Линия метро, ведущая к Центральному парку культуры и отдыха им. Горького, обрывается на левом берегу реки на Крымской площади. Для того чтобы попасть отсюда в парк, надо перейти реку. Мост стар. Вместо него по плану реконструкции Москвы будет построен новый мост. Он будет воздвигнут в точности на месте прежнего. Садовое кольцо, где и сейчас уже развито большое трамвайное, автомобильное и пешеходное движение, сохраняется в будущей Москве. Кольцо это будет лишь реконструировано.
Чтобы освободить место для строительства и не нарушать движения, было решено временно отодвинуть старый Крымский мост на 60 м в сторону.
После того, как все приготовления были закончены, мост прочно покоился в том положении, в каком он был запечатлен в сотнях фотографий за 63 года своего существования. Три деревянные эстакады соединяли его с выстроенными в 500 м ниже по течению деревянными устоями и быком по середине реки.
На эстакады были уложены швеллерные балки и рельсы. Двигаясь по ним, мост оставался бы все время параллельным своему прежнему положению, Так как река в этом месте несколько расширяется и делает небольшой изгиб, мост оказывался не доходящим до обоих берегов. От берегов поэтому были выстроены подходы к мосту (тоже на деревянных эстакадах).
К будущему местоположению моста проложили новые улицы, соединяющие его с Садовым кольцом. Оставалось перенести мост на новое место, чтобы он замкнул эти улицы.
Под мост подвели 16 гидравлических двухсоттонных домкратов. На середине моста устроили диспетчерский пункт. Отсюда производилось управление передвижкой. Центральный командирский пункт соединялся прямой телефонной связью с будками по обоих концах моста. В них находились помощники диспетчера. На мостовой ферме подвесили три пары светофоров.
*
В 12 час. ночи на 23 мая началось разъединение трамвайных рельсов и съемка электропроводов.
В 1 час. 29 мин. ночи на крыльях моста вспыхнули зеленые огни светофоров. 16 мощных домкратов по команде «начать подъем» приводятся в действие.
Железная конструкция медленно отрывается от опор. Инженер на центральном пункте выслушивает донесения телефонистов: на сколько сантиметров поднят мост в разных точках. Он следит за тем, чтобы подъем происходил без перекосов.
На опорах нанесены сантиметровые деления. Металлическая стрела указателя, прикрепленного к ферме, отмечает ход подъема.
«Правая сторона... стоп», — командует диспетчер, заметив, что левая сторона отстала на несколько сантиметров.
«Правая начать подъем», — разрешает он, когда положение выравнялось.
В тот момент, когда мост был «взят на домкраты» и повис над старыми опорами, манометры показывали вес конструкции. Ни на каких других весах взвесить такую махину не удалось бы! Действительный вес моста оказался около 1 200 т.
Медленно, часами, поднимался мост сантиметр за сантиметром. Когда указатели коснулись цифры 65, подъем был прекращен. Теперь только начиналась самая передвижка.
Мост надо было поставить на рельсы эстакад. Под фермой моста укреплены «тележки» или, как их называли строители, «салазки». Каждая из них представляла собой несколько коротких параллельных рельсов с загнутыми, как у лыж, концами.
Между «салазками» и перекатным путем положили круглые катки: цилиндрические метровые бруски диаметром в 100 мм. Мост всем своим весом опустился на катки.
Перекатный путь на боковых эстакадах состоял из десяти швеллеров, уложенных попарно. Путь имел, таким образом, пять параллельных «ниток». На средней эстакаде было девять «ниток» из массивных железнодорожных рельсов.
К ферме моста протянулись стальные тросы от четырех «ведущих» лебедок. На крайних эстакадах было установлено по одной трехтонной лебедке, посредине две пятитонных. Для того, чтобы получить больший выигрыш силы, тросы соединялись с мостом через полиспасты (система блоков).
Такие же лебедки установлены с другой стороны моста. Эти, так называемые «тормозные», лебедки предназначались для сдерживания моста на тот случай, если бы перекатка пошла слишком быстро.
Инженер Меркулов появляется за пультом на центральном командирском пункте.
Зажигаются желтые огни светофоров.
— Приготовиться!
Люди берутся за рукоятки лебедок. Скрипнули валы, выбраны и натянулись тросы.
Командиры лебедок зажигают ответные желтые лампочки. Их замечают помощники производителя работ, находящиеся на концах моста, и сообщают об этом по телефону.
— Правая готова, — докладывают телефонисты, сидящие у аппаратов на центральном командирском пункте. — Левая готова. Средняя эстакада тоже готова. Оттуда просигнализировали желтой лампой. Ее диспетчер видит сам.
— Вперед!
На всех светофорах зажигаются зеленые огни.
По этой команде все четыре ведущих лебедки начинают тянуть мост. Тормозные лебедки потихоньку отпускают трос. Мост, покоившийся неподвижно с 1873 г., медленно трогается с места. Катки выкатываются сзади тележек. Люди подхватывают их и, перенеся вперед, снова подкладывают под лыжи.
Крымский мост сдвинулся со своего места, Этот снимок запечатлел положение моста после того, как его передвинули на 8 метров. |
Ровно и спокойно, точно уносимый чуть заметным течением, движется мост.
Но вот диспетчер замечает, что мост «заносит» одним краем вперед. На глаз это совершенно не видно. Но помощники на концах моста, следящие за движением указок вдоль шкалы, начинают вдруг сообщать разные цифры. Немедленно на одном из крыльев моста зеленый огонь светофоров заменяется красным.
— Стоп, — командуют на ведущей лебедке этой эстакады, заметив сигнал. Люди отпускают рукоятки.
— Стоп, — раздается и возле тормозной лебедки с другой стороны. Лебедку останавливают и закрепляют мост на тросах, как на якоре. Медленно мост выравнивает свое положение. Вот цифры правого и левого концов сравнялись.
Красные запретительные огни светофоров гаснут. Загораются зеленые огни, передающие приказ: «вперед». Через несколько мгновений с неработавших лебедок сигнализируют зелеными лампами. Лебедки пошли.
Обозревая весь участок работ с моста, можно сразу видеть по этим ответным сигнальным огням, какие лебедки сейчас работают, а какие стоят. Если задержка вызвана технической неисправностью, а не требованиями передвижения, диспетчер немедленно запрашивает, в чем дело, и принимает меры.
Мост двигался со средней скоростью 9 м в час. Тормозные лебедки почти не приходилось пускать в ход. Они не столько работали, сколько страховали от возможных осложнений.
25 мая, в 3 часа 50 мин. дня, с обоих концов моста сообщили:
— Пятьдесят.
Последний раз вспыхнули красные огни. «Стоп», — разнеслось по всей линии. Мост был передвинут на 50 м вниз по течению реки. С тележек снимались домкраты. Их подводили снова под мост.
— Приготовиться! Начать подъем!
Мост приподнимается на один сантиметр. Этого достаточно, чтобы вынуть из-под салазок круглые катки. Вместо них подкладываются стальные прокладки. Домкраты бережно опускают мост на новое место.
К 12 часам ночи заканчивается эта работа. Быстро соединяются рельсы и электрические провода. По мосту для пробы проходят восемь трамвайных составов по два вагона каждый. Они гружены балластом. Инженеры и техники следят за поведением моста. Наблюдают, как передается нагрузка на точки опоры. Все в порядке.
Спустя 20 мин., через мост уже идут нормально трамваи линии Б, 42 и 47.
Только на три дня было прервано движение в этом месте,
Особенностью перекатки Крымского моста было то, что мост перенесен вместе со своими опорными частями. Мост, покоящийся на массивных каменных устоях, не примурован к ним наглухо. Он свободно лежит на быках и береговых устоях и может даже немного двигаться.
Крымский мост передвигался вместе со своими балансирами и катками, на которых он лежал на прежнем месте. Для этого опорные части были временно прикреплены к ферме металлическими связками,
Эстакады, соединяющие старые каменные опоры, очутившиеся сейчас на голом месте, сносятся.
Новый Крымский мост будет в два с половиной раза шире старого..
Когда он будет готов, движение по Садовому кольцу вернется на прежнее место, Здесь станет намного просторнее, Улицы, примыкающие к новому мосту, будут расширены до 40 м.
Старый Крымский мост тогда снесут.
В. САПАРИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий