Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 декабря 2021

Как спасаться из подводной лодки

В. ВНУКОВ

Много драм разыгралось на дне моря с тех пор, как появились подводные лодки. Порча тех или иных ответственных механизмов, или повреждение лодки противником в бою — все это приводило к ее гибели со всей командой.

Если находящийся высоко в воздухе экипаж самолета всегда имеет при себе ныне известный всем парашют для спасения в случае аварии машины; то подводники долгое время не располагали средствами личного спасения, и авария подлодки являлась почти во всех случаях неизбежной гибелью для них.

Объясняется это прежде всего сложностью приемов преодолевания громадного давления и невозможностью для человека длительное время (сверх 2—3 минут) задерживать дыхание в воде.

В самом деле, закон Паскаля говорит, что давление внутри водной среды зависит от глубины погружения в нее и равно весу столба воды, находящегося над данным участком тела. Давление это, как и всякое другое, удобнее всего измерять в атмосферах или иначе в кг/см². Не трудно подсчитать, что давление в 1 атмосферу создается в воде на глубине всего лишь 1 000 см, т. е. в 10 м, 1 см² х 1 000 см = 1 000 см², вес которых равен 1 кг, и оставаясь далее почти пропорциональным глубине, быстро приобретает значительную величину. Лодка, затонувшая даже на небольшой глубине в 50—60 м, испытывает уже колоссальное давление в 5—6 атм. на единицу поверхности своего прочного корпуса.

С самолета почти всегда можно спрыгнуть вниз — корпус его открыт сверху или легко открывается (двери, люки). Иное дело в погруженной подводной лодке. Там тоже есть люки, но их открыть можно только с помощью специального приема, так как на них давит вода с силой в несколько десятков тонн. Возьмем для примера люк с крышкой, имеющей площадь 0,5 квадратных метров. На глубине в 50 м такая крышка будет прижиматься водой с силой в 25 т (0,5 м² = 5 000 см²; давление 5 атм. = 5 кг/см²; 5 000 см² = 25 000 кг = 25 т), а на глубине в 100 м —  с силой в 50 т. Очевидно, открыть в этих условиях люк — дело чрезвычайно трудное. Но даже если мы и сумели открыть люк, например, противопоставив внутри отсека лодки такое же давление, дело еще не решено, — вода со страшной силой порвется через него в лодку, замещая выходящий через люк воздух, и может причинить серьезное повреждение людям в отсеке. Все это приводит к выводу, что проблема спасения команды подводной лодки в случае аварии выглядит значительно сложнее, чем прыжок с парашютом при аварии самолета.

Прежде чем показать на отдельных примерах, как можно решать эту проблему, заметим еще, что внутренние помещения подводных лодок сравнительно тесны и каждый лишний килограмм веса и кубический метр пространства, занятый в них подсобными устройствами, может отразиться на боевых свойствах лодки. Поэтому далеко не всякая теоретически осуществимая идея спасательного средства может быть использована на практике.

Теперь рассмотрим, как же все-таки пытались раньше спастись из затонувшей подводной лодки. Примитивнейший способ описан нашим писателем Новиковым-Прибоем в его повести «Подводники». Дадим слово автору:

«Из нашего кубрика можно выбраться только двумя путями: или через носовой люк, или через торпедный аппарат, как когда-то спасся с английской лодки лейтенант Ракитников. Обсуждаем этот вопрос. Выводы у нас получаются очень печальные. Чтобы выбросить человека из торпедного аппарата, нужно страшному давлению воды противопоставить большое давление воздуха (в данном случае глубина была около 30 м, следовательно давление воды равно 3 атм.). А это означает возможную гибель тех из нас, кто нс выдержит давления. Поднимаем головы и жадно смотрим на носовой люк. Как его открыть? И потом — такая тяжесть над нами! С остервенением хлынет море внутрь лодки, заполнит и разорвет наши легкие, прежде чем мы выберемся отсюда. При одной мысли об этом мутится разум».

«Зобов потрясает кулаками и кричит:

— Не будем больше обманывать себя! Пока нас выручат отсюда, будет уже поздно. С нами начинается расправа. А у нас есть средство спастись...

Эти слова огнем обожгли мозг.

— Какое же средство? Говори скорее.

Потянулись все к Зобову.

Едва уясняем его мысль. Наши капковые куртки имеют плавучесть. Каждому нужно одеться. Воздух у нас сильно сжат. Стоит поэтому только открыть носовой люк, как сразу мы вылетим на поверхность моря, точно пробки. Старший офицер добавляет:

— Если уж на то пошло, то нужно еще открыть баллоны со сжатым воздухом. Это облегчит нам поднять крышку над люком...»

...................

«Мы теперь готовы на что угодно. Действуем по определенному плану, одобренному всеми. Прежде всего, тряхнули жребий, в каком порядке должны выбрасываться из лодки. А потом каждый наспех обмотал себе бельем голову, уши, лоб, оставляя открытыми только глаза. Это предохранит нас от ушибов о различные выступающие около люка предметы. В лодке отвернули маховики. Крышка теперь держится только тяжестью столба воды над нею. Остается пустить из баллонов сжатый воздух. Это должен выполнить последний номер нашей очереди — электрик Сидоров.

...................

— Пускай воздух! — громко крикнул старший офицер.

— Есть! — откликнулся из мрака Сидоров.

— Понемногу открывай клапаны!

— Есть!

Во всем носовом отделении забурлила вода. С шумом полетели брызги. Воздух сжимал нас мягким прессом, все сильнее давил на глаза, выжимая слезы, забивал дыхание. Клокотание воды увеличивалось. Мы, как будто, попали в кипящий котел.

Зобов с решимостью начал открывать крышку в люке...

Я плохо отдаю отчет, что произошло в следующий момент. Помню только, как что-то рявкнуло, хлестнуло в уши, оглушило. В глаза ударило мраком, ослепило.

Я остановил, дыхание. Кто-то схватил меня беззубой пастью, смял в комок, выплюнул. Я полетел и завертелся волчком. Потом показалось, что я превратился в мину. Долго пришлось плыть, сверлить воду. В сознании сверкнула последняя вспышка и погасла» (8 человек все же спаслись таким образом от неминуемой смерти в подводной лодке).

*

В данном случае как видно из этого отрывка, спасение было организовано через выходной люк, открыть крышку которого удалось путем уравнения давления внутри и вне лодки. Не забудем при этом, что глубина была 30 м, т. е. не такая уж большая. Давление в 3 атм. человек выдержать все же может, хотя и испытывает от непривычки некоторые болезненные ощущения. Всплыли люди благодаря капковым курткам и пузырю сжатого воздуха в лодке, вытолкнувшему их через открытый люк.

Почему в рассказанном из дореволюционного времени эпизоде не всем удалось благополучно всплыть? Почему в истории подводного плавания известны и другие случаи, в которых говорится, что благополучно покинувшие затонувшую подводную лодку люди, при всплытии на поверхность воды, теряли сознание и умирали?

Дело в том, что человеческий организм, как это теперь известно, легко переносит переход от нормального атмосферного давления (в котором человек обычно находится) к повышенному до сравнительно больших пределов.

Другое дело, когда человек, находившийся под большим давлением, начнет всплывать к поверхности воды и давление окружающей его воды и воздуха — внутри его организма — начнет уменьшаться. Сжатый воздух, которым человек дышал, находясь внутри лодки перед открытием люка, свое давление уравновесил, войдя внутрь легких, во все пустоты черепа, тканей, в кровеносные сосуды, и этим, собственно говоря, и позволил человеку находиться под давлением. Но одновременно этот воздух внутри человека растворяет в крови большое количество азота (азот занимает до 78 процентов состава воздуха). При всплытии «пробкой», о чем как раз говорилось в рассказанном выше эпизоде, от резко снижающегося внешнего и внутреннего давления весь азот в крови немедленно вскипал, образуя пузырьки газа, смертельно действующие на мельчайшие нежные сосуды человеческого тела. Кроме того, сжатый воздух, находящийся внутри легких, не успевая сравняться с уменьшающимся внешним давлением воды, расширялся в груди и разрывал мелкие легочные сосуды; чем больше времени человек находился в атмосфере сжатого воздуха, тем больше его сосуды принимали в себя азота и тем более бурно этот азот вскипал, причиняя смертельные увечья. Очевидно, что из вылетевших «пробкой» на поверхность воды моряков уцелели те, кто выходил из лодки первым; последние — умерли. Из этого следует, что благополучный выход из затонувшей подводной лодки может быть осуществлен только при условии соблюдения вполне определенной скорости подъема к поверхности воды и даже остановок на некоторых глубинах для того, чтобы дать время уравнять внешнее и внутреннее давление, на организм и позволить азоту, выделяющемуся из крови, покинуть кровь с помощью выдыхания. Так поступают водолазы, работающие в последнее время уже на глубинах до 100 метров. Такой медленный подъем требует времени, и спасающийся человек должен иметь при себе прибор для дыхания, полностью изолирующий его от окружающей водяной среды.

В настоящее время имеется в ряде государств значительное количество самых разнообразных по форме и по качеству индивидуальных спасательных приборов, как например, приборы Беллони, Момзена, Дэвиса и многие другие.

Прибор Момзена состоит из резинового мешка плоской прямоугольной формы, внутри которого находится коробка с химическим поглотителем, напоминающая респираторную коробку обычного противогаза. К мешку подведены две резиновых гофрированных трубки, из которых одна сообщается с внутренним пространством мешка, а другая прикреплена герметически к коробке поглотителя. Верхние концы обеих трубок присоединены к дыхательному мундштуку с запирающимся клапаном и приспособлением, называемым загубником. С внешней стороны мешка к его верхним углам прикрепляется шейный ремень; у нижних углов и у середины боковых стенок мешок имеет ремни, соединяющие его с поясницей и ногами. В нижнем углу мешок имеет предохранительный (невозвратный) клапан. Загубник имеет прикрепленную к нему двумя концами резиновую ленту, надевающуюся кругом головы через затылок и притягивающую загубник ко рту. Тут же на тонкой бечевке прикреплен зажим для ноздрей с целью предупреждения от захлебывания водой при нечаянном случае вдоха через нос. На передней стене мешка выше середины находится выпускной клапан для кислорода. Прибор весит в воздухе около 2 килограмм, надежен в действии.

*

Другой образец индивидуально-спасательного прибора-прибор Дэвиса несколько отличается от описанного выше прибора Момзена. Отличие его состоит в том, что он имеет самостоятельный кислородный баллончик, прикрепленный под дном дыхательного мешка, а трубка, соединяющая дыхательный мундштук, только одна и служит одновременно для вдоха и выдоха, протекающих через поглотительную коробку, к которой прикреплена гофрированная трубка. Наполнение дыхательного мешка этого прибора происходит трояко: во-первых, от кислородного баллона внутри лодки, через выпускной клапан с наружным отверстием, выходящим с левой боковой стенки дыхательного мешка, во-вторых, от автономного кислородного баллона, находящегося внизу дыхательного мешка, и, в-третьих, от специально помещаемых внутри дыхательного мешка трех кислородных ампул, которые могут быть приведены в действие простым подламыванием их шеек сквозь стенку мешка. Эти последние ампулы, называемые «оксилетами», служат резервом для того случая, если при подъеме спасающемуся почему-либо не хватало кислорода из основного баллона. Обычно ампулы расходуются тогда, когда спасающийся уже всплыл и естественно израсходовал весь автономный баллончик. По этим же соображениям перед выходом из лодки мешок лучше наполнять из кислородного баллона, находящегося внутри лодки, т. е. действовать так же, как и при использовании прибора Момзена.

Для того, чтобы обеспечить выход людей, надевших индивидуально-спасательные приборы, на современных подлодках имеются специальные устройства, называемые шлюзовыми рубками и тубусами (удлиненные внутрь подлодки шахты выходных люков).

Рисунок изображает одно из помещений подводной лодки. При помощи аппарата Дэвиса люди поочередно покидают лодку.
1 — постоянно открытый большой люк в проницаемой надстройке подлодки во время нахождения ее в море; 2 — поперечная переборка; 3 — проницаемая надстройка; 4 — водонепроницаемая переборка; 5 — прочный корпус; 6 — человек, работающий у клапана спуска; 7 — водонепроницаемые очки; 8 — дыхательная трубка; 9— воздушная камера и мешок плавучести; 10 — щит, развертывающийся подобно шторам на роликах; 11 — человек, поднимающийся на поверхность со спасательным аппаратом Дэвиса последнего типа и со щитом для уменьшения скорости подъема; 12 — дно моря; 13 — заполненная водой надстройка; 14 — открытый люк; 15 — механизм закрывания люка; 16 — шлюзовая камера; 17 — смотрящий внутрь шлюзовой камеры с целью удостовериться в благополучном подъеме; 18 — аварийное помещение; 19 — клапан заполнения.

Устроена шлюзовая рубка следующим образом: имея цилиндрическую форму, она отделена от внутреннего пространства приходящегося под ней отсека подлодки центрального поста — своим днищем, в котором имеется круглый проход, закрываемый герметически прочной крышкой и называемый нижним выходным люком. Вверху рубка имеет выпуклую крышу, в которой также имеется круглый проход наружу, на верхний мостик; этот проход (верхний трубочный люк) также может быть закрыт прочной крышкой. Изнутри лодки в рубку и в самой рубке до верхнего люка имеются два трапа (лестницы) для подъема наверх.

В обычное время такая рубка (обычно называемая боевой рубкой) играет роль непроницаемого прочного колпака, необходимого подводной лодке для целей погружения и подводного плавания. В случае же аварии, когда возникает необходимость личному составу покинуть ее, техника выхода через рубку совершается следующим образом: спасающиеся по одному выходят, становятся в рубке и закрывают за собой нижний люк; верхний люк в это время также закрыт и заперт. Приготовившись к подъему, находящийся в рубке человек отпирает (отдраивает) верхний люк, который теперь будет прижат к месту только наружным давлением окружающей лодку воды. Руководитель выхода, находящийся с очередными людьми на центральном посту, начинает в это время постепенно выпускать внутрь лодки сжатый воздух, открывая клапан внутри центрального поста и наблюдая по манометру величину его давления.

В тот момент, когда давление воздуха внутри рубки и забортное давление воды сравниваются, находящийся в рубке человек заметит это по слабости прижима крышки к своему месту (начнет через герметическую резину просачиваться вода). В этот момент крышка люка должна быть распахнута, и человек из рубки вместе с пузырем воздуха, бывшего в рубке, поднимается наверх, всплывая на поверхность воды. В обычном случае это всплывание произойдет очень быстро, со скоростью пробки. В рубку тем временем, замещая выходящий воздух, вольется вода. Руководитель из центрального поста специальным приводом закроет верхний люк, а воду из рубки откачает насосом с помощью осушительной трубы за борт или же спустит ее внутрь лодки в специальный трюм.

Как только внутри рубки создастся разрежение, наружное давление опять плотно прижмет верхний люк. Для дальнейшего осушения рубки необходимо будет впустить в нее некоторое малое количество воздуха опять-таки по той же трубе. Когда рубка будет пуста (узнать это можно по контрольному кранику в крышке нижнего люка или по осушительной трубе), открывается нижний люк, и следующий очередной человек входит в нее. Весь процесс выхода опять начинается снова, в том же порядке. Последний выходящий из лодки человек, прежде чем войти в рубку и закрыть нижний люк, должен открыть клапан сжатого воздуха и далее поступать, как все предыдущие. Воздух будет выходить из рубки, пока не израсходуется весь. Верхнюю же крышку для дальнейших работ на лодке закроет снаружи водолаз.

Заканчивая этот очерк, заметим, что достаточно совершенные образцы аппаратов для спасания с подводных лодок появились сравнительно недавно и, конечно, еще не исчерпали всех оригинальных идей в области спасания, осуществление которых при современной технике не заставит себя ждать. Однако и сегодня отважные подводники так же хорошо обеспечены средствами личного опасения, как и наши смелые воздушники, снабженные парашютом. И вода и воздух становятся все более и более покорными и послушными стихиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.