В траншее медленно движется комбайн. Он оставляет за собой вполне готовую железобетонную трубу. Комбайн изготовляет бетон, укладывает его, вибрирует (утрясает), прессует и, наконец, осуществляет электропрогрев. Такова сущность нового интересного изобретения проф. Тбилисского института сооружений В. В. Михайлова.
Как же трубопроводы изготовлялись до сих пор? Существовали два способа их изготовления. Трубопроводы делались либо на месте укладки в траншеях, либо на заводах, откуда они привозились в готовом виде. Производство трубопроводов на месте требовало закладки специальных металлических или деревянных форм (опалубок), которые в дальнейшем забивались бетоном. Такой способ производства очень трудоемок, требует большого количества времени и средств. Трубопроводы, изготовленные заводским способом, имеют в длину лишь один метр. Поэтому при прокладке водной сети их необходимо соединять (стыкование). Кроме того, такие трубопроводы громоздки и перевозить их очень трудно.
Специальный комбайн, спроектированный проф. Михайловым, позволяет изготовлять железобетонные трубопроводы механическим путем на месте прокладки, без каких бы то ни было опалубок.
В траншее, прорытой предварительно экскаватором, устанавливается комбайн. На поверхности находятся установки для изготовления бетона и получения электроэнергии. Автомашины и автоцистерны подвозят гравий, цемент, песок и воду, необходимые для изготовления бетона. Все эти материалы с помощью специального элеваторного устройства поступают в бетономешалку. Отсюда уже готовый бетон через раздаточное устройство идет по металлическому лотку в приемную воронку комбайна и далее в пространство между двумя круглыми металлическими оболочками. Эти оболочки, составляющие сердцевину комбайна, и заменяют формы, необходимые при старом способе производства трубопроводов на месте. Наружная оболочка неподвижна, а внутренняя сделана эластичной — из гофрированного железа и двух слоев резины.
Когда бетон заполняет пространство между наружной и внутренней оболочками, начинают действовать вибраторы, которые утрясают бетон. Затем из особого аппарата, находящегося в комбайне, поступает вода под большим давлением. Вода давит на резиновую оболочку и через гофрированную оболочку на бетон. Таким образом осуществляется уплотнение бетона. За этим следует так называемая электропропарка бетона, К внутренней, гофрированной, оболочке комбайна подводится электроток, который нагревает выделившуюся при уплотнении бетона воду. Часть воды при этом испаряется, а часть пропаривает бетон, что обеспечивает его быстрое «схватывание».
Так изготовляется трубопровод длиной в 4 м. После этого комбайн передвигается по роликам вдоль траншеи, и работа производится тем же порядком на новом месте.
Способ проф. Михайлова дает возможность получить настолько прочные бетонные трубопроводы, что можно обходиться без железной арматуры там, где она была нужна ранее, при старых методах производства. Наряду с этим значительно ускоряется вся работа. За сутки комбайн с обслуживающей бригадой в 11 человек может изготовить и проложить до 40 м трубопровода.
Комбайн проф. Михайлова предполагается использовать в первую очередь на постройке бакинского водопровода для водоснабжения одного из крупных заводов.
E. ЛУРЬЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий