Полеты на воздушных шарах, которые повсеместно производились
«бродячими» воздухоплавателями, естественно, натолкнули на мысль применить
такое простейшее приспособление, как парашют. В самом деле, если простой пузырь
носит человека в атмосфере на десятки и сотни километров, то почему нельзя
использовать простую зонтичную поверхность для замедленного и спокойного спуска
с большой высоты. Первые практические опыты такого рода, документально
установленные, производил в 1783 г. одновременно с полетами первых
монгольфьеров и шарльеров парижский физик Ленорман.
Он взял два больших дождевых зонта с диаметром раскрытой поверхности в 75 сантиметров, соединил шнурами концы зонтичных спиц с рукоятками и затем, держа по зонту в каждой руке, сделал прыжок с высоты одноэтажного дома. Посадка вышла мягкой, без опасных толчков.
Чтобы определить примерно, как велика должна быть зонтичная
поверхность для спуска с больших высот. Ленорман проделал ряд опытов с
животными, пользуясь зонтами различных размеров. Учитывая пропорционально вес
человека, он пришел к выводу, что при нагрузке в 90—100 килограммов (человек
вместе со всем приспособлением) достаточно дать зонтичной поверхности диаметр около
четырех с половиной метров, чтобы безопасно спускаться с ее помощью «с высот
облаков».
Затем Ленорман построил специальный снаряд — для спуска в
воздухе человека, впервые применив к нему сохранившееся до сих пор название —
парашют (пара — приставка, указывающая на защиту от чего-либо; шют — падение).
Зонтичная поверхность этого парашюта была сделана из бумаги, оклеенной
материей. Она имела вид правильного конуса с диаметром основания в 4,5 метра.
Высота конуса равнялась 2 метрам. В нижнюю кромку парашютной поверхности была
вшита толстая веревка, с которой соединялся ряд подвесных тросов. Эти тросы
держали внизу прочную плетенку из ивовых прутьев, которая служила седлом для
человека.
На таком парашюте Ленорман сделал 26 декабря 1783 г. публичный спуск с башни парижской обсерватории Монпелье. При этом опыте присутствовал и один из братьев Монгольфье, который, по слухам, тоже занимался раньше прыжками с зонтиками.
*
Таковы официально зарегистрированные испытания парашюта в эпоху появления первых воздушных шаров.
На этом парашюте французский физик Ленорман сделал в 1783 году публичный спуск с башни Парижской обсерватории. Парашют имел вид правильного конуса с диаметром основания в 4,6 метра. |
Но в действительности парашют был известен и раньше. В
записках многих путешественников, забиравшихся в предшествующие века в дебри
первобытных стран, встречаются упоминания, что у некоторых «диких» народов есть
обычай развлекаться при торжествах и празднествах прыжками с большой высоты — с
обрывов или скал — с помощью больших зонтов. Именно такое сообщение и дало, по
утверждению современников, первоначальную мысль для испытаний, которые делал
Ленорман.
В Европе первое упоминание о свойствах парашюта можно найти
у Леонардо да-Винчи (конец XV века). В его записках, опубликованных только в
XIX веке, имеется эскиз, изображающий человека, летящего с парашютом. К этому
эскизу приложено краткое объяснение: «имея над собой плотный шатер (палатку)
размерами в 12 локтей, можно безбоязненно бросаться с любой высоты, даже очень
значительной, не подвергаясь никакой опасности». Если Леонардо да-Винчи не знал
о парашютных развлечениях у некоторых восточных народов, то ему по праву
принадлежит честь изобретателя парашюта с пирамидальной поверхностью.
Рисунок Леонардо да-Винчи, изображающий человека, летящего с парашютом. |
В 1617 г. в техническом обозрении итальянского ученого Фауста Веранцио появилось изображение весьма примитивного парашюта. Поверхность его была изображена в виде простого паруса квадратной формы. В книге ни слова не говорится о том, применялось ли это приспособление на практике. Можно, однако, думать, что оно испытывалось, так как о его назначении указывается совершенно категорически: «летающий человек».
*
Весьма любопытны обстоятельства, при которых парашют получил
первое практическое применение. Еще в 1639 году в одном французском романе,
вышедшем в Париже, повествуется о герое, который освободился из заточения в
башне с помощью приспособления из одеяла, позволившего узнику сделать
безопасный прыжок с высоты прямо в объятия друзей, ожидавших его в лодке.
Некоторые писатели утверждают, что подобный случай произошел
и на самом деле с неким французом Лавен, который пытался с помощью большого
зонта удрать из форта, куда он был заключен.
После опытов Ленормана при всеобщей аэромании того времени
мысль о возможности практического применения парашюта как спасательного
средства при воздушных шарах всплыла сама собой. Много популяризировал ее в
конце XVIII века знаменитый воздухоплаватель Бланшар, который во время своих
публичных полетов часто сбрасывал на маленьких парашютах разных животных.
В 1793 г., во время войны французской революционной армии на северном фронте, недалеко от города Шарлеруа производилась разведка с помощью первого военного аэростата «Антрепренон». При этом в руки англичан попали в плен двое видных французских революционеров. Один из них был Друэ, комиссар Северной армии, известный тем, что он первым опознал и задержал короля Людовика XVI при его попытке бежать из Парижа за границу в 1791 г., другой — Жак Гарнерен — один из инспекторов той же армии, выступавший свидетелем обвинения на процессе жены Людовика XVI Марии-Антуанет, которая была казнена революционным трибуналом в 1793 г.
Оба революционера попали сначала в руки англичан, а потом
были переданы австрийцам. В 1794 г. Друз был заключен в крепости Шпильберг, в
Моравии, а Гарнерен — в форту Вуде около Будапешта (Венгрия).
Томясь в неволе, Друз решил бежать, прыгнув с крепостной
стены при помощи зонтичной поверхности, как это делал Ленорман. Соответствующее
приспособление он тайком смастерил себе из нескольких простынь.
«Успешно закончив все приспособления, смелый комиссар отважно
спрыгнул однажды темной ночью с высокой стены в глубокий ров. Его «парашют»
значительно ослабил падение, но все же при посадке Друз сломал себе ногу; побег
оказался невозможным. Возвращенный в тюрьму, Друз был освобожден только через
год.
Гарнерен, сидя в таких же условиях, как и Друз, пришел к
тому же решению. Однако начатые им приготовления были обнаружены стражей, и все
материалы, конечно, отобраны. При более строгом надзоре пленник уже не мог
делать новых попыток к побегу с помощью парашюта. Он был освобожден при размене
пленными в начале 1797 г.
*
Вернувшись в Париж, Жак Гарнерен стал заниматься летанием на
воздушных шарах, и вскоре это стало его профессией. Он и его старший брат Жан
Баптист Гарнерен познакомились с физикой под руководством профессора Шарля. Это
дало им обоим возможность с большим успехом практически работать в
воздухоплавании.
Жак Гарнерен решил испробовать, насколько парашюты могут
оказаться применимыми в свободных полетах как спасательное средство для
воздухоплавателей в случае аварии в воздухе. Он начал с того, что повторил опыты
Бланшара, сбрасывая на парашютах различных животных из корзины воздушного шара.
Затем Гарнерен стал делать приготовления к тому, чтобы спуститься самому. Он
выкроил и сшил зонтичную поверхность диаметром в 10 метров из 36 шелковых
клиньев, сходящихся остриями в центре купола. С нижней стороны в куполе был
вшит прочный деревянный обруч, от которого шли вертикально вниз 4 троса длиной
по 10 метров. Тросы скреплялись с легкой корзиной. 36 строп связывали корзину с
кромкой парашютной поверхности. Такой парашют был подвешен к воздушному шару —
баллону, наполненному водородом. При этом было сделано приспособление,
позволяющее из корзины отделить парашют от баллона.
Один из способов пользования парашютом при полетах на аэростате: парашют прицеплялся сбоку на баллоне в сложенном виде. |
Первое испытание состоялось в парижском парке Монсо 22 октября 1797 г. Некоторые неполадки в материальной части не остановили воздухоплавателя, тем более, что громадная толпа не примирилась бы с лишением ее интересного зрелища. В 5 часов пополудни Гарнерен поднялся на своем оборудованном аэростате, сидя в корзине, на дне которой лежали три мешка балласта. Над его головой спускалась от обруча шелковая ткань со свободно свешивавшимися стропами. На высоте около 600 метров, на виду у всех зрителей Гарнерен перерезал связь, скреплявшую парашют с баллоном. Сложная система сразу разделилась: баллон взлетел вверх, а воздухоплаватель в корзине под сложенным зонтиком камнем полетел вниз...
Над толпой пронесся крик ужаса... Но вот зонтик стал
надуваться, вдруг раскрылся весь, и падение сразу замедлилось. Смелый
воздухоплаватель победно размахивал в корзине флагом. Однако появилась другая
опасность: парашют сильно раскачивался во все стороны, но все кончилось
благополучной посадкой. Воздухоплавателю-парашютисту была устроена бурная
овация.
Помимо публики, опыт Гарнерена достойно оценила и Парижская
академия наук. Доклад о его полете был сделан астрономом Лаланд, который
присутствовал на демонстрации в Монсо.
Конструкция парашюта, примененного Гарнереном, сохранилась и
в дальнейшем, но с одним усовершенствованием. Чтобы не допускать раскачивания
парашюта при спуске, изобретатель сделал в центре купола отверстие с выходящим
из него коротким сквозным рукавом. Этим было устранено скопление воздуха под
куполом, которое вызывало раскачивание. Были сделаны также и некоторые
приспособления, облегчающие раскрытие парашюта.
Парашют Гарнерена (1797 г.), подвешенный в сложенном виде под аэростатом — рисунок в середине. На левом рисунке — вид раскрытого парашюта снизу. На правом рисунке спуск на парашюте. |
Парашют сделался скоро спутником воздушного шара при
публичных увеселительных полетах. Жаку Гарнерен последовали его брат и жена,
потом Мария Бланшар, сделавшаяся тоже профессиональной воздухоплавательницей,
затем племянница Элиза Гарнерен и многие другие. Но дальше рамок
увеселительного средства дело еще не шло. Были даже сомнения в возможности
пользоваться парашютами для спасения воздухоплавателей, поскольку пользование
ими в обычных условиях летания на воздушных шарах сильно осложнялось тем, что
не было еще специальных приспособлений для удобного выпрыгивания.
Один из способов пользования парашютом при увеселительных полетах в XIX веке. Парашют подвешен в сложенном виде под обручем аэростата. |
В XIX веке парашют еще не мог найти своего настоящего применения. Но уже в начале нашего столетия, когда победное шествие авиации стало омрачаться человеческими жертвами, парашют сделался предметом новых испытаний, имевших целью приспособить его для удобного пользования как в корзине аэростата, так и на борту самолета. Некоторые новые парашютные конструкции такого рода уже применялись в мировой войне; им обязаны своим спасением летчики и наблюдатели, прыгавшие с самолетов и змейковых аэростатов при поражении их материальной части огнем противника.
Последующее широкое развитие парашютизма, особенно в нашей
стране, превратило парашют в обязательное снаряжение летного состава авиации. А
теперь парашют — это не только средство для спасения; он получил и более
ответственное и самостоятельное назначение — в качестве средства для выполнения
десантных операций.
К. ВЕЙГЕЛИН.
Комментариев нет:
Отправить комментарий