Инж. К. ВЕЙГЕЛИН
22 июня 1896 года в пустынной бухте на западном берегу острова Шпицберген появилось небольшое судно «Вирго» под шведским флагом.
Высадившись на берег и выгрузив много всякого имущества и оборудования, команда «Вирго» приступила к энергичной работе. Через месяц из привезенного материала был собран громадный сарай высотой в пятиэтажный дом, а рядом с ним заработали машины, добывавшие газ. В это время остров несколько раз посещали судна из Швеции, и приезжие люди оставались на несколько дней, чтобы осмотреть это странное строительство. К 1 августа работы были закончены.
14 августа экипаж «Вирго» заметил приближающееся к бухте неизвестное судно под норвежским флагом. Все в волнении бросились к берегу и вскоре распознали надпись «Фрам» на борту судна.
Так непредвиденно встретились две экспедиции, снаряженные ради одной цели: норвежская, вышедшая еще в 1893 г. под начальством хорошо известного исследователя Арктики Фритиофа Нансена, и шведская, имевшая во главе инженера Соломона Андрэ. Но когда Андрэ и несколько его спутников причалили на катере к «Фраму» и провозгласили «ура» в честь Нансена, капитан норвежского корабля Свердруп смущенно ответил: «Нансена нет с нами». Может быть, вы знаете что-нибудь о его судьбе? Он покинул «Фрам» ровно семнадцать дней тому назад, чтобы вдвоем с Иогансеном пешком, на санях, с собаками добраться до цели экспедиции...»
Нет, шведы ничего не слышали об этом...
Зато они забросали норвежцев, три года проживших без всякой связи с людьми, кучей новостей...
Во Франции убит президент Карно, а братья Люмьер изобрели живую фотографию на экране... В России умер в 1894 г. царь... Физик Рентген открыл за эти годы чудесные икс-лучи, которые проходят через живые ткани, металлы и многие материалы так же свободно, как через стекло. Крупнейшие изобретатели успешно работают в разных странах, но секретно, над какими-то паровыми самолетами. А знаете, что собираемся делать мы? Осмотрите наш большой сарай на берегу!
Норвежцы с радостью слушали и смотрели все... И с удовольствием пили французское шампанское, которым была щедро снабжена шведская экспедиция. Но они, понятно, торопятся на родину и скоро снимаются с якоря.
По-обсудив свои дела, шведы тоже решают последовать за ними. Уже через три дня после встречи начинаются оборы: 20 августа «Вирго» выходит из бухты, а 24-го входит в. норвежский порт Тромзе и становится там рядом с «Фрамом». И только тут они узнают о судьбе Нансена и Иогансена...
Через три с половиной недели после оставления судна два отважных норвежца вынуждены были отказаться от своего намерения. Они повернули назад, пешком дошли до Земли Франца Иосифа, перезимовали там и, присоединившись к английской экспедиции Джаксона, вернулись с ней в Норвегию всего на неделю раньше «Фрама».
Норвежская экспедиция Нансена, не достигнув конечной цели, привезла, однако, богатейшие научные материалы по обследованию Арктики. Экспедиция Андрэ вернулась в Швецию с твердым решением вновь выступить в следующем году.
Кто же такой Андрэ и какие силы толкнули его на Шпицберген?
Инженер по образованию, Андрэ был на четыре года моложе (он родился в 1854 г.) выдающихся деятелей авиации того времени — Пепо и Адера. Окончив высшую техническую школу, Андрэ пробыл полгода в Америке, на всемирной выставке 1876 г. в Филадельфии, где познакомился со знаменитым воздухоплавателем Уайз. Уайз наставлял молодого инженера в искусстве плавания на аэростатах и делился с ним своими проектами и приготовлениями к перелету через Атлантику — проектами, которые он считал вполне реальными. Много говорили они также о проекте американца Чейн, который предлагал снарядить экспедицию на воздушном шаре к Северному полюсу.
По возвращении в Швецию Андрэ работает некоторое время в учебном заведении, а затем переходит ненадолго на производство. В 1882 г. он участвует вместе с проф. Экхолл в метеорологической экспедиции на о. Шпицберген. С 1885 г. Андрэ становится во главе технического отдела патентного бюро и успешно налаживает его работу. Вращаясь в кругу чужих изобретений, Андрэ чаще задумывается о своих разговорах с Уайзом.
А в это время Чейн все еще носится по обоим материкам со своим проектом лететь к Северному полюсу. Но английские и американские капиталисты, у которых он ищет финансовой поддержки, равнодушно относятся к его проекту — им там делать будто бы нечего. Есть убедительный пример: Австро-Венгрия, открывшая своей арктической экспедицией 1872—1874 гг. Землю Франца Иосифа, не знает, как ее использовать.
Иначе смотрят на это северные страны. Их Арктика интересует. Недаром богатый шведский коммерсант Диксон отпустил большие деньги на экспедицию знаменитого путешественника Норденшелле, который в течение 1878—1879 гг. впервые прошел северо-восточным путем мимо берегов Сибири, через Берингов пролив в Японию, и в 1880 г. благополучно вернулся в Швецию. Правда, купец Диксон получил за это дворянское звание и титул барона, но ведь у правительства были при этом, конечно, более серьезные виды... Северным странам не приходится искать себе колоний на юге. Да там им ничего не дадут более сильные соседи... А в Арктике еще есть, где развернуться.
Андрэ решает хорошо изучить современные воздушные средства, которые имеются в эксплуатации. Получив субсидию от Академии наук, он совершает в одиночку в 1893—1895 гг. девять свободных полетов на небольшом аэростате и при этом производит всевозможные метеорологические наблюдения. В последних полетах он испытывает, как за десять лет до него французские воздухоплаватели Лост и Герве, использовали комбинированное действие гайдропов и парусов. И в результате приходит к радужному выводу, что это даст возможность уклоняться в пути от направления ветра на 27°, а иногда даже и до 40°.
В процессе своей подготовки Андрэ вырабатывает план достижения Северного полюса на специально оборудованном воздушном шаре. 13 февраля 1895 г. он делает об этом доклад в Академии наук, а через несколько дней — в шведском Обществе географии и антропологии.
«Пора пересмотреть вопрос о средствах передвижения в полярных странах. Есть средство лучшее, чем сани, средство, будто специально созданное для таких областей. Это — аэростат. Но не тот, о котором мечтают, вполне управляемый аэростат, перед которым преклоняются потому, что его никогда еще не видели. Я говорю о воздушном шаре, существующем реально. На него смотрят неблагосклонно только потому, что обращают внимание лишь на его недостатки. Но у сферического аэростата есть и свои преимущества. На таком судне можно тоже исследовать ледовые пустыни».
И Андрэ подробно изложил свой план и проект воздушного шара, оснащенного гайдропами и парусами и способного поднять трех человек с полным полярным снаряжением и запасами продовольствия. Расходы были исчислены в сумме 130 тысяч шведских крон (около 55 тысяч золотых рублей).
Позднее Андрэ еще так излагал преимущества своего плана: «Даже при аварии у нас будет большое преимущество перед обычной санной экспедицией, так как мы берем с собой столько продовольствия для обратного пути, сколько другим надо брать в оба конца. И мы не окажемся истощенными в первой половине путешествия».
Но если в этой части Андрэ и был прав, то в части своих аэростатических расчетов он сильно ошибался. При его докладах на международном географическом конгрессе в Лондоне специалисты по воздухоплаванию, которых не было в Швеции, совершенно категорически указали ему на крупные погрешности в его проекте. Главные возражения делались именно по тем самым пунктам, которые были положены в основу проекта. Андрэ рассчитывал, что аэростат будет держать газ в течение целого месяца без практически опасного уменьшения подъемной силы. Это оспаривалось большинством специалистов. Оспаривались также надежды Андрэ на регулярность в направлении ветров в Арктике, что являлось первым условием для выполнения задачи. Возможность же отклонять путь аэростата при помощи парусов и гайдропов даже в пределах 27° признавалась совсем необоснованной...
Однако, возражения не поколебали уверенности Андрэ. Его проект был с восторгом принят печатью и научными кругами Швеции.
Поддержанный «общественностью», которая жаждала территориальных расширений для Швеции, Андрэ упорно отстаивал свой план.
Судьба экспедиции была решена деньгами.
10 мая 1895 г. в бюро патентов зашел к Андрэ архимиллионер Альфред Нобель, химик, изобретатель динамита, совладелец самых крупных химических предприятий во всех странах Западной Европы. Нобель открыл общественную подписку и сделал сам первый взнос — 25000 крон. А когда вскоре выяснилось, что денежные пожертвования поступают медленно, он увеличил свой взнос до половины требуемой суммы. 30000 крон внес лично от себя шведский король и еще столько же дал барон Диксон, субсидировавший раньше экспедицию Норденшельда. Таким образом, была собрана требуемая сумма.
Начались сборы. Андрэ отнесся с исключительным вниманием к разработке аэростата, внеся в конструкцию и в оборудование его много изобретательности. Баллон сферической формы с двумя боковыми клапанами имел емкость в 4500 м³. Гондола была сделана в виде закрытой корзины цилиндрической формы с диаметром оснований в 2 м; внутри было два опальных места, а третье служило балконом. Аэростат был оснащен парусами с тремя гайдропами длиной до 100 м, общим весом в 850 кг, и еще восемью балластными канатами длиной по 70 м, с общим весом 400 кг. Песочный балласт в мешках, продовольствие на два с половиной месяца плюс еще продукты в качестве балласта, оружие и патроны, сани, оснащенная лодка, палатка, теплая одежда, спиртовая кухня, 13 буйков, 30 голубей, много различных приборов и инструментов, — таково было снаряжение гондолы.
Летом 1896 г. отправление экспедиции не состоялось, так как Андрэ не дождался попутного ветра. Но решимость отважного шведа нисколько не ослабела, — он назначил отправление на следующий год. Сопровождать Андрэ вызвались физик Стринберг — прекрасный фотограф и инженер Френкель, сменивший метеоролога Экхолла, который после несостоявшегося полета 1896 г. уклонился от участия. Молодые люди (25—27 лет), оба хорошие спортсмены, за зиму провели во Франции тренировку в свободных полетах.
Участники экспедиции: Андрэ (в середине), Френкель (слева) и Стринберг (справа). |
*
В последних числах мая 1897 г. экспедиция прибыла на о. Шпицберген.
Повторились прежние приготовления и сборы, потребовавшие около месяца. Как и в предыдущем году, экспедицию навещали туристы. Из Норвегии нескольких туристов привезло судно под командой капитана Свердрука — соперники хотят своими глазами посмотреть и оценить шансы небывалой шведской экспедиции. Между прочим, с этой оказией из Швеции пришло известие о смерти барона Диксона, который так торжественно чествовал экспедицию банкетом при ее отправлении на Шпицберген. А Нобель, первый покровитель экспедиции, умер вскоре после неудавшейся попытки 1896 г. Хорошее это предзнаменование или дурное?..
Маленькая колония на Шпицбергене лихорадочно ждет вeтрa...
Ждут неделю, полторы, две... Наконец, 11 июля с утра ветер потянул с юга...
Все взоры устремлены на Андрэ...
— Едем?
Быстро разбирают северную стену сарая. Аэростат готовится к старту прямо из своего гнезда. Пускают несколько пробных шаров... Экипаж давно в сборе.
— Все готово? Займите места!
Шар уравновешивается... Есть!
Под крики «ура!» провожающих воздухоплаватели дружно отвечают своим паролем: «Да здравствует старая Швеция!»
Аэростат, названный «Орлом», поднялся и поплыл.
Аэростат Андрэ в своем ангаре перед выводом для подъема. |
*
О судьбе экспедиции ничего не было известно в течение 33 лет. Короткая записка при одном голубе, третьем по счету, случайно убитом через 5 дней после старта, свидетельствовала только о том, что в полдень 13 июля «Орел» уносился не к северу, а востоку, имея координатами 82°2' северной широты и 15°5' восточной долготы. В 1889 и 1900 гг. были найдены два буя, выброшенные в первый день экспедиции. Хорошо знали еще об эпизоде при старте, когда нижние концы длинных гайдропов оторвались на берегу. Над бухтой аэростат неожиданно нырнул, и было видно, как воздухоплаватели сбросили несколько мешков балласта.
Сведений об Андрэ и его спутниках не поступало.
Вспомогательные экспедиции, направленные морем на Шпицберген, к Земле Франца Иосифа (Уэльман), в Восточную Гренландию и к северному берегу Сибири, оказались бессильными пролить хоть некоторый свет на судьбу отважных исследователей.
Лишь в 1930 г. норвежская экспедиция на промысловом судне «Братваг» нашла на необитаемом о. Белом — самый восточный из островов Свальбардского архипелага (к северо-востоку от Северо-восточной земли) — остатки лагеря Андрэ. После перевозки трех трупов, многих найденных вещей и документов, после обследования бывшего лагеря прибывшими журналистами ход событий с момента отправления экспедиции был определен достаточно четко. Однако, истинные причины ее трагического конца так и остались невыясненными. С трудом разобранные записи в бортовом журнале и в дневниках свидетельствовали о следующем.
Главный «хозяин» экспедиции, ветер, изменил в первый же день: понес сперва на северо-восток, потом на восток, а потом, подержав несколько времени на месте, увлек к западу. На следующий день, 12 августа, шар сильно отяжелел от влаги и туманов и опустился ко льду. Он подвергся длительному волочению и частым ударам корзины о лед К вечеру ветер стих, и аэростат простоял ночь на льду. Утром 1 августа с трудом оторвались и пошли на небольшой высоте к востоку. Но к концу дня опять началось волочение со «штемпелеванием» льда корзиной. Люди переживали при этом длительную и мучительную морскую болезнь. Героическими мерами — выбросом 6 буйков, 75 кг песку и 250 кг продуктов — удалось оторваться... но не надолго... Обледеневший шар снова сел на единственный сохранившийся гайдроп, который, однако, тоже скоро оторвался. Шли ночью в северо-восточном направлении, а на утро стали на месте — аэростат был сильно перегружен. Воздухоплаватели выпустили газ из баллона и высадились на дрейфующий лед.
... шар сильно отяжелел от влаги и туманов и спускался ко льду... |
Началось путешествие на санях в направлении на юго-восток, к Земле Франца Иосифа, где был склад. Но 3—4 сентября маршрут приходится изменить, так как ежедневные астрономические наблюдения показывают, что течение сносит их к юго-западу. Новый курс берется к семи островам у северного берега Шпицбергена, примерно на юго-запад. Но льды, по которым они передвигаются с громадным трудом, переправляясь через многочисленные полыньи и торосы, часто меняют направление своего хода и относят путешественников в сторону.
Сильно уставшие, исстрадавшиеся от желудочных заболеваний из-за питания медвежатиной и другими продуктами полярной охоты, Андрэ и его спутники прекращают поход 13 сентября. Они строят себе ледяной дом и решают зимовать. Но 2 октября льдина раскалывается, обрушив сложенный ими дом. К счастью, они в это время находились на расстоянии 10 км от маленького острова, имевшего вид белой шапки, — Новой Исландии, он же и Белый остров. Путешественники перебираются туда в первых числах октября и разбивают на берегу палатку...
В коротких, тревожных записях этих дней упоминается о сильной вьюге. Затем записи совершенно кончаются. Следующие загадочные слова записаны в последний раз Стринбергом 17 октября: «Домой в 7 ч. 05 утра». Письменные документы не дают объяснений.
При обследовании всего лагеря была найдена на берегу сохранившаяся лодка с разным имуществом и продуктами. В палатке тоже остались продовольствие, оружие, патроны, приборы и инструменты, спиртовая кухня и другие вещи. Трупы Андрэ и Стринберга были обнаружены в палатке, как бы на нарах, а труп Френкеля — у утеса, под снегом. Никаких следов насильственной смерти...
Все обследователи сходятся на том, что Френкель умер раньше (его последняя запись 3 октября) и был похоронен. Андрэ и Стринберг скончались после 17 октября. Герои умерли не от голода, не от нападения зверей. Версия о самоубийстве тоже совершенно исключается. Вероятнее всего, они погибли от удушья или обмерзания при заносе палатки снежной бурей...
Комментариев нет:
Отправить комментарий