Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

31 марта 2022

Песня песней


Ф. ШАРГОРОДСКИЙ 

Ночь звездным простором горит.
Нет ярче ее и чудесней,
В маленьком доме поет хасид
Песню песней.

«О, Суламифь, ноги твои,—
Мраморный взлет колонн!»
В тихую дрему голодной семьи,
Мудрый вошел Соломон.

«Груди твои, словно чаши вина.
В глазах колышется ночь.»
Спит истомленная стиркой жена,
Бася — еврейская дочь.

Призадумались в сонных степях
Ковыли на печальных курганах,
С песней на добрых конях
Едут хлопцы в синих жупанах.

Вьются стаи крикливых ворон,
За грядущую тризну споря,
Наступает на спящий Херсон
Молодой атаман Григорьев.

Вьется, пляшет конек-огонек,
Атаман самогоном дышит.
На жупане его поясок
Золотистым узором вышит.

Город взят — и на три дня
Пей, гуляй до-пьяна!
«Берегись, жидовня,
Синего жупана!»

Много у ночи безвестных обид.
Столько же, сколько теней.
В комнате мертвая Бася лежит
Возле мертвых детей.

Пламя над маленьким домом встает.
Заревом шалой мести,
Ветер над домом поет
Песню песней.

Расстилается туман
Дымом на погосте,
Приглашает атаман
Атамана в гости.

«Красных, белых — все равно,
По колено море!»
Едет к Нестору Махно
Атаман Григорьев.

Руку опустил в карман
(Как бы не надули!),
Приготовил атаман
Атаману пули.

— Позабудь, Григорьев, злобу.
Выпей за соседа,
Щоб Котовському хвороба,
Щоб до нас победа!

И еще, скажу я, сыне,
Молвил тихо Нестор,
Нам двоим на Украине
Не хватает места.

Бьет без промаха в висок
Батько в атамана.
Зачервонел поясок
Синего жупана.

У равви Менаше задумчивый вид,
На сердце тоска и холод.
К равви Менаше приходил хасид:
— Шолом-Алейхем... Шолом...

— Равви, сомнения больше уж нет,
Довольно мечтать о чуде —
Советы у власти семнадцать лет,
И, видно, конца им не будет.

Равви, к чему нам за-зря пропадать.
Старые раны бередить?
Равви! Поедем в Москву торговать!
И равви вздохнул: — Поедем!

В окна вагона влетает луна,
Снежный узор серебрит.
«Груди твои, будто чаши вина».
Шепчет во сне хасид.

На третий день заря едва
Над грохочущим городом встала.
К перрону подошла Москва.
Серой громадой вокзала.

Бьет мороз хмельнее браги.
Замерли вагоны,
На перрон выходит агент
В галифе суконных.

На приезжих он глядит
С виду безучастно,
Он приезжим говорит:
— Предъявите паспорт.

У хасида скучный взгляд,
Скучно и Менаше:
— Вытащили, — говорят, —
Документы наши.

Улыбается агент,
Расстегнул тужурку:
Разрешите на момент
Пригласить в дежурку.

И, короче говоря
(Бурно время наше).
Едут вместе в лагеря
Хасид и Менаше.

У Волжской плотины работа кипит.
Гремя заслуженной славой,
У Волжской плотины печальный хасид
И рядом задумчивый равви.

Четыре еврея собрались в круг,
С почтеньем на равви взирая:
Мойшеле Перец, Арончик Друк.
Зяма с Одессы и Брайер.

«Слушан, Израиль! Адонай элохим»,
Торжественно вымолвил равви:
Скажите вы мне, зачем это им
В таком количестве гравий?

От вида бетона я в вечной тоске.
А им вот — все мало и мало,
Они готовы купаться в песке
И душу отдать для канала.»

— Рабойсай, — добавил хасид,
Что мы здесь слышим и видим?!
Где это видано, чтоб столько обид
Переносили хасиды ?

Вот перед вами премудрый раввин.
Нежный, ученый равви.
Он, извините, как сукин сын,
Возит песок и гравий!

Вижу, господь потрясает рукой,
Плотина падет Вавилоном.
Где это видано, чтоб так с рекой
Поступали бесцеремонно?

Известные из нашей истории всей.
Напомню я вам ненароком,
С водой управлялся один Моисей.
Но Мойше ведь был пророком!

Чье это дело — постройка плотин.
Которых не знает и «Раше»?
Евреи молчали, но вдруг один
Твердо промолвил: — Наше!

Я сам из Одессы, я тертый калач.
Вы оба изрядно врете,
И ваш Моисеи был просто туфтач
Такой же, как вы на работе!

И, повернувшись, все сразу вдруг
Ушли, улыбкой играя:
Мойшеле Перец, Арончик Друк.
Зяма с Одессы и Брайер.

Растерянный равви молчал,
Как море молчит перед бурей,
И слышал хасид, он тихо шептал:
— Цурес..

Но звонкой стеной подымался бетон.
Росла плотины громада,
Плотина гремела со всех сторон
Счастливой песней бригады.

ПРИМЕЧАНИЯ: 
1. Хасиды — религиозные фанатики. 
2.Менаше —  собственное имя. 
3. Шолом-Алейхем — приветствие, в переводе —  здравствуйте. 
4. Адонай элохим — господь бог. 
5. Рабойсай — обращение к почтенным евреям.
6. Раше — толкователь пятикнижия. 
7. Туфтач — обманщик.
8. Цурес — горе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Шерсть из молока | ТМ 1940-02/03

Инж. А. БУЯНОВ Долгое время монопольным «поставщиком» шерсти была овца. В последние годы химики открыли способ получения искусственной шерст...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.