Некоторые из них стали настолько популярными и общепризнанными, что достоверность их кажется неопровержимой. Вот, например, говорят: «Стефенсон изобрел первый паровоз». На первый взгляд эта „истина“ так же бесспорна и общеизвестна, как изречения чеховского учителя: „Волга впадает в Каспийское море“, и т. д. Между тем Стефенсон вовсе не изобрел первый паровоз! Мы уже указывали в нашем журнале, что первый паровоз был изобретен Р. Тревитиком за 11 лет до Стефенсона.
Между тем ошибочные, непроверенные историко-технические изречения широко используются литературой. Ошибочный факт развивается, украшается живописными подробностями, художники изобретают на эту тему рисунки, и легенда становится еще убедительнее (ниже мы помещаем изображение никогда не существовавшего парохода Папена).
Наш новый раздел „Не верь глазам своим“ будет систематически рассматривать и опровергать историко-технические легенды, выясняя, как обстояло дело в действительности.
ЭПИЗОД № 1. ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕНИ ПАПЕНА НА ПАРОХОДЕ В 1707 ГОДУ
Чтобы сделать рагу из кролика, нужно иметь кролика, — говорят французы. Чтобы построить пароход, нужно, по-видимому, обязательно иметь паровую машину. Между тем, исторические легенды утверждают, что пароход был построен до изобретения паровой машины! Одна из таких легенд гласит, что капитан императора Карла V (XVI век) испанец Бласко де-Гарай построил судно, способное двигаться без парусов и весел и даже против ветра. Иными словами, этот испанец построил пароход. На самом же деле Бласко де-Гарай построил не что иное, как лодку с лопастными колесами. Вращая коленчатый вал такой лодки вручную, изобретатель и думал идти против ветра «без парусов и весел».
Лодки с лопастными колесами вообще характерны для того времени. Рисунки их мы находим у Кизера (1405—1410 годы), у знаменитого Леонардо да Винчи (1500 год) и т. д. Их пытались применять в военных целях, то есть команда могла вращать колесный вал, сидя под прикрытием, а обычные гребцы обязательно выставляли наружу плечи и руки.
Легенда гласит, что Дени Папен — знаменитый французский изобретатель (создатель «папинова котла») — построил в 1707 году пароход, на котором он решил доехать из Касселя (Германия) до Англии. Когда Папен проезжай на своем пароходе мимо города Мюндена — говорится в легенде, — лодочники, боясь, что пароходство, развившись, лишит их заработка, накинулись на пароход Папена и сломали его.
В книге Н. Шпанова «Рождение мотора» (1934 год) эта сцена описывается так: «Толпа точно ждала только этого призыва. Вооруженные топорами корабельщики бросились на судно. Папен со стоном, не в силах видеть того, что делается, закрыл лицо руками. Менее чем через час судно представляло собой груду развалин» (стр. 52).
А как обстояло дело в действительности? Дени Папен был одним из величайших изобретателей своего времени. Его можно считать, оставляя в стороне некоторые предшествующие опыты, первым создателем паровой машины. Его принцип использования пара в цилиндре с поршнем сохраняется до наших дней. Однако, первая машина Папена, рисунок и описание которой были опубликованы в 1690 году, была практически не применима. В ней котел не был отделен от рабочего цилиндра. Нужно было кипятить воду в цилиндре, пока образующийся пар не поднимет поршня, затем обливать цилиндр холодной водой, чтобы под действием атмосферного давления поршень пошел вниз, затем вторично кипятить воду в остуженном цилиндре и т. д.! Хорош был бы пароход, между оборотами колес которого проходило бы время, потребное для кипячения нескольких ведер воды!
В 1698 году в германском княжестве Гессене Папен построил такую машину, однако, она погибла от случайного обстоятельства. Пользуясь тем, что гессенский ландграф Карл любил изображать из себя просвещенного государя и покровителя наук, Папен добился кредитов на постройку новой усовершенствованной машины. Друг Папена, известный ученый Лейбниц, своими советами много помогавший изобретателю, прислал ему чертежи новой английской машины Сэвери (тоже 1698 года). Машина Сэвери, хотя и не была устроена по поршневому принципу, но зато обладала весьма ценным свойством — котел был отделен от рабочей части.
Первая паровая машина Папена была практически не применима. В ней котел не был отделен от рабочего цилиндра. |
К 1706 году Папен построил вторую машину, в которой было достигнуто сочетание отдельного котла с поршнями цилиндра. Но эта машина (как и машина Сэвери) предназначалась исключительно для подъема воды (в фонтанах и т. д.). Ни к чему другому ее нельзя было приспособить.
В 1706 году Папен построил вторую паровую машину. В ней сочеталась работе отдельного котла с поршнями цилиндра. |
19 августа 1706 года происходят испытания машин Папена. Среди присутствующих находился ландграф Карл. Когда машину пустили, вода брызнула из всех сочленений этой плохо приспособленной и громоздкой конструкции, до костей промочив его высочество ландграфа. Он охладел к опытам Папена и вскоре перестал их финансировать. Таким образом, ни одной машины, которая могла бы приводить в движение судно, у Папена не было. Изобретатель мечтал о такой машине, но, к сожалению, этим мечтам не пришлось воплотиться в действительность.
Следуя по стопам Бласко де-Гарая и других, Папену удалось построить лодку с лопастными колесами, приводимыми в движение вручную. Действительно, его лодка была разрушена, когда он плыл в ней то рекам Фульде и Везеру к Северному морю. На изобретателя напали мюнденские лодочники, они предали разрушению лодку Папена, так как он нарушил традицию, заключавшуюся в том, что от Мюндена можно было ехать дальше только на лодках местной гильдии лодочников. Конечно, тяжесть переживаний Папена, изобретение которого стало жертвой феодальных предрассудков, от этого не уменьшилась. Вероятно, он действительно, как выражается Шпанов, «со стоном, не в силах видеть того, что делается, закрыл лицо руками» и т. д. Но никакой «толстяк» не мог кричать при этом: «Покупаю трубу и колеса», «Ты, Ганс, бери котел» и т. д, (стр. 52). Дойдя до этих строк, читатель, не верь глазам своим!
Комментариев нет:
Отправить комментарий