Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

03 января 2022

Алфавит обоняния

Р. КРОНГАУЗ

Искусство читать запахи не менее сложно, чем понимание китайских письмен.

Августу Ипполитовичу Мишель присуще это умение в совершенстве. Когда в 1908 году он приехал из Франции на службу к фабриканту Брокару, тот подверг его испытанию: «Вот вам духи. Расшифруйте их запах. Дайте рецепт, пропорции, композицию».

Пять дней Август Мишель сидел в гостинице взаперти. Взволнованно и кропотливо выяснял он тайну хрустального флакончика. И на шестой день фабрикант получил решение сложной задачи. Ведь его новый парфюмер ошибиться не мог. Он был уроженцем города Грасе, славящегося своими тридцатью парфюмерными фабриками, тончайшими ароматами их духов и одеколонов.

Еще мальчишкой по четырнадцать часов в сутки проводил Август Мишель в цехах, наполненных запахами эфиров. С тех пор чуть ли не 3 000 различнейших запахов запечатлела наперечет его удивительная память.

Он различал мельчайшие вариации и крепости ароматов в пределах даже какого-нибудь одного эфирного масла.

Например, в прошлом году вместе со своим помощником Ивановым Август Ипполитович разобрал и классифицировал с огромной точностью... 400 сортов лаванды!

28 лет прошло со дня его приезда в Россию к Брокару. С тех пор он работает на этой же фабрике, ставшей уже крупным советским предприятием.

...Чуть ли не 3000 различнейших запахов запечатлела удивительная память парфюмера Мишеля.

*

Трудно бывает новичку, зашедшему впервые в лабораторию композиции фабрики «Новая заря». Лавина ароматов еще с порога обрушивается на пришельца.

Крупные баки с концентратами духов и одеколонов, все эти «Лориган», «Красный мак», «Среди лип», «Полет», «Ландыш» — все они сразу наполняют комнату своим благоуханием, и кажется, что запахи непрерывно сливаются в такой невнятный и грузный хор, из которого никак не выделить отдельного аромата.

В этой лаборатории рождаются новые парфюмерные запахи. В огромных баках стоят здесь концентраты духов и одеколонов.

Но Август Ипполитович легко различает в этой огромной сумме запахов все ее слагаемые. Его тренированное обоняние сосредоточено и направлено. Молодые практиканты стайками ходят за опытным мастером парфюмерии. Он учит их, еще студентов, разбираться в этом ароматическом хаосе, он тренирует молодежь и рассеянное обоняние будущих парфюмеров.

— Сегодня запомните эти два сорта масла, — говорит им парфюмер Мишель. — Не сидите больше часа в этой лаборатории. Нельзя, чтобы ваше обоняние тупело. Возьмите флакончик домой. Понюхайте на воздухе.

Каждый год из цеха композиции выходят ароматические новинки. Их создает Август Мишель, умело и причудливо сочетая в смесях различные композиции эфирных масел. Сейчас фабрика производит около 300 запахов.

Это большая и сложная работа —  придумать новый запах, новый, как говорят парфюмеры, «букет» духов.

Парфюмер Мишель заботится об изящном оформлении духов. На снимке —  тов. Мишель выбирает формы новых флаконов. Перед ним деревянные модели.

Внешне это может показаться похожим на «кухню». Но кухню особую, требующую основательных знаний химии, ясного понимания реакций, наличия большого тонкого вкуса.

— Бывают духи, — рассказывает Мишель, — в композицию которых вложено 35 и даже 50 видов различных эфирных масел. Как трудно парфюмеру, в этих многочисленных связях и реакциях, хранить «нитку первоначального запаха», «помнить и выделять лейтмотив»!

«Духи упали, — говорят иногда химики, — запах уже убит», и надо снова начинать поиски наиболее интересных и уживающихся друг с другом химических сочетаний, проверять, достаточно ли стоек запах, не улетучивается ли он (ведь многие душистые вещества очень летучи).

Потом наступает время «шлифовки» аромата. Его как бы «осматривают» со всех сторон, выделяют какую-то доминирующую, главную «ноту запаха», корректируют всю композицию, сглаживают резкие примеси, закрепляют смесь добавлением мускуса и т. д.

На поиски нового, свежего аромата обычно уходит более двух месяцев кропотливого и творческого труда. Нужно сделать, примерно, 60 проб! Но в день можно проводить лишь 2 пробы, постепенно привыкая к новому запаху. Мишель не всегда доверяет себе. Он дает свои флакончики на проверку друзьям. Или же собирает свои маленькие бутылочки и везет их за город, чтобы наблюдать, как они «звучат» на свежем воздухе!

— Вы понимаете, товарищ, — шутит он, — нужно каждый раз прийти к этой бутылке с «новым носом»!

— В природу! В природу! — нередко повторяет Мишель своим молодым ученикам. Наше искусство должно подражать творчеству природы — ее растениям и цветам. Нельзя об этом забывать среди лабораторных пробирок. Нужно чаще нюхать цветы. Хорошо бы часть студенческой практики проводить на «плантациях» эфироносов в Абхазии и Крыму.

Там, на плантациях, и начинается жизнь ароматов, которые искусственно создают на фабрике. Поэтому, раньше, чем показать производство парфюмерии, остановимся на ее сырьевой, натуральной базе.

14 совхозов нашей страны специально культивируют душистые растения. Да и во многих колхозах 127 000 гектаров земли заняты благоухающими плантациями мяты, кориандра, герани и лаванды.

Эфирное масло содержится в самых различных частях этих растений: у кориандра и миндаля — в плодах и семенах, у апельсина, лимона и бергамота — в корке, у мяты и герани —  в листьях, у камфарного дерева —  в древесине, у сандалового — в корнях, в цветах— у магнолии, лаванды, розы.

Казанлыкская (вывезенная из Болгарии) роза превращается в драгоценное, собранное почти по капелькам, масло. Для того, чтобы добыть 1 килограмм такого масла, приходится перерабатывать чуть ли не 2 тонны розовых лепестков!

249 гектаров нa юге у нас засажены розовыми полями. Парфюмерные советские фабрики должны получить в этом году довольно богатый «урожай» — 105 килограммов масла из роз.

Это капризный и нежный цветок, очень чувствительный к весенним заморозкам и суховеям. Лепестки надо перерабатывать в масло сразу, иначе качество их масла снижается. Немецкая фирма «Шиммель» пробовала изобрести способ засола лепестков розы, чтобы перевозить их на далекие расстояния. Наташинский опытный завод пробовал консервировать лепестки, но эти эксперименты хороших результатов не дали.

Один килограмм розового, масла стоит 16 000 рублей! Поэтому 36 маленьких перегонных заводиков треста эфирномасличных растений производят очень большие ценности. Например, в Гаграх есть небольшой цех, обрабатывающий гераневое масло. Работает он один сезон в год, когда цветет герань, — 3 месяца. Занято на этой работе всего 50 рабочих. За короткий срок цветения герани заводик создает продукции на 7 миллионов рублей. Продукцию другого маленького предприятия розового масла, в Судаке, можно увезти в небольшом чемодане, а стоить он будет более... полумиллиона рублей! В этом году у нас вводится много новых южных культур: мускатный шалфей, лимонное сорго — житель Италии и Южной Америки, сандаловое дерево (интересно, что оно плодоносит лишь каждый 10-й—12-й год в своей жизни), коричневое дерево, флорентийский ирис, пачули, пармская фиалка...

А какой дерзновенной казалась когда-то мысль о создании в России собственной базы южных тропических эфироносов!

Существует несколько способов извлечения натуральных эфирных масел в зависимости от их свойств. Их перегоняют в особом аппарате или же настаивают в жирах (древний способ, называющийся «лацерация»), или извлекают эфиромасла способом поглощения. Это очень любопытный метод — так добывают, например, масла туберозы и жасмина. Дело в том, что жиры способны при низкой температуре поглощать душистые вещества. Применяется при этом способе несколько деревянных рам с толстыми стеклами, намазанными жиром. Между рамами с жиром кладутся цветы, и тогда жиры в течение нескольких суток (до 72 часов) насыщаются ароматами эфирных масел. Теперь вместо жиров при этом способе начали применять другие поглотители — активированный древесный уголь, бензоловый спирт и т д. Есть и механические способы получения масел — отжимать, например, корки и плоды апельсинов, лимонов...

*

С южных перегонных заводов и плантаций масла привозят в цех композиции «Новой зари». Здесь их в первую очередь очищают от загрязнений, нежелательных примесей, окраски. Все это делается в специальных ректификаторах — сосудах фракционной перегонки, наполненных водяным паром. В такой бак загружается до 50 килограммов масла. В одном баке очищают гераневое, в другом выделяют линолоол из кориандра и т. д.

В больших медных баках находятся уже готовые композиции духов и одеколонов. Через тоннель их постепенно передают в цех жидкостей. Здесь все сосуды еще больше удивляют своей величиной. Стоят чаны вместимостью до 500 килограммов! В них более концентрированные композиции растворяют в спирту, прибавляют воду и красящие вещества. Вот чаны еще больше — 11 810 литров! Здесь хинная вода, вежеталь, туалетные воды...

Две недели баки стоят в полном покое. Эфиромасса и спирт настаиваются. Спирт приобретает запах данной ему ароматической композиции. Потом к делу приступают фильтровальщицы. Они бидонами переливают в особый аппарат «Монжю» одеколон или духи из чана. В фильтре одеколон попадает в холодильник, белковые вещества из эфиромасел вымораживаются.

Теперь есть гарантия, что в флаконе одеколона не будет белых мутных хлопьев. Окончательно очищает одеколон еще один фильтр— «Симанитон». Через прокладки из белого фетра, через асбестовое полотно просачиваются все ароматические жидкости, попадающие сюда в цех.

И вот последний контроль — все бутыли проверяют на свет, около электролампочки. Их взвешивают и ставят в приемник.

Хорошо ли притерта пробка? Не выльются ли духи? На конвейере внимательно проглядывается каждая бутылочка.

Отсюда одеколон и духи поднимаются на разлив в верхний этаж фабрики, туда же по транспортерам прибывают ящики с посудой. По подъемнику посылают бидоны с одеколоном.

Быстро мелькают щетки-ершики на конвейере мойки. Звенит стекло. Струя воды из гидропульта тщательно промывает все бутылочки. Потом их споласкивают спиртом.

Тщательно промываются все флакончики в цехе разлива духов и одеколонов. Быстро мелькают щетки-ершики на конвейере мойки.

Через резиновый шланг из сифона работница наполняет флаконы одеколоном. Сейчас эта операция механизирована. Но за границей уже заказана специальная машина, автоматически дозирующая разлив.

Операции на конвейере коротки и стремительны. Быстро наплывают бутылки. Одна работница завязывает бантик, другая вставляет пробку, третья обвязывает белой лайкой, четвертая наклеивает бронзовую облатку-ярлычок на флакон. Каждый день из ворот фабрики уходит к потребителям 170 000 флаконов одеколона и духов.

Операции на конвейере коротки и стремительны.
"Красный мак" — любимый одеколон москвичей —  готов к отправке.

Новые машины, недавно купленные за границей председателем треста ТЭЖЭ Полиной Семеновной Жемчужиной, изменят облик «Новой зари». Один из таких автоматов будет клеить этикетки на флаконы. Всего же прибудет 11 машин. Несколько из них попадут в картонажное отделение фабрики, где наиболее кустарные и отсталые все цеховые операции.

Всей парфюмерной промышленностью в России владели в старое время два француза — Брокар и Ралле. Они конкурировали между собой в производстве мыла и парфюмерии.

Теперь же эти две московские фабрики тесно связанны между собой. «Новая заря» поставляет «Свободе» (так называется бывшая фабрика Ралле) готовые ароматические композиции, или, как их зовут в парфюмерии, «отдушки». Эти разнообразнейшие отдушки везут с Арсеньевского переулка далеко за Савеловский вокзал — на Вятскую улицу, 47. И там отдушки становятся непрерывной составной частью высокосортного туалетного мыла.

*

На мыльной фабрике ярко выражены те поистине волшебные возможности химии, невиданно преображающие различнейшие вещи нашего мира.

Обоняние каждого экскурсанта, пришедшего впервые на фабрику, поразит то резкое различие запахов, которое встретит его в первом и затем в последнем цехе фабрики «Свобода».

В мыловарении участвует такое сырье: говяжье, баранье и костяное сало, пальмовые и кокосовые масла, придающие особую мылистость, смалец, конский жир, олеин со стеариновых фабрик, отбросы оливкового масла, канифоль, мылонафт из нефти. Применяются вспомогательные материалы: соль, щелочь и т. д.

С московского мясокомбината во двор фабрики «Свобода» привозят в цистернах твердый, застывший саломас — технический жир. Его принимают на сливной станции, разогревая в паропроводе. Особый шланг вставляется в люк цистерны, и проходящий через этот шланг пар разогревает всю саломасную жидкость. Затем ставшее жидким жировое сырье через трубы направляется в так называемые запасные коробки.

*

Салотопка — самое мрачное отделение фабрики. Четыре больших камеры наполнены облаками едкого пара с тяжелым, неприятным запахом. В этих камерах кипит сало. Здесь мало рабочих — этот тяжелый подготовительный процесс механизирован.

Самая варка мыла происходит во втором этаже — в больших варочных котлах. Сбоку от котла несколько вентилей — сырье прибывает организованно; один вентиль для жиров, поднимающихся из салотопки сюда, во второй этаж, другой — для щелочи, третий — для воды. Особые мерники указывают рабочему дозы принимаемого в котлы сырья.

...Во втором этаже фабрики варят мыло. Это происходит в огромных варочных котлах.

На обязанности мыловара много ответственных процессов: отсолка (соль освобождает мыльную массу от влажности), прибавление щелочей, проверка доз, промывка.

В мыловарне тихо и чисто. Пол покрыт изразцами. Рабочих тоже очень мало. Этот ответственный процесс проводят мастера и лаборатория.

Еще выше, на третий этаж, поднимается мыловаренная масса. Через огромную коробку — мылосборник —  стекает она по желобам в холодильные барабаны, застывает тонкой пленкой на валах, и острые ножи, соскребая ее, непрерывно спускают с барабанов красивую, похожую на тонкую лапшу, мыльную стружку. Ее ожидают сушильные шкафы, где проходит сорока пятиминутная сушка.

На очереди — вальцовочное отделение. Здесь стружка меняет аромат. Ей дают отдушку. Вы уже слышите запах будущего мыла. Стружку красят в котлах в розовый, зеленый, желтый, коричневый оттенки. В этом цехе преобладают кустарные приемы работы. Граблями накладывают стружку в котлы. Краску льют из леек. Размешивают лопатами. Кладут белила, чтобы был глянец.

Огромная вальцовочная машина всю эту мелкую лапшу укатывает в полосы, а потом при помощи специального приспособления кладет в узкие цветные рулоны, очень напоминающие обыкновенную колбасу. Резальная машина рубит колбасу на части, и подъемник поднимает мыло в цех отделки.

Работница Бабаева снимает узкие розовые рулоны мыла. Сейчас начнет работать резальная машина.

В этом цехе занято очень много рабочих. Мылоотделка на заводе еще очень мало механизирована. Большинство операций проходит в ручном труде. Наиболее проворные, ловкие, квалифицированные работницы обертки заворачивают, например, в смену 62 дюжины мыла.

Неподалеку от них — прообраз фабрики будущего — замечательный автоматический пресс, который одновременно делает несколько операций: штампует куски мыла, придает им форму, направляет по конвейеру в механизированную обертку. Этот пресс сам сгибает бумагу и пергамент, закладывает их с четырех сторон куска и т. д. С пресса мыло сходит уже в «сорочке», с этикеткой и запечатанное. Две работницы контролируют ход автомата. Одна закладывает куски мыла в пресс, другая снимает с конвейера одетое мыло и складывает его в картонные коробки. Такая машина штампует в смену 30 160 штук мыла. Ее поставили в цехе в 1929 году.

Комиссия треста ТЭЖЭ, недавно изучавшая заграничный опыт, рассказывает, что на американских заводах руки рабочего ни разу не прикасаются к мылу на всем его пути вплоть до погрузки в вагон. Все это делают машины.

Интересен такой пример. Парфюмерный завод в Чикаго «Леди Эстер» имеет всего 150 рабочих и служащих. А. в прошлом году завод выпустил 36 миллионов коробок пудры и 20 миллионов банок крема!..

На фабрике "Новая заря" есть цех пудры. Специальный автомат быстро штампует коробки для пудры. Стахановки Щеглова и Талынина прекрасно работают. Они успевают за смену сделать 11-12 тысяч коробок (норма в тысяч коробок).

За границей купили для фабрики «Свобода» специальные машины, каждая из которых в одну минуту штампует 120 кусков мыла.

*

Непрерывно улучшаются советские мыла: уже выпущено на рынок бледно-зеленое красивое мыло «Эос», золотистое «Экзотик», розовое «Флора» и желтое «Торпеда». Для маленьких детей здесь готовятся мыльные огурцы, шишки, слоны и кисти винограда. Нам показывали интересную новинку — складное мыло в виде яблока и апельсина. Каждое из них складывается дольками (например, в яблоке 10 кусочков). Скоро наши ребята получат такое яблоко для утреннего мытья!

Дорогие сорта мыла упаковываются вручную, а массовая продукция одновременно штампуется и обертывается в "сорочку" на замечательном автоматическом прессе.

Далеко теперь старой фабрике Ралле до нового парфюмерного гиганта — фабрики «Свобода»! В 1913 году Ралле выпускал от 2 до 4 миллионов кусков мыла. Теперь фабрика «Свобода» ежегодно поставляет стране 200 миллионов кусков мыла.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.