В. СМИРНОВ
«Посетите станцию Ниагарского водопада. Если вы войдете в
контрольную (распределительную) комнату, вы увидите там одного человека. В тот
раз, когда я его видел, он сидел в роговых очках и читал газету. На полукруглой
стене впереди него были целые ряды циферблатов, и то там, то тут вспыхивал
цветной огонек. Человек то и дело отрывался от чтения, поглядывая поверх своих
очков. Он управлял примерно миллионом лошадиных сил, пользуемых в сотнях
километров отсюда, — на фермах, заводах и домах. Все было автоматизировано, и
сам человек являлся лишь автоматом. И все же станция работала. Вода поступала в
турбины, динамо вращались, накоплялась колоссальная энергия, а далеко отсюда на
полях двигались плуги, фабрики и заводы выбрасывали разнообразную продукцию,
сотни тысяч домов использовали эту энергию.
Какой же вывод из этой истории? Раз цивилизация идет по
этому пути, и война, безусловно, возьмет курс на него!»
Так писал еще в 1932 г. известный английский писатель
генерал Дж. Фуллер, заканчивая свою статью «Электрифицированная война».
И он был прав. Война, несомненно, берет курс на путь
электрификации. 60 лет назад, в русско-турецкую войну 1877—1878 гг., в армиях
не было никаких признаков использования электроэнергии.
30 лет спустя, в русско-японскую войну 1904— 1906 гг., в сухопутной армии применяли электрический телеграф и телефон, а во флоте использовались уже и электродвигатели для управления крупными орудиями в башнях. Наконец, еще через 10 лет, в мировую империалистическую войну 1914—1918 гг., электроэнергия широко стала применяться и на суше, и на воде, и под водой.
Чтобы получить некоторое представление о размахе
использования электроэнергии в мировую войну в действующей армии, достаточно
вдуматься в следующие данные. Одна из германских армий, состоящая из 3 корпусов
(примерно 100 тыс. человек) и расположенная на фронте в 52 км, а августе 1918
года имела: воздушных линий — 1373 км; подземных кабелей — 304 км;
электростанций подвижных — 4 общей мощностью 35 киловатт; трансформаторных
подстанций — 242 общей мощностью в 170 киловатт; электродвигателей (моторов) —
711 общей мощностью 3890 киловатт,
В эту войну, помимо десятков тысяч телеграфных и телефонных
аппаратов, быстро проникло в армии новое мощное средство связи — радиотелеграф.
Громадное значение приобрели прожекторы и десятки электрических механизмов и
приборов (например, для подслушивания телефонных переговоров, для
телеграфирования через землю и т. п.).
Эта же война положила начало применения электрических
средств поражения. Всякий, коснувшийся электрического проволочного препятствия
(напряжение тока 1500—2000 вольт), неизбежно погибал, убитый током.
Но война окончилась 18 дет назад. За эти годы электротехника
обогатилась сотнями новых изобретений и усовершенствований, радиотехника прочно
стала на ноги и завоевала сказочные высоты, количество потребляемой во всех
странах мира электроэнергии возросло в несколько раз.
Очевидно, все это в сильнейшей степени скажется на ведении
будущей войны. Электрифицированные страны, несомненно, выставят на поле боя
свои электрифицированные армии. Электрическая энергия найдет себе применение во
всех отраслях военного дела. Чтобы наглядно убедиться в этом, посмотрим, как используется
электроэнергия в современной армии.
Мы уже писали о подводной лодке — этой лаборатории техники.
Вспомните, с каким огромным энергетическим хозяйством приходится иметь дело
инженеру-электрику на подводной лодке, которая является самым электрифицированным
кораблем. Но подводная лодка — это только один объект, боевые операции которого
немыслимы без электроэнергии. А различные средства связи, применяющиеся в
армии, многочисленные приспособления и инструменты для механизации и
автоматизации управления и работ — все это имеет своим основным источником
электроэнергию. Но электроэнергия сейчас применяется в армии уже не только в
качестве основной двигательной силы, но и для непосредственного поражения
благодаря электризации заграждений, для освещения; для разведки и во множестве
других боевых и вспомогательных машинах, механизмах и приборах.
И везде, куда проникли электромеханизмы, работа
автоматизируется, упрощается, делается удобнее не только с точки зрения
обслуживания механизмов и управления ими, но и сокрытия их действия от
противника (бесшумность, удобство маскировки, засекречивание и т. п.), что,
очевидно, весьма важно на войне.
Действительно, посмотрим конкретно, какие преимущества дает
электрификация армии уже на сегодняшний день.
*
Начнем с новейшего рода войск — с авиации. Совсем недавно на самолете единственной областью применения электроэнергий было «зажигание» в моторе самолета. Теперь же все самолеты имеют специальное электрооборудование, в систему которого входят: освещение приборов, опознавательные и осветительные фары, автостартеры для запуска мотора из кабины летчика, радио, внутренние телефоны, светосигнальные лампы и другие уже более мелкие приборы. На крупных самолетах, кроме того, все шире и шире получают распространение «автопилоты», т. е. такие механизмы, которые позволяют летчику оставить вовсе управление самолетом. В основу этих приборов положены жироскопы, позволяющие учитывать любые отклонения самолета от заданного курса и с помощью электромеханизмов автоматически управлять рулями.
Самолет а воздухе. Ом управляется по радио с земли. Самолет повинуется человеку, работающему за пультом управления. |
Кроме всего этого, в последнее время на самолетах начинают появляться специальные навигационные электроприборы, например, определяющие высоту полета точнее и надежнее, чем известные альтиметры. Эти приборы позволяют ночью и в облаках идти точно по курсу, совершать посадку на основе взаимодействия токов в проводах на земле и в приборе на самолете. Громадное значение получает также радиопеленгация, т. е. определение места самолета путем засечки его радиостанциями с земли или засечки радиомаяков с самолета.
Нечего и говорить о значении электрооборудования аэродромов,
которое особенно важно в случае войны, когда возможность быстрого включения и
выключения огней имеет громадное значение.
Электрооборудование танков и других боевых бронированных
машин схоже с оборудованием самолетов и имеет примерно такое же значение.
Но где электротехника находит себе особенно широкое
применение, это в военно-морском флоте. Всякий современный боевой корабль, а
тем более подводная лодка электрифицированы до предела. Тут уже потребляют
электроэнергию не только освещение, связь и вспомогательные механизмы, но и
многочисленные силовые установки: подача боеприпасов к орудиям, заряжение,
наводка башен и орудий, стрельба, управление огнем всего корабля,
электролебедки, электропилы и краны, электрорули и т. д. и т. п. Подводные же
лодки, как известно, двигаются под водой силой электромоторов, которые
выполняют так же почти все прочие работы по обслуживанию лодки. Тут даже пища
приготавливается на электрокухне, электричество обогревает лодку, приводит в
действие все механизмы и приборы. Оно и понятно. Любой другой источник энергии
потребовал бы расхода кислорода, которого в подводном положении на лодке и так
не хватает (воздух освежается искусственно). Только электрификация позволила
сделать современную подводную лодку таким совершенным и грозным оружием, каким
она является на сегодняшний день.
*
Электрическая энергия широко использована и для борьбы с
воздушными и морскими кораблями.
Гальваноударные и антенные мины на море, минирование входов
в свои бухты станционными минами, взрываемыми током по проводам с берега
(поэтому они безопасны для своих кораблей), электрификация средств береговой
обороны — все это освоено армиями уже не первый десяток лет и делает борьбу на
море и у берегов серьезной даже в том случае, когда флот данной страны
значительно уступает флоту противника и не может ему противостоять.
Так же успешно электрифицируются средства ПВО — зенитные батареи, зенитные прожекторы и звукоулавливатели, воздушные заграждения и др.
Орудия современной зенитной батареи связаны проводами с
центральным прибором — автоматом, который ночью в свою очередь связан с
прожекторами и звукоулавливателями. Вся эта система с помощью электромеханизмов
может очень быстро и точно отыскать, и обстрелять вражеский самолет, даже не
видимый с земли.
Электризация воздушных заграждений позволяет поднимать на
аэростатах вместо прочных, а, следовательно, и довольно тяжелых тросов
тончайшие стальные нити, коснувшись которых самолет гибнет от электротока.
Подобно этому электризуют и наземные проволочные
заграждения, которые не только задерживают наступающего противника, но и
поражают его. Если к ним добавить еще станционные подземные мины, можно весьма
надежно преградить противнику доступ в тот или иной район.
Все шире применяют теперь в армиях электроэнергию для
выполнения различных военно-инженерных работ, особенно при постройке и
разрушении мостов.
Наконец, еще мировая война показала, как важно использовать
электричество в служебных и бытовых условиях фронта, в различных убежищах
(особенно в газоубежищах), землянках, окопах, штабах, госпиталях, клубах и т.
д. Тут и освещение, и вентиляция, и рентген, и радио, и кино...
О средствах связи мы не говорим, так как роль этих
электрических средств, каковыми являются радио, телеграф, телефон, в нашу эпоху
общеизвестна.
*
Но все это, однако, весьма скромные достижения по сравнению
с тем, что можно ожидать от дальнейшего развития военной электротехники. Во
всех капиталистических армиях практически разрабатывается уже применение таких
отраслей электротехники, как телемеханика и телевидение. Что даст армиям успех
разработки этих проблем, не трудно себе представить. Ген. Фуллер говорит об
этом так:
«Завтра наверняка мы увидим полевое орудие, лишенное нервов,
— самоходное, самозаряжающееся орудие без единого человека возле него. Прислуга
орудий в будущем будет на расстоянии 1/2 км, а то и больше от орудия, и один
человек прибором управления на укрытом наблюдательном пункте сможет руководить
огнем одной батареи или сотни батарей. Теперь ни для кого не является секретом,
что управление по радио самолетами стало действительностью. Последние сообщения
английских газет утверждают, что на такие самолеты передан уже крупный заказ
известной фирме Дехэвленд (предварительно самолеты были тщательно испытаны на
аэродроме и показаны широким кругам населения).»
Пресса сообщает, что опыты над телемеханическими танками
производятся в настоящее время в Германии, Японии, Италии, Англии и США.
Управляемый по радио морской катер был применен еще в 1917 году, а теперь опыты
над телекатерами усиленно ведутся в Японии, Англии, США и Франции. Сообщалось
также как о факте об изобретении в США управляемой по радио торпеде.
Таким образом все сказанное выше о телемеханике отнюдь не
фантазия, а весьма близкая реальность, с которой неизбежно придется иметь дело
в будущей войне.
Наконец, можно ожидать, что и разведка будет так
автоматизирована, что не только даст сведения о противнике, но весьма возможно
будет сразу реагировать на его действия. Действительно, представим себе, что
все дороги от противника преграждены автоблокировкой. Это значит, что поперек
дороги идет невидимый луч, падающий на фотоэлемент. Всякое тело (человек,
машина), двигающееся по дороге, неизбежно пересечет этот луч и тем самым
прервет его. Фотоэлемент тотчас откликнется на это, так как его сопротивление
резко увеличится, и ток, идущий от какого-либо источника через фотоэлемент,
прервется. Дальше уже все просто. При перерыве тока автоматически замыкается
другая цепь, дающая сигнал в центральном пункте и, кроме того, приводящая в
действие одно из средств поражения, подготовленное заранее на дороге (положим,
подземная мина) или около нее (пулемет, пушка и т. п.).
Так же можно заблокировать любую полосу местности и вне
дорог (любой подступ к своим войскам). Очевидно, проведение в жизнь всех этих
проектов телемеханических и автоблокирующих устройств может резко изменить не
только картину боя, но и весь ход войны.
Однако и этим не ограничивается возможность электрификации
армий. Разработка ряда проблем пока не вышла еще из стадии теоретических проектов
(во всяком случае достоверных сведений о практических достижениях в печати не
появлялось), но зато практически осуществление этих проектов может еще больше
изменить характер войны. Если электропушки и пулеметы принципиально ничего
нового не дают — в них лишь энергию пороха заменит электроэнергия, то «лучи
смерти» и «останавливающие лучи» по мнению некоторых буржуазных военных
специалистов могут в корне изменить всю энергетическую базу войны.
Над этими новыми средствами войны за границей ведутся активные
работы. Весьма скудные сведения, просачивающиеся в зарубежную печать о
результатах такой работы, все же позволяют сделать вывод, что лучи смерти и
останавливающие лучи — это те или иные способы непосредственного поражения
людей и боевых машин электроэнергией, пересылаемой без проводов (например,
электронным потоком, шаровой молнией, ультракороткими радиоволнами и т. п.).
Правда, существуют мнения иногда весьма авторитетных ученых о полной
невозможности будто бы добиться каких-либо реальных результатов в этой области.
Однако действительность говорит другое, и даже отрывочные сведения,
просачивающиеся в печать, показывают, что в капиталистических странах работают
над этими проблемами непрерывно, весьма активно и, видимо, небезуспешно.
«Охотниками за самолетами» называют проекты особых
реактивных снарядов, снабженных фотоэлементами, и электрическим механизмом,
автоматически направляющим снаряд под воздействием фотоэлементов всегда вдоль
пучка света от прожектора, освещающего с земли самолет противника. Возможность
практического осуществления таких снарядов упирается скорее в проблему
реактивных снарядов, чем в трудность создания механизма управления. Во всяком
случае и здесь превращение проекта в действительность может резко изменить
успешность борьбы с воздушными силами противника. Таким образам перспектива
применения электроэнергии в армии положительно необозрима и граничит с
фантазией. Но это отнюдь не значит, что значение людей в будущей войне
сколько-нибудь уменьшится.
Война без солдат — мечта буржуазии, боящейся своих солдат чуть меньше, чем солдат противника. Как бы ни были электрифицированы армии, человек-солдат останется основой войны. Машины-автоматы и всяческие лучи смерти смогут успешно поражать, но никогда не смогут закреплять за собой захваченную местность. Да мы отлично знаем, что и людей, обслуживающих эти машины, надо будет иметь отнюдь не мало. Если их меньше будет непосредственно на фронте, то в тылу понадобятся новые тысячи техников и механиков, подготовляющих машины и «механизмы к бою. Тем более нечего говорить о заводах, изготовляющих эти машины, об электростанциях, дающих энергию. Здесь тоже останутся люди-рабочие, которые не позволят буржуазии использовать в своих корыстных интересах все эти смертоносные достижения техники.
В. заключение остановимся кратко на источниках электроэнергии
в армии, наличием которых, очевидно, будет определяться и степень ее
электрификации.
Пока что основные виды источников электроэнергии — это в
основном подвижные «полевые» электростанции, которые установлены на
авто-железнодорожном вагоне и пр. Все еще широко применяются гальванические
элементы и аккумуляторы. Очевидно, с развитием электрификации армии всего этого
будет совершенно недостаточно. Вот тут-то и выступает тесная связь между
электрификацией армии и всей страны. Лишь широкое развитие общих электрических
сетей во всех районах страны, а в пограничных прежде всего, может полностью
обеспечить современную армию электроэнергией. При этом важно, чтобы вся страна
или крупные ее районы имели единую сеть, позволяющую в случае повреждения той
или иной станции (всегда возможного во время войны) использовать в данном
районе ток от других станций. Важно это так же для правильного распределения
энергии, потребность в которой, очевидно, будет резко изменяться при перемещении
армии из одного района в другой, при расположении армии на том или ином участке
границы. Но даже и при самой полной электрификации страны значение своих
подвижных электростанций в армии останется громадным. Они нужны будут и как
дополнение к постоянной сети и — главное на случай войны на территории
противника, где рассчитывать на быстрое использование местной сети, очевидно,
нельзя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий