Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 декабря 2021

ПАРОВОЗ С КОНДЕНСАЦИЕЙ

В последние годы за границей стали строить так называемые конденсационные паровозы. Чем же отличается конденсационный паровоз от обычного? В паровозе обычного устройства пар, совершающий работу в цилиндрах, выбрасывается оттуда наружу через дымовую трубу. Паровоз «пыхтит», особенно если тащит тяжелый состав или идет на подъем. Эти выхлопы отработавшего (мятого) пара вызывают тягу воздуха через топку, усиливают горение топлива, а вместе с тем и всю работу котла.

Но пар, уходящий в трубу, еще довольно горяч, в нем содержится много теплоты, бесполезно улетающей в воздух. Эту теплоту можно уловить и вернуть обратно в котел, не всю, конечно, но значительную часть ее. Это и делается в конденсационных паровозах. Здесь отработавший пар не выпускают в трубу, а охлаждают и превращают в воду или, как говорят, конденсируют (отсюда название паровоза). Затем этой водой опять «питают» котел. Вода эта дистиллированная, т. е. она чище обычной, и кроме того имеет сравнительно высокую температуру, Все это имеет большие преимущества,

В 1933 г. один из наших товарных паровозов серии Эг был отправлен в Германию для переделки на конденсацию. Через год он был испытан на наших железных дорогах и показал большие преимущества по сравнению с обыкновенными паровозами. После этих опытов в конструкцию паровоза были внесены некоторые улучшения. В текущем году у нас в Союзе начата по приказу наркома Л. М. Кагановича постройка конденсационных паровозов, но уже не прежней серии Э, а более сильных — серии СО (Серго Орджоникидзе). Освоение производства мощных конденсационных паровозов — это большая победа советской техники.

Процесс охлаждения отработавшего пара производится в тендере паровоза, Конденсационный паровоз имеет длинный тендер, напоминающий вагон с решетчатыми стенками. На обычном тендере имеется бак для воды и угольная яма. А на тендере новых паровозов находится целая конденсационная установка, состоящая из охладителей (радиаторов) с множеством тонких трубок, обдуваемых тремя большими вентиляторами. Отработавший пар охлаждается в этих трубках, при этом он превращается в воду, которая стекает в нижний бак и оттуда заканчивается насосом в котел. Однако небольшие потери пара в трубках и аппаратах, неизбежны, поэтому запас воды приходится пополнять.

Испытания конденсационных паровозов показали, что они расходуют воды раз в 20—25 меньше, чем простой паровоз. Такая экономия воды делает конденсационные паровозы

особенно ценными для работы в безводных местностях, где водоснабжение представляет большие трудности. Но и в обычных условиях конденсационные паровозы очень удобны, так как проходят несколько сот километров без набора воды.

Направляя отработавший пар вместо дымовой трубы в тендер, необходимо создать тягу в топке, которая обычно создается вылетающим в трубу паром. Для этого в конденсационном паровозе под дымовой трубой ставится вытяжной вентилятор, приводимый в действие паровой турбиной. Эта турбина располагается с левой стороны паровоза, у дымовой трубы. Вентилятор создает равномерную и сильную тягу в топке, что значительно улучшает горение и дает экономию топлива в 6—7%.

На тендере конденсационного паровоза поставлена еще вторая турбина —  для вращения трех конденсационных вентиляторов. Обе турбины работают тем же мятым паром из паровозной машины, который после турбин попадает в радиаторы и охлаждается.

В текущем году будет построено 200 таких паровозов. Имеется также проект конденсационного оборудования мощных паровозов серии ФД, которые строятся на заводе им. Ворошилова.

Инж. А. ГЕНЧЕЛЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.