Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 декабря 2021

На заре железнодорожного транспорта

В. ВИРГИНСКИЙ

Возникновение в условиях капитализма всякого нового технического средства — будь то железная дорога, воздушный шар или электрический двигатель — связано с ожесточенной общественной борьбой. Находились всегда такие группы господствующего класса, которые отчаянно противились развитию нового изобретения, ибо оно наносило ущерб их частным интересам и лишало возможности получать высокие барыши Под их влиянием находились реакционные ученые и инженеры, доказывавшие «теоретически», что данное техническое нововведение неосуществимо или бесполезно или даже вредно. Эта борьба против новых средств техники находила широкое отражение в многочисленных сатирических произведениях, причем очень часто карикатуры, направленные против данного изобретения, прямо отражали доводы его врагов.

В 1803 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз, которым испытывался на конно-рельсовой дороге в Южном Уэльсе (Англия). Несмотря на хорошие показатели этого паровоза, Тревитика никто из предпринимателей не поддержал, так как паровоз ломал слабый рельсовый путь того времени, а капиталисты еще не решались рисковать, вкладывая свои средства в столь новое дело, как паровой рельсовый транспорт.

В 1814 г. Георг Стефенсон построил свой паровоз «Блюхер» Он вовсе не отличался блестящими качествами, но владельцы угольных копей, где работал Стефенсон, заинтересовались его изобретением, так как нуждались в новом, более мощном средстве перевозки угля. Стефенсон механизировал ряд дорог на окрестных шахтах. Интерес к этому делу повышался.

В 1825 г. под руководством Стефенсона была проведена первая паровая железная дорога Стоктон-Дарлингтон (северная Англия). В 1830 г. была построена дорога между Манчестером и Ливерпулем. С этого времени начинается увлечение железнодорожным строительством не только в Англии, но и в Америке, во Франции и других странах.

Однако тотчас же нашлись ярые противники нового транспорта. Помещики не желали, чтобы их земли пересекались линиями дорог. Владельцы судоходных каналов и конных дорог видели в железнодорожном транспорте опасного конкурента. Они пытались вооружить широкие слои фермерства против железных дорог. Они утверждали, что железные дороги пожрут конный транспорт, сделают ненужными лошадей, разорят торговцев сеном и т. п. Различные сатирические произведения и ядовитые карикатуры часто служили острым оружием в этой ожесточенной борьбе.

Железные дороги отроились вначале одноколейными. Это. конечно, было связано с большими неудобствами: на редких разъездах приходилось часами ждать задержавшийся встречный поезд. Вот почему один карикатурист середины XIX века иронически предлагает хозяевам дорог свое изобретение, устраняющее этот недостаток: поезд должен возить над собой помост, на который сможет въехать встречный поезд.

Это бельгийская карикатура 1843 г. Надпись на ней гласит "Бедственное положение дилижансовых лошадей". Лошади ходят безработными. Они вынуждены собирать милостыню игрой на скрипке и акробатическими упражнениями. На них, как на падаль, уже садятся вороны. Хозяева выгоняют их из конюшем за ненадобностью. Внизу изображен поезд "Из Антверпена в Кельн". Изображение паровоза свидетельствует о слабом знакомстве художника с паровозом.

Защитники железных дорог часто прибегали к карикатуре, чтобы высмеять своих врагов. Естественно что многие люди боялись сначала путешествия на поезде, а противники железнодорожного транспорта спекулировали на этом страхе. Эта немецкая карикатура карикатура 30-х годов высмеивает таких трусливых пассажиров. Художник советует им перед поездкой на поезде завертываться на случай крушения в огромные тюфяки.

Эта немецкая карикатура 1849 г. заставляет говорить врагов нового вида транспорта от лица тупого кучера. Разговор происходит между пастором и двумя кучерами по поводу проходящего поезда.
ПАСТОР: Теперь-то вы меня поняли? Вам ясно, что собою представляет пар, великое изобретение XIX века, движущее эту машину?
КУЧЕР: Да. г-н пастор, но говорите, что хотите, а я знаю, что внутри сидит лошадь!

Многие радикальные журналисты и писатели, видя спекулятивные проделки железнодорожных воротил, расхищающих народные средства, видя, что хозяева дорог не заботятся о безопасности пассажиров, экономят на предохранительных устройствах и т. д., — адресовали свои упреки не хозяевам дорог, а самим дорогам. Эти побуждения, видимо, и заставили одного художника 40-х годов изобразить железную дорогу в виде гусеницы, пожирающей народное богатство

Владение железными дорогами приносило огромные барыши. Тысячи ловких спекулянтов наживались на том. что организовывали железнодорожные акционерные компании. Эта английская карикатура 40-х годов изображает капиталиста, охваченного железнодорожной горячкой, с пачками акций, торчащими из карманов. Здесь художник высмеивает уже не железную дорогу, а железнодорожных спекулянтов.

Некоторые карикатуры носят добродушно-юмористический характер. Так, одна английская карикатура рисует картину будущего, когда железные дороги настолько разовьются, что будут проведены внутри музеев. На карикатуре - посетители Вестминстерского аббатства едут по залам на поезде.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.