Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 марта 2022

История двух каналов

Проф. Е. СКОРНЯКОВ. Нач. центральных курсов Москва-Волгостроя.

Канал Москва—Волга — это один из величайших каналов мира.

В сравнение с ним могут идти только два канала капиталистических стран — Суэцкий и Панамский, которые всегда составляли гордость зарубежной гидротехники.

История этих двух каналов чрезвычайно поучительна. Она показывает нам, как мучительно долго и бесславно создавались эти грандиозные гидротехнические сооружения буржуазного мира.

*

Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным. Он начинается у Порт-Саида и оканчивается у порта Суэца.

Длина канала при его сооружении была 164 км. При этом 17 км шло по естественным озерам, а 147 км — в искусственно вырытом русле. Но головная часть канала постепенно заносится илом реки Нила. Поэтому ее приходится путем землечерпания выдвигать все далее в Средиземное море, так что в настоящее время длина канала уже превышает 170 км.

Ширина канала по дну достигает в некоторых местах 100 м, а глубина воды — 12 м. Благодаря этому по каналу могут проходить океанские суда с осадкой до 9,5 м.

Так как оба моря, соединенные каналом, находятся на одном уровне, а сам Суэцкий перешеек представляет собой ровную, пустынную местность, едва возвышающуюся над уровнем моря, то продольный профиль канала является прямой линией. Поэтому канал не требует ни шлюзов, ни насосных станций для подъема воды.

Никаких крупных искусственных сооружений, кроме портовых, на Суэцком канале нет.

Суэцкий канал дает возможность удобного сообщения Средиземного моря с Красным морем и Индийским океаном, а следовательно, и с Индией. Поэтому проведением его интересовались во все века почти все государства, находящиеся на побережье Средиземного моря.

Первым исторически достоверным лицом, начавшим проведение Суэцкого канала, был знаменитый египетский фараон Рамзес II, царствовавший около 3200 лет тому назад. Его дело продолжал фараон Нехао, затративший на проведение этого канала 120 тыс. человеческих жизней. Но он не закончил этой грандиозной работы, так как оракул сделал предсказание, что канал будет полезен не Египту, а его конкурентам —  финикийцам.

Трудились и погибали люди над этой работой и во времена персидского властителя Дария Гистаспа, и при Птолемеях, и при римском императоре Траяне, и при арабском халифе Омаре.

Стали помышлять о проведении этого канала и венецианцы, как только был открыт морской путь в Индию вокруг мыса Доброй Надежды, — Суэцкий канал мог сократить этот путь более чем вдвое. Предлагал осуществить этот канал Людовику XVI в 1671 г. известный ученый Лейбниц, мечтали об осуществлении этой работы турецкий султан Мустафа III и вождь мамелюков Али-Бей.

Занимался этим делом и Наполеон I во время своего египетского похода, но не мог его осуществить вследствие ошибки в изысканиях инженера Яспера, который определил, будто уровень Красного моря превышает уровень моря Средиземного почти на 10 м, что требовало бы устройства сложного шлюзованного канала. Но тогдашней технике это было не под силу. Теперь же мы знаем, что оба моря находятся на одном уровне и никаких шлюзов для проведения этого канала строить не надо.

Наконец, в 1859 г., после многолетних дипломатических споров, интриг и биржевых махинаций, французу Лессепсу удалось составить акционерную компанию и приступить к работе по проведению Суэцкого канала.

Но Англия повела жесточайшие интриги против французской компании. Она сама решила осуществить проведение этого канала и стать полным хозяином кратчайшего пути из Европы в Индию. И вот в 1863 г., когда умер правитель Египта Саид-паша, покровительствовавший Лессепсу, работы на канале прекратились.

Только спустя три года удалось Лессепсу возобновить работы. И, наконец. 29 ноября 1869 г., т. е. через 10 лет после начала работ, канал был торжественно открыт.

В 1869 году был торжественно открыт Суэцкий канал. История его проведения насчитывает тысячелетия.

Общий объем земляных работ при проведении Суэцкого канала составил около 300 млн. кбм.

*

Работы по прорытию Суэцкого канала велись вначале самым примитивным способом — вручную. И только в 1866 г. были доставлены землечерпательные снаряды, общая мощность которых, однако, была все же относительно очень небольшой.

Большим затруднением при работах в пустынной засушливой местности была доставка пресной воды. Вначале вода доставлялась на верблюдах. На это приходилось затрачивать до 8 тыс. золотых франков в день.

Тогда в 1861 г. провели специально канал с пресной водой, выходящий из Нила. Канал этот подходит к Суэцкому каналу у города Измаилье, где он разделяется на две ветки. Одна из них идет на север к Порт-Саиду, а другая — на юг к Суэцу. Канал этот также судоходен. Он расположен на 6 м выше Суэцкого канала, поэтому и соединяется с ним при помощи двух небольших шлюзов. Длина камер этих шлюзов достигает 33 м, а ширина — 8,5 м.

Общая стоимость канала составила к 1892 г. 576 млн. золотых франков. Изрядная часть этой огромной суммы была израсходована на взятки членам турецкого, египетского и французского правительств, биржевым дельцам и на рекламу.

По Суэцкому каналу идут многочисленные суда. Здесь можно видеть и легкие изящные яхты и огромные океанские пароходы. Специально обученные лоцманы проводят их по каналу.

Но Суэцкий канал приносит колоссальный доход. Ведь за провод, скажем, одного крупного океанского парохода берется до 60 тысяч золотых рублей. Поэтому не удивительно, что, например, за один только 1928 г. было выручено за пропуск судов 264 млн. золотых франков.

Проводят суда по Суэцкому каналу специально обученные лоцманы. В среднем эта процедура продолжается около 15 часов.

*

Панамский канал, прерывая американский континент, соединяет Атлантический океан с Тихим. Он тянется на расстоянии 81 км. При этом 35 км он проходит по огромному водохранилищу, которое образовано запрудой реки Чагрес. Искусственное русло канала занимает 46 км. Ширина канала по дну колеблется от 91,5 до 152,5 м. Глубина воды в нем достигает почти 14 м.

Так как Панамский перешеек, через который проходит канал, значительно поднимается над уровнем океанов, то продольный его профиль не представляет прямой линии, а напоминает профиль канала Москва—Волга. Он поднимается до 26 м над средним уровнем воды в океанах.

Вследствие этого на Панамском канале пришлось устроить три пары огромных шлюзов. Со стороны Атлантического океана трехкамерные шлюзы образуют водные ступени высотой в 25,6 м. А со стороны Тихого океана идут однокамерные шлюзы с падением в 9,1 м и двухкамерные шлюзы с падением от 6,7 до 10 м. Таким образом, мы видим здесь примерно такие же водные ступени, как и на канале Москва—Волга.

Длина камер шлюзов достигает 360 м, а ширина 33,5 м. Камеры сделаны из бетона. Высота их стен равна примерно пятиэтажному дому. Все входы в шлюзы закрывают двустворчатые ворота. Они сделаны из металла.

Для образования водохранилища на реке Чагрес построена большая земляная плотина высотой в 32 м. Эта плотина имеет бетонный водосброс. На Панамском канале находятся еще плотины, но они значительно меньше Чагреской.

Так как водохранилище на реке Чагрес находится в самой высокой части канала и заключает в себе количество воды, вполне достаточное для шлюзования, то поднимать воду насосами на Панамском канале не приходится.

История Панамского канала значительно короче истории канала Суэцкого, но и она насчитывает почти четыре столетия.

В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. А в 1500 г. испанский авантюрист Васко Нуниец ди Бальбоа пересек перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, и первый из европейцев увидел Тихий океан. С этого времени и начались попытки к осуществлению Панамского канала.

Первой такой попыткой был проект испанского инженера Саведра. Но он не был осуществлен вследствие запрета «святой» инквизиции, считавшей это дело греховным, как противоречащее тексту священного писания: «что бог соединил, человек не разъединит».

Испанский король Филипп II, под властью которого в то время была почти вся Южная и Центральная Америка, издал даже указ, карающий смертью каждого, кто попытается осуществить это «греховное» предприятие.

Этот указ на много лет затормозил всякую инициативу со стороны испанских предпринимателей. Но надобность в канале была настолько очевидной, что за это дело стали браться иностранцы.

В 1699 г. производил изыскания по проведению Панамского канала шотландец Патерсон. В 1735 г. интересовалась этим делом французская астрономическая экспедиция. В 1799 г. вели изыскания английские предприниматели.

В 1814 г. испанский парламент вынес постановление о проведении Панамского канала. Но это постановление не могло быть осуществлено, так как через несколько лет Испания потеряла все свои американские колонии.

Производил исследования по этому вопросу известный естествоиспытатель Александр Гумбольд. А в 1825 г. американская компания с участием француза Тьерри получила даже концессию на проведение Панамского канала, но не осуществила его. Так же не привели ни к чему работы американских инженеров Бидлля и Стефенсона в 1835 г.

В конце сороковых годов прошлого столетия было открыто золото в Калифорнии. Туда хлынул поток искателей легкой наживы. Значительная часть золотоискателей направлялась через Панамский перешеек. Это привело к проведению в 1855 г. Панамской железной дороги, собственники которой получали колоссальную прибыль, так как брали за 80-километровый проезд с каждого пассажира по 25 долларов золотом (около 50 золотых рублей).

Естественно, что проведение Панамского канала лишило бы компанию этой дороги ее огромных барышей. Тогда, чтобы гарантировать себя от проведения канала, компания выхлопотала себе от правительства республики Колумбии, по территории которой проходили железная дорога и предполагаемая трасса канала, исключительное право на сообщение через Панамский перешеек на 99 лет.

И только в 1876 г. француз Фердинанд Лессепс, удачно справившийся с прорытием Суэцкого канала, сумел организовать реальную акционерную компанию для проведения канала Панамского. Компания эта купила за 18 млн. долларов Панамскую железную дорогу со всеми ее правами.

В 1882 г. начались работы по прорытию канала. По условию они должны были закончиться не позднее 1894 г., т. е. через 12 лет.

По проекту французской компании канал предполагался нешлюзованным, с очень глубокими выемками и даже тоннелями. Стоимость его была определена в 250 млн. долларов.

Строители сразу же столкнулись с огромными трудностями. Влажный тропический климат Панамского перешейка оказался губительным для рабочих. Температура здесь круглый год держится 26—27° в тени, дождей выпадает иногда в шесть раз более, чем в Москве. Кругом — огромные болота, в которых гнездились миллиарды комаров. Свирепствовали самые разнообразные болезни и в том числе губительней «желтая» лихорадка, чрезвычайно повышавшая смертность.

Французская компания не сумела обеспечить санитарных условий работы, и в результате за 8 лет было потеряно около 50 тыс. работников, из которых 1200 инженеров и техников. Эта местность вполне оправдала ходячее название — «живой гроб».

Климатические условия оказались тяжелыми не только для здоровых рабочих. Напитанный влагой грунт в глубоких выемках сползал и заваливал уже выкопанные части канала.

К 1887 г. выяснилось, что осуществить нешлюзованный канал невозможно. Тогда инженеры французской компании стали на ходу менять проект. Но этого им сделать не удалось: в 1888 г. разразилась катастрофа — финансовый крах всего предприятия. Фердинанд Лессепс, его сын Шарль и другие руководители предприятия были арестованы. Начался мировой скандальный процесс, известный под именем «Панама».

В этот процесс попали, кроме руководителей компании, 150 членов французского парламента и среди них 6 министров и 10 сенаторов. Один только министр общественных работ Байо должен был признать на суде, что он получил взяток на 277 тыс. золотых рублей.

Выяснилось, что все предприятие Панамского канала являлось предметом самой ожесточенной и беззастенчивой спекуляции на Парижской бирже, с подкупами и взятками. В этой спекуляции весьма деятельное участие принимали и члены правительства республики Колумбии, на территории которой велись работы.

На развалинах первой французской компании образовалась в 1894 г. вторая. Но и ей не удалось осуществить канала. И 1903 г. ее концессия, все имущество и работы были куплены правительством Северных Штатов Америки.

Американское правительство было особо заинтересовано в проведении Панамского канала, так как он сокращал путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско более чем на 14 тыс. км, давая возможность легко перебрасывать флот с побережья Атлантического океана на побережье Тихого.

Панамский канал сокращает путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско на 14 тыс. километров. Он дает возможность легко перебрасывать флот США с побережья Атлантического океана на побережье Тихого.

Так как «государственные деятели» республики Колумбии своими интригами мешали работам американцев, то в ее провинции Панама была организована бутафорская «революция». И в результате эта провинция, на территории которой велись работы, была выделена в самостоятельную республику.

Новая республика охотно пошла навстречу «дяде Сэму» и выделила за соответствующее вознаграждение в его полное владение зону шириной в 16 км вдоль трассы канала.

Первое, на что обратили внимание американцы, это приведение зоны канала в образцовое санитарное состояние Так как исследованиями было доказано, что «желтая» лихорадка распространяется особым видом комаров, то был провозглашен лозунг: «смерть комарам!» Большинство болот, в которых гнездились личинки комаров, было осушено. А болота, которые нельзя было осушить, залили нефтью или особой «ларвицидной» жидкостью, убивавшей личинки. И, наконец, в водоемы, которые нельзя было ни осушить, ни отравить, была пушена особая рыбка «гамбузия», питающаяся исключительно личинками комаров.

Была также объявлена борьба — «смерть крысам!», распространявшим чуму, и «смерть мухам!», распространявшим тиф и другие болезни.

Все эти санитарно-оздоровительные мероприятия стоили американцам около 20 млн. долларов. Из «живого гроба» получилась относительно здоровая местность, вполне пригодная для производства работ.

Уже после оздоровления и приведения в санитарное состояние всей зоны канала со всеми ее городами и селениями, американцы приступили вплотную к осуществлению проекта шлюзованного канала. И, наконец, в 1914 г. канал был благополучно закончен.

При проведении Панамского канала американцы широко механизировали многие работы. В этом — основа их успеха. Например, на глубокой кулебрской выемке у них работало 100 одноковшовых экскаваторов с емкостью ковшей около четырех кубометров.

При проведении Панамского канала американцы широко механизировало многие работы.

На подводных работах применялись многочерпаковые экскаваторы, которые при мягких грунтах вынимали до 900 кбм в час.

Сооружение Панамского канала обошлось американцам со всеми накладными расходами в 379 млн. золотых долларов (755 млн. золотых рублей).

Так после множества неудачных попыток был, наконец, закончен знаменитый Панамский канал.

*

Итак мы видим, что из самых величайших каналов капиталистических стран, строго говоря, только один Панамский можно еще сравнить с нашим каналом Москва—Волга. Суэцкий канал, проходящий по равнинной местности, без шлюзов и других крупных сооружений, в техническом отношении слишком примитивен для сравнения с машинным каналом Москва—Волга.

По общему объему работ канал Москва—Волга только на 7% меньше Панамского.

По размерам поперечного сечения он вдвое меньше Панамского, но зато по длине вырытого русла вдвое больше его.

На Панамском канале только 3 плотины, у нас их 10, из которых три бетонных (Волжская, Перервинская и Карамышевская).

На Панамском канале 6 шлюзов, на нашем 11.

На нашем канале 5 больших насосных станций, накачивающих в сутки около полмиллиарда ведер воды. На Панамском канале нет ни одной насосной станции.

Панамский канал преследует одни только судоходные цели, наш же канал, помимо этого, обеспечивает еще столицу СССР водоснабжением и электрической энергией.

Но главное, чем отличается наш канал от своих зарубежных собратий, — это необыкновенные темпы его осуществления.

История проведения Суэцкого канала насчитывает тысячелетия. С Панамским каналом возились 35 лет, которые сопровождались скандальными спекуляциями, воровством и взятками. При этом уморили десятки тысяч человек.

История канала Москва—Волга начинается с резолюции пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 г., решившего его осуществление. В 1932 г. было приступлено к работам, а в мае 1937 г. все колоссальные сооружения канала уже сдаются в эксплуатацию.

Так блестяще заканчивается в небывало короткий срок строительство величайшего в мире канала Москва—Волга, созидаемого большевиками по гениальной идее тов. Сталина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.