Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 декабря 2021

Детские годы парашюта

Широкое внимание к парашюту было привлечено впервые в конце XVIII века, после бессмертных опытов во Франции в 1783 г. двух братьев Монгольфье и физика Шарль с первыми аэростатами (монгольфьеры — баллоны, наполненные гретым, дымным воздухом, а шарльеры — аэростаты с водородом).

Полеты на воздушных шарах, которые повсеместно производились «бродячими» воздухоплавателями, естественно, натолкнули на мысль применить такое простейшее приспособление, как парашют. В самом деле, если простой пузырь носит человека в атмосфере на десятки и сотни километров, то почему нельзя использовать простую зонтичную поверхность для замедленного и спокойного спуска с большой высоты. Первые практические опыты такого рода, документально установленные, производил в 1783 г. одновременно с полетами первых монгольфьеров и шарльеров парижский физик Ленорман.

Он взял два больших дождевых зонта с диаметром раскрытой поверхности в 75 сантиметров, соединил шнурами концы зонтичных спиц с рукоятками и затем, держа по зонту в каждой руке, сделал прыжок с высоты одноэтажного дома. Посадка вышла мягкой, без опасных толчков.

Чтобы определить примерно, как велика должна быть зонтичная поверхность для спуска с больших высот. Ленорман проделал ряд опытов с животными, пользуясь зонтами различных размеров. Учитывая пропорционально вес человека, он пришел к выводу, что при нагрузке в 90—100 килограммов (человек вместе со всем приспособлением) достаточно дать зонтичной поверхности диаметр около четырех с половиной метров, чтобы безопасно спускаться с ее помощью «с высот облаков».

Затем Ленорман построил специальный снаряд — для спуска в воздухе человека, впервые применив к нему сохранившееся до сих пор название — парашют (пара — приставка, указывающая на защиту от чего-либо; шют — падение). Зонтичная поверхность этого парашюта была сделана из бумаги, оклеенной материей. Она имела вид правильного конуса с диаметром основания в 4,5 метра. Высота конуса равнялась 2 метрам. В нижнюю кромку парашютной поверхности была вшита толстая веревка, с которой соединялся ряд подвесных тросов. Эти тросы держали внизу прочную плетенку из ивовых прутьев, которая служила седлом для человека.

На таком парашюте Ленорман сделал 26 декабря 1783 г. публичный спуск с башни парижской обсерватории Монпелье. При этом опыте присутствовал и один из братьев Монгольфье, который, по слухам, тоже занимался раньше прыжками с зонтиками.

*

Таковы официально зарегистрированные испытания парашюта в эпоху появления первых воздушных шаров.

На этом парашюте французский физик Ленорман сделал в 1783 году публичный спуск с башни Парижской обсерватории. Парашют имел вид правильного конуса с диаметром основания в 4,6 метра.

Но в действительности парашют был известен и раньше. В записках многих путешественников, забиравшихся в предшествующие века в дебри первобытных стран, встречаются упоминания, что у некоторых «диких» народов есть обычай развлекаться при торжествах и празднествах прыжками с большой высоты — с обрывов или скал — с помощью больших зонтов. Именно такое сообщение и дало, по утверждению современников, первоначальную мысль для испытаний, которые делал Ленорман.

В Европе первое упоминание о свойствах парашюта можно найти у Леонардо да-Винчи (конец XV века). В его записках, опубликованных только в XIX веке, имеется эскиз, изображающий человека, летящего с парашютом. К этому эскизу приложено краткое объяснение: «имея над собой плотный шатер (палатку) размерами в 12 локтей, можно безбоязненно бросаться с любой высоты, даже очень значительной, не подвергаясь никакой опасности». Если Леонардо да-Винчи не знал о парашютных развлечениях у некоторых восточных народов, то ему по праву принадлежит честь изобретателя парашюта с пирамидальной поверхностью.

Рисунок Леонардо да-Винчи, изображающий человека, летящего с парашютом.

В 1617 г. в техническом обозрении итальянского ученого Фауста Веранцио появилось изображение весьма примитивного парашюта. Поверхность его была изображена в виде простого паруса квадратной формы. В книге ни слова не говорится о том, применялось ли это приспособление на практике. Можно, однако, думать, что оно испытывалось, так как о его назначении указывается совершенно категорически: «летающий человек».

В 1617 году в книге Фауста Веранцио появилось изображение примитивного парашюта. Поверхность его была представлена в виде простого паруса квадратной формы. (Латинская подпись под парусом гласит: летающий человек)

*

Весьма любопытны обстоятельства, при которых парашют получил первое практическое применение. Еще в 1639 году в одном французском романе, вышедшем в Париже, повествуется о герое, который освободился из заточения в башне с помощью приспособления из одеяла, позволившего узнику сделать безопасный прыжок с высоты прямо в объятия друзей, ожидавших его в лодке.

Некоторые писатели утверждают, что подобный случай произошел и на самом деле с неким французом Лавен, который пытался с помощью большого зонта удрать из форта, куда он был заключен.

После опытов Ленормана при всеобщей аэромании того времени мысль о возможности практического применения парашюта как спасательного средства при воздушных шарах всплыла сама собой. Много популяризировал ее в конце XVIII века знаменитый воздухоплаватель Бланшар, который во время своих публичных полетов часто сбрасывал на маленьких парашютах разных животных.

Первый аэростат Бланшара с намертво прикрепленным к нему парашютом (1786 г.). По мысли изобретателя парашют должен был помочь движению аэростата в любом направлении при работе специальных крыльчатых весел. Прыжков с таким парашютом не делалось.

В 1793 г., во время войны французской революционной армии на северном фронте, недалеко от города Шарлеруа производилась разведка с помощью первого военного аэростата «Антрепренон». При этом в руки англичан попали в плен двое видных французских революционеров. Один из них был Друэ, комиссар Северной армии, известный тем, что он первым опознал и задержал короля Людовика XVI при его попытке бежать из Парижа за границу в 1791 г., другой —  Жак Гарнерен — один из инспекторов той же армии, выступавший свидетелем обвинения на процессе жены Людовика XVI Марии-Антуанет, которая была казнена революционным трибуналом в 1793 г.

Оба революционера попали сначала в руки англичан, а потом были переданы австрийцам. В 1794 г. Друз был заключен в крепости Шпильберг, в Моравии, а Гарнерен — в форту Вуде около Будапешта (Венгрия).

Томясь в неволе, Друз решил бежать, прыгнув с крепостной стены при помощи зонтичной поверхности, как это делал Ленорман. Соответствующее приспособление он тайком смастерил себе из нескольких простынь.

«Успешно закончив все приспособления, смелый комиссар отважно спрыгнул однажды темной ночью с высокой стены в глубокий ров. Его «парашют» значительно ослабил падение, но все же при посадке Друз сломал себе ногу; побег оказался невозможным. Возвращенный в тюрьму, Друз был освобожден только через год.

Гарнерен, сидя в таких же условиях, как и Друз, пришел к тому же решению. Однако начатые им приготовления были обнаружены стражей, и все материалы, конечно, отобраны. При более строгом надзоре пленник уже не мог делать новых попыток к побегу с помощью парашюта. Он был освобожден при размене пленными в начале 1797 г.

*

Вернувшись в Париж, Жак Гарнерен стал заниматься летанием на воздушных шарах, и вскоре это стало его профессией. Он и его старший брат Жан Баптист Гарнерен познакомились с физикой под руководством профессора Шарля. Это дало им обоим возможность с большим успехом практически работать в воздухоплавании.

Жак Гарнерен решил испробовать, насколько парашюты могут оказаться применимыми в свободных полетах как спасательное средство для воздухоплавателей в случае аварии в воздухе. Он начал с того, что повторил опыты Бланшара, сбрасывая на парашютах различных животных из корзины воздушного шара. Затем Гарнерен стал делать приготовления к тому, чтобы спуститься самому. Он выкроил и сшил зонтичную поверхность диаметром в 10 метров из 36 шелковых клиньев, сходящихся остриями в центре купола. С нижней стороны в куполе был вшит прочный деревянный обруч, от которого шли вертикально вниз 4 троса длиной по 10 метров. Тросы скреплялись с легкой корзиной. 36 строп связывали корзину с кромкой парашютной поверхности. Такой парашют был подвешен к воздушному шару — баллону, наполненному водородом. При этом было сделано приспособление, позволяющее из корзины отделить парашют от баллона.

Один из способов пользования парашютом при полетах на аэростате: парашют прицеплялся сбоку на баллоне в сложенном виде.

Первое испытание состоялось в парижском парке Монсо 22 октября 1797 г. Некоторые неполадки в материальной части не остановили воздухоплавателя, тем более, что громадная толпа не примирилась бы с лишением ее интересного зрелища. В 5 часов пополудни Гарнерен поднялся на своем оборудованном аэростате, сидя в корзине, на дне которой лежали три мешка балласта. Над его головой спускалась от обруча шелковая ткань со свободно свешивавшимися стропами. На высоте около 600 метров, на виду у всех зрителей Гарнерен перерезал связь, скреплявшую парашют с баллоном. Сложная система сразу разделилась: баллон взлетел вверх, а воздухоплаватель в корзине под сложенным зонтиком камнем полетел вниз...

Над толпой пронесся крик ужаса... Но вот зонтик стал надуваться, вдруг раскрылся весь, и падение сразу замедлилось. Смелый воздухоплаватель победно размахивал в корзине флагом. Однако появилась другая опасность: парашют сильно раскачивался во все стороны, но все кончилось благополучной посадкой. Воздухоплавателю-парашютисту была устроена бурная овация.

Помимо публики, опыт Гарнерена достойно оценила и Парижская академия наук. Доклад о его полете был сделан астрономом Лаланд, который присутствовал на демонстрации в Монсо.

Конструкция парашюта, примененного Гарнереном, сохранилась и в дальнейшем, но с одним усовершенствованием. Чтобы не допускать раскачивания парашюта при спуске, изобретатель сделал в центре купола отверстие с выходящим из него коротким сквозным рукавом. Этим было устранено скопление воздуха под куполом, которое вызывало раскачивание. Были сделаны также и некоторые приспособления, облегчающие раскрытие парашюта.

Парашют Гарнерена (1797 г.), подвешенный в сложенном виде под аэростатом — рисунок в середине. На левом рисунке — вид раскрытого парашюта снизу. На правом рисунке спуск на парашюте.

 *

Парашют сделался скоро спутником воздушного шара при публичных увеселительных полетах. Жаку Гарнерен последовали его брат и жена, потом Мария Бланшар, сделавшаяся тоже профессиональной воздухоплавательницей, затем племянница Элиза Гарнерен и многие другие. Но дальше рамок увеселительного средства дело еще не шло. Были даже сомнения в возможности пользоваться парашютами для спасения воздухоплавателей, поскольку пользование ими в обычных условиях летания на воздушных шарах сильно осложнялось тем, что не было еще специальных приспособлений для удобного выпрыгивания.

Один из способов пользования парашютом при увеселительных полетах в XIX веке. Парашют подвешен в сложенном виде под обручем аэростата.

В XIX веке парашют еще не мог найти своего настоящего применения. Но уже в начале нашего столетия, когда победное шествие авиации стало омрачаться человеческими жертвами, парашют сделался предметом новых испытаний, имевших целью приспособить его для удобного пользования как в корзине аэростата, так и на борту самолета. Некоторые новые парашютные конструкции такого рода уже применялись в мировой войне; им обязаны своим спасением летчики и наблюдатели, прыгавшие с самолетов и змейковых аэростатов при поражении их материальной части огнем противника.

Последующее широкое развитие парашютизма, особенно в нашей стране, превратило парашют в обязательное снаряжение летного состава авиации. А теперь парашют — это не только средство для спасения; он получил и более ответственное и самостоятельное назначение — в качестве средства для выполнения десантных операций.

К. ВЕЙГЕЛИН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.