Доцент Я. ГОТМАН
Если ехать на лошадях или на машине из Караганды на Коунрад, то перед глазами открываются бесконечные гряды мелких сопок, на фоне которых вырисовываются несколько более высокие горы. Нередко путь пересекают небольшие речки. Здесь еще есть растительность, изредка попадаются колхозы и отдельные аулы. Последняя речка находится в 55—60 километрах от Коунрада, недалеко от горы Бектау-Ата, а дальше картина резко меняется. Вплоть до самого Коунрада легла громадная равнина — каменистая пустыня, почти совершенно лишенная растительности. Колючки и короткие быстрые ящерицы — вот все, что здесь есть живого. Коунрад, окруженный почти замкнутым кольцом сопок, находится километрах в двадцати от бухты Бертыс, что на северном берегу озера Балхаш. За Коунрадом и до Балхаша опять тянется пустынная равнина с редкими небольшими сопками. Некогда, в давние геологические времена, здесь были высокие горы. Но их сотнями веков разрушали ветры, солнце и вода, и горы стали маленькими сопками.
Температура летом здесь достигает 55° жары, а зимой —40° мороза. Летом и осенью дуют сильные ураганы, поднимая смерчи, а зима изобилует снежными буранами. Осадков очень мало. Постоянной поверхностной текучей воды нет. Только в 70 километрах от Коунрада находится мощный поток воды.
Можно было поехать на Коунрад и другим путем: от столицы Казахстана Алма-Аты по Турксибу до 35-го разъезда, оттуда на лошадях, на верблюдах или машинах до южного берега озера Балхаш и затем более 400 километров по водам Балхаша, на северный его берег, к Коунраду. Путь этот длинный и утомительный. Балхаш местами очень мелок (менее 1 метра глубиной), и судоходство поэтому сильно затруднено.
Но сейчас на Коунрад не надо ехать на лошадях, не надо возить туда грузы верблюжьими караванами. Теперь туда идет перерезающая пустыню железная дорога.
*
Коунрад открыл в 1928 году геолог Михаил Петрович Русаков. Найдя здесь медь, он начал разведки. И в первый же год установил, что запасы меди здесь измеряются сотнями тысяч тонн. Дальнейшие разведки показали, что здесь в земных недрах скрыто свыше 2 миллионов тонн меди. Это в 73 раза больше годовой добычи меди в царской России. Ныне Коунрад — одно из самых крупных в мире месторождений меди.
Вот почему, несмотря на трудности стройки в пустыне, партия и правительство решили построить здесь колоссальный комбинат, который будет давать стране 100 тысяч тонн меди в год. А ведь вторая пятилетка предусматривает, что в 1937 году по всему Союзу должно быть добыто 117 тысяч тонн меди. Значит, один только Коунрад будет давать почти столько же меди, сколько весь СССР в 1937 году.
В одни сутки на коунрадском руднике будут добываться 60 тысяч тони породы, в которой имеются минералы, содержащие медь: малахит, азурит, халькозин, ковеллин, борнит и халькопирит. Магнитогорский железный рудник, пока самый крупный в СССР, добывает только 25 тысяч тонн руды в сутки.
Значение меди в народном хозяйстве Советского союза огромно. Постройка электростанций, подача энергии промышленным предприятиям, производство важнейших машин и механизмов, оборонное строительство — все это невозможно без меди. Все новые и новые области применения меди увеличивают с каждым годом спрос на нее. Это и понятно. Ведь медь обладает чрезвычайно ценными свойствами. Она мягка, ковка и тягуча; следовательно, из нее можно вытягивать тончайшие проволоки; она обладает самой большой электропроводимостью и поэтому применяется в различных электроустановках, проводках и т. п.
В самое последнее время в СССР производятся опыты по выплавке чугуна с применением кислородного дутья. Значение этих опытов огромно: они открывают новые возможности лучшего использования домен и значительного увеличения выплавки чугуна. Аппаратура же для кислородного дутья изготовляется в большой мере из меда. Медь применяется в красочной, химической промышленности и в целом ряде других производств.
Медь применяется в промышленности не только в чистом виде. При изготовлении различных частей машин, для увеличения прочности и сопротивляемости действию атмосферы, для уменьшения последствий трения между частями машин, эти части изготовляют из латуни и бронзы, то есть из сплавов меди с цинком и оловом.
Потребление меди в СССР растет с каждым днем. Правда, растет у нас и добыча меди, но все же она отстает от потребления, и мы до сих пор вынуждены импортировать медь из-за границы. Отставание в области производства цветных металлов и в частности меди досталось нам еще от дореволюционного времени. В 1913 году Россия производила только 29 тысяч тонн меди, что составляло всего около 3 процентов мировой добычи. Этот уровень мы перешагнули уже в 1930 году, и с тех пор выплавка меди у нас непрерывно растет.
В 1935 году в СССР произведено около 59 тысяч тонн меди, то есть вдвое больше, чем в довоенной России.
Запасы меди в СССР большие. Они составляют свыше 11 процентов учтенных мировых запасов. Надо при этом иметь в виду, что громадные пространства в СССР еще мало исследованы и что с дальнейшим проникновением в недра родины известные нам запасы меди значительно увеличатся. Это обещают нам неутомимые советские геологи.
Но на ближайшие годы гигантский комбинат Коунрада полностью обеспечит Союз медью и покончит с нашим долголетним отставанием в производстве этого ценнейшего и необходимейшего металла.
*
Строительство Коунрада близится к концу. Вскоре огромный комбинат приступит к работе. В строй войдут и рудник, и обогатительная фабрика, и медеплавильный комбинат — три основные звена комбината, а также многочисленные вспомогательные предприятия.
Работы на руднике будут происходить главным образом открытым способом, то есть в земляной выемке пятнадцатиметровыми уступами. Работы эти очень сложны, так как руда расположена на небольшой площади и фронт работ поэтому чрезвычайно узок. Руду будут вынимать мощные экскаваторы. Затем ее повезут для дальнейшей переработки за 20 километров к берегу Балхаша, где сосредоточатся все основные предприятия гиганта-комбината. Часть породы, совсем не содержащая медных минералов, будет вывозиться в отвал, другая же часть пойдет на обогатительную фабрику.
Коунрадская руда содержит в среднем 1,1 процента меди. Руды с таким, сравнительно невысоким, содержанием меди невыгодно сразу плавить. Нужно сначала обогатить руду, то есть отделить от нее большое количество не содержащих меди зерен кварца, чешуек слюды и других частиц. Эту работу и производит обогатительная фабрика.
42 тысячи тонн руды, освобожденные уже на руднике от пустой породы, ежесуточно будут доставляться с Коунрада на обогатительную фабрику по электрифицированной железной дороге. Мощные электровозы будут тянуть вагоны большой грузоподъемности (60—70—100 тонн). Движение на этой железной дороге, связывающей Коунрад с обогатительной фабрикой и комбинатом, будет настолько напряженное, что по интенсивности не уступит самым крупным железным дорогам СССР.
На обогатительной фабрике руду будут прежде всего мелко дробить, чтобы полностью отделить зерна медных минералов от зерен кварца и чешуек слюды. Затем этот тонкий порошок руды будет подаваться в так называемые флотационные ванны, в которых рудные минералы отделятся от нерудных. В результате с одной стороны получатся «флотационные хвосты» с минимальными остатками меди, а с другой — концентраты, в которых содержание меди достигнет 15—20 и более процентов.
Обогатительная фабрика, медеплавильный завод — основные предприятия будущего гиганта, на которых происходит добыча руды, ее переработка и выплавка меди. Но они требуют ряда вспомогательных предприятий, без которых они не могли бы быть построены и не смогли бы работать.
Это прежде всего большой ремонтно-механический завод с литейным, чугунокотельным, механическим (197 станков) и деревообделочным цехами.
Комбинат удален от крупных промышленных центров, поблизости нет электростанций. Поэтому для приведения в движение всех этих предприятий, для нагрева электрических печей, плавящих медь, необходимо строить на Балхаше теплоэлектроцентраль мощностью в 98 тысяч киловатт.
Временная электростанция Прибалхашстроя мощностью в 5200 квт на берегу озера Балхаш |
Строятся здесь и громадные водоразборные сооружения, рассчитанные на подачу 720 тысяч кубометров воды в сутки. Тут же вырастет газовый завод с суточной производительностью в 15 тысяч кубометров газа, ряд кирпичных заводов, печи для обжига известняка, производства реагентов флотационного (обогатительного) процесса.
На берегу Балхаша, рядом с комбинатом, строится социалистический город на 48 тысяч жителей. Строятся жилые городского типа каменные дома, учебные заведения, больницы, театры, кино, клубы, бани, магазины и склады. Так на пустынном берегу Балхаша вырастает еще один молодой социалистический город. Уже теперь не узнать места, которое всего несколько лет назад было голо и неприветливо.
В 1935 году построена железная дорога, соединившая одну из угольных баз Союза, Караганду, с Коунрадом. Железнодорожная ветка соединяет Турксиб с бухтой Бурли-Тюбе на южном берегу Балхаша. Уже несколько лет самолеты совершают регулярные рейсы между столицей Казахстана Алма-Атой и Карагандой. Промежуточная станция на этой трассе — место строительства будущего медного гиганта — бухта Бертыс. Налажена регулярная почтовая, телеграфная и радиосвязь строительства со всеми уголками Советского союза. На самой строительной площадке действует временная электростанция. Постепенно вырисовываются контуры мощных сооружений.
Строящийся медный гигант имеет значение для нашей родины не только в области увеличения выплавки меди. Он обогащает ценным опытом всю нашу тяжелую промышленность, впервые строящую для Коунрада новое для нас, чрезвычайно сложное оборудование.
С другой стороны, Прибалхашский комбинат — важное материальное звено ленинско-сталинской национальной политики партии. Он растет в Казахстане, где промышленность только при советской власти возникла и начала бурно расти. Эта громадная страна менее чем 20 лет назад была нищей, жестоко угнетенной колонией царской России. Ныне здесь возникает многочисленный национальный рабочий класс, растущая советская интеллигенция способнейшего казахского народа.
Уже теперь на строительстве гиганта, куда стекаются строители со всех концов Советского союза, работают в качестве рабочих, служащих, инженеров, техников, лаборантов, врачей, учителей сотни и тысячи трудящихся казахов.
Вместе с медным гигантом растут и люди, оставляя позади кошмарное прошлое, забывая первобытные кочевья, быстро поднимаясь к радостной, культурной жизни, становясь строителями социализма и народного счастья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий