Группа экскурсантов приехала осмотреть аэропорт.
С большим интересом сделали обход по ангарам, где были осмотрены самолеты разных типов, а потом все вышли на ровное летное поле.
На стартовой дорожке самолетов не было, так как ждали прибытия дирижабля, который мог потребовать посадки. Погода была солнечная, тихая.
Вскоре показался воздушный корабль, сначала в виде небольшого пятна. Но по мере приближения он рос в размерах. Наконец, его огромная тень стала двигаться по полю аэродрома. Летел он на небольшой высоте, не свыше тысячи метров (точной высоты никто не знал).
Пока дирижабль описывал круги над полем, экскурсанты стали прикидывать, какова может быть длина его корпуса (баллона). О размерах корабля никто сведений не имел, и потому каждый говорил лишь по собственным впечатлениям. И тут выяснилась громадная разница в оценке. Одни определяли длину в 78—80 м, а другие в 100—120 и даже в 150 м.
Возник спор. Каждый отстаивал правильность своего определения, сравнивая дирижабль по длине с различными окружающими предметами.
В это время дирижабль стал замедлять свой ход, идя против ветра, и скоро неподвижно повис в воздухе, лениво ворочая на солнце винтами только для противодействия силе ветра.
— Подождите минутку, — сказал один из экскурсантов. — Я сейчас разрешу наш спор так, что всем будет ясно, какова настоящая длина дирижабля.
И действительно, через минуту-полторы все наглядно убедились в правильности предложенного им способа.
Как же он это сделал?
Обычно, при определении на глаз расстояний, высот или недоступных предметов применяют упрощенный тригонометрический метод. Пользуясь простой линеечкой с делениями, определяют видимую длину или высоту недоступного предмета на расстоянии вытянутой руки. Если при этом известно, например, насколько наблюдатель удален от этого предмета, то можно грубо определить его размеры, пользуясь соотношением между длиной вытянутой руки и измеренной длиной этого предмета по линейке.
Однако, в нашем случае этот способ не годится, так как неизвестно, насколько дирижабль удален от наблюдателей. Помимо этого, для верного наблюдения надо было бы занять место, которое находится на равном расстоянии от концов дирижабля. А это также чрезвычайно трудно.
Экскурсант, определивший длину дирижабля, поступил значительно проще. Вот как он это сделал.
Пока воздушный корабль стоял на месте и его тень на ровной поверхности поля была тоже неподвижной, экскурсант быстро отметил на земле по положению тени место носа корабля. Одновременно с этим он послал товарища отметить также и оконечность кормы дирижабля. После этого оставалось лишь измерить расстояние между обеими сделанными отметками с любой степенью точности.
При таком решении удаление недоступного предмета (дирижабля) от наблюдателя или от земли никакой роли не играет. Так как сравнительно с расстояниями на поверхности земного шара расстояние дирижабля от солнца бесконечно велико, то направление лучей от солнца можно считать в данном случае параллельным. Другими словами, солнечный пучок лучей у земли имеет вид не расходящегося снопа, а цилиндра. Значит, при всякой высоте дирижабля длина его тени на земле будет в точности равна (практически) длине самого дирижабля.
Так просто был решен спорный вопрос.
Инж. К. ВЕЙГЕЛИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий