В. ВИРГИНСКИЙ
Возникновение в условиях капитализма всякого нового технического средства — будь то железная дорога, воздушный шар или электрический двигатель — связано с ожесточенной общественной борьбой. Находились всегда такие группы господствующего класса, которые отчаянно противились развитию нового изобретения, ибо оно наносило ущерб их частным интересам и лишало возможности получать высокие барыши Под их влиянием находились реакционные ученые и инженеры, доказывавшие «теоретически», что данное техническое нововведение неосуществимо или бесполезно или даже вредно. Эта борьба против новых средств техники находила широкое отражение в многочисленных сатирических произведениях, причем очень часто карикатуры, направленные против данного изобретения, прямо отражали доводы его врагов.
В 1803 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз, которым испытывался на конно-рельсовой дороге в Южном Уэльсе (Англия). Несмотря на хорошие показатели этого паровоза, Тревитика никто из предпринимателей не поддержал, так как паровоз ломал слабый рельсовый путь того времени, а капиталисты еще не решались рисковать, вкладывая свои средства в столь новое дело, как паровой рельсовый транспорт.
В 1814 г. Георг Стефенсон построил свой паровоз «Блюхер» Он вовсе не отличался блестящими качествами, но владельцы угольных копей, где работал Стефенсон, заинтересовались его изобретением, так как нуждались в новом, более мощном средстве перевозки угля. Стефенсон механизировал ряд дорог на окрестных шахтах. Интерес к этому делу повышался.
В 1825 г. под руководством Стефенсона была проведена первая паровая железная дорога Стоктон-Дарлингтон (северная Англия). В 1830 г. была построена дорога между Манчестером и Ливерпулем. С этого времени начинается увлечение железнодорожным строительством не только в Англии, но и в Америке, во Франции и других странах.
Однако тотчас же нашлись ярые противники нового транспорта. Помещики не желали, чтобы их земли пересекались линиями дорог. Владельцы судоходных каналов и конных дорог видели в железнодорожном транспорте опасного конкурента. Они пытались вооружить широкие слои фермерства против железных дорог. Они утверждали, что железные дороги пожрут конный транспорт, сделают ненужными лошадей, разорят торговцев сеном и т. п. Различные сатирические произведения и ядовитые карикатуры часто служили острым оружием в этой ожесточенной борьбе.
|
Железные дороги отроились вначале одноколейными. Это. конечно, было связано с большими неудобствами: на редких разъездах приходилось часами ждать задержавшийся встречный поезд. Вот почему один карикатурист середины XIX века иронически предлагает хозяевам дорог свое изобретение, устраняющее этот недостаток: поезд должен возить над собой помост, на который сможет въехать встречный поезд. |
|
Это бельгийская карикатура 1843 г. Надпись на ней гласит "Бедственное положение дилижансовых лошадей". Лошади ходят безработными. Они вынуждены собирать милостыню игрой на скрипке и акробатическими упражнениями. На них, как на падаль, уже садятся вороны. Хозяева выгоняют их из конюшем за ненадобностью. Внизу изображен поезд "Из Антверпена в Кельн". Изображение паровоза свидетельствует о слабом знакомстве художника с паровозом. |
|
Защитники железных дорог часто прибегали к карикатуре, чтобы высмеять своих врагов. Естественно что многие люди боялись сначала путешествия на поезде, а противники железнодорожного транспорта спекулировали на этом страхе. Эта немецкая карикатура карикатура 30-х годов высмеивает таких трусливых пассажиров. Художник советует им перед поездкой на поезде завертываться на случай крушения в огромные тюфяки. |
|
Эта немецкая карикатура 1849 г. заставляет говорить врагов нового вида транспорта от лица тупого кучера. Разговор происходит между пастором и двумя кучерами по поводу проходящего поезда. ПАСТОР: Теперь-то вы меня поняли? Вам ясно, что собою представляет пар, великое изобретение XIX века, движущее эту машину? КУЧЕР: Да. г-н пастор, но говорите, что хотите, а я знаю, что внутри сидит лошадь! |
|
Многие радикальные журналисты и писатели, видя спекулятивные проделки железнодорожных воротил, расхищающих народные средства, видя, что хозяева дорог не заботятся о безопасности пассажиров, экономят на предохранительных устройствах и т. д., — адресовали свои упреки не хозяевам дорог, а самим дорогам. Эти побуждения, видимо, и заставили одного художника 40-х годов изобразить железную дорогу в виде гусеницы, пожирающей народное богатство |
|
Владение железными дорогами приносило огромные барыши. Тысячи ловких спекулянтов наживались на том. что организовывали железнодорожные акционерные компании. Эта английская карикатура 40-х годов изображает капиталиста, охваченного железнодорожной горячкой, с пачками акций, торчащими из карманов. Здесь художник высмеивает уже не железную дорогу, а железнодорожных спекулянтов. |
|
Некоторые карикатуры носят добродушно-юмористический характер. Так, одна английская карикатура рисует картину будущего, когда железные дороги настолько разовьются, что будут проведены внутри музеев. На карикатуре - посетители Вестминстерского аббатства едут по залам на поезде. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий