Текст H. АНДРЕЕВА, Фото Л. РИХТЕРА
Предположим, что сейчас восемь часов вечера, а к двенадцати ночи вам необходимо передать в Ленинград эскиз или схему в сопровождении краткого описания.
Вам придется прибегнуть к помощи бильдтелеграфа.
В здании московского Центрального телеграфа вы подходите к окошку с надписью: прием фототелеграмм. Заготовленную схему и описание вы переносите на специальный бланк, — обязательно черными чернилами. Цвет других чернил бильдаппаратом не передается.
Принятую от вас телеграмму кассир свертывает трубкой и вкладывает в специальный патрон, который тут же опускает в приемник пневматической трубы — транспортера. Внутри него постоянно поддерживается разрежение воздуха. Когда патрон скользнет в приемник транспортера, его увлечет устремившийся туда же поток наружного воздуха. Посмотрите, какие крутые изгибы у труб при поворотах. Но никогда ни в одном из изгибов не застрянет патрон с телеграммой. По одной из этих труб мчится и ваша телеграмма. Вот она достигла 4-гo этажа, попав в цех фотослужбы — аппаратную.
Извлеченную из патрона телеграмму оператор укрепляет на барабане передающего аппарата. На верхнем снимке стр. 23 вы видите аппарат, готовый к работе. Вот включается мотор, который вращает барабан, и дается условный сигнал в Ленинград, начинает вращаться барабан и на приемной станции в Ленинграде.
Оператор внимательно следит за синхронностью работы обоих аппаратов, тo есть за тем, чтобы валики передающего и принимающего аппаратов вращались с одинаковой скоростью. На нижнем снимке вы видите у мотора неоновую лампочку, внутри ее — электрод в форме светящейся стрелки. Против лампочки расположен так называемый стробоскопический диск, на ободе которого прорезаны овальные отверстия. Если синхронность работы обоих аппаратов не нарушается, то овальные прорезы на диске отчетливо видны, несмотря на то, что диск делает 1800 об/мин. Как только изображение прямоугольников начнет двоиться — это значит, что синхронность нарушается, и оператор выравнивает вращение валиков.
Три последовательных сигнала предупреждают Ленинград о полной готовности передающего аппарата. Оператор прерывает три раза рукой луч света, падающий на фотоэлемент. При этом фотоэлемент «срабатывает», и в линию посылается ток. После третьего сигнала аппараты одновременно включаются в работу. Передача началась.
Бланк фототелеграммы вращается на валике. Одновременно перед валиком движется специальная подставка, на которой расположены система линз и фотоэлемент.
Вы видите на левом нижнем снимке путь луча от лампочки «Кинокс» к телеграмме. Лампочка расположена за так называемой лохшайбой, или перфорационным диском, который напоминает знакомый нам уже стробоскопический диск. В нем тоже проделаны отверстия. При вращении диска эти отверстия создают определенную световую частоту. Вырвавшись из диафрагмы или отверстия лохшайбы, пучок света попадает в объектив. Теперь он направляется в призму и, преломившись в ней, сворачивает со своего прямого пути вправо на 90°, падая через микрообъектив на телеграмму. Это едва заметная, но сильно концентрированная точка света. Ее диаметр равен 0,2 мм.
Почему же так мала освещаемая площадь телеграммы? Это объясняется тем, что телеграмма передастся не сразу целиком, а последовательно, маленькими кусочками, именуемыми элементами изображения. Вращательное движение валика и прямолинейное движение световой точки дают винтовую линию, пo которой беспрерывно скользит световая точка, освещая последовательно один за другим элементы изображения.
Луч света отражается от поверхности телеграммы и направляется через параболическое зеркало в фотоэлемент. Это последний путь луча. Теперь его световая энергия превращается в электрическую. Сила света отраженного луча, падающего на фотоэлемент, беспрерывно меняется, то уменьшаясь на темных местах изображения, то увеличиваясь на более светлых. Эти колебания в силе светового луча вызывают с помощью фотоэлемента различный фототок. Так отдельные элементы изображения превращаются в импульсы токов. Эти фототоки усиливаются и направляются в один из бронзовых проводов воздушной телеграфной линии Moсква— Ленинград. По этому же проводу кроме токов бильдпередачи, одновременно бегут еще токи нескольких телеграфных и телефонных разговоров.
Несмотря на это, они нисколько не мешают друг другу, так как токи проходят через соответствующие фильтры.
Ho вот световое пятно обежало всю телеграмму. Останавливается аппарат в Москве. To же и в Ленинграде. Передача окончилась.
Теперь из приемного аппарата в Ленинграде извлекают кассету — светонепроницаемый металлический валик, внутри которого помещен лист светочувствительной бумаги. На этой бумаге уже запечатлено скрытое изображение принятой фототелеграммы. Это изображение проявляют, как обычный фотоснимок. Через несколько секунд на бумаге быстро возникают строчки текста и линии схемы. Так лист светочувствительной бумаги превращается в копию телеграммы, отправленной из Москвы.
Из сушилки телеграмма на ленте конвейера идет в экспедицию. Сейчас 8 час. 35 мин. вечера. Через полчаса письмоносец вручит вашу телеграмму гражданину Шапину в ленинградской гостинице «Гермес».
Комментариев нет:
Отправить комментарий