Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 декабря 2021

Богатства Урала

А. БАРМИН

Уральские горы очень давно стали для человека источником разнообразных минеральных богатств. Археологи нашли в лесах Среднего Урала развалины «вогульских кузниц», в которых, еще до появления на Урале русских, выплавлялись из руды крицы — ноздреватые комки железа. Еще раньше какой-то безымянный народ умел получать медь из окисленных медных руд. Об этом красноречиво рассказывают задымленные камни первобытных плавильных печей около копей. В самих копях обнаруживали не раз кости погибших при обвале рудокопов. их инструменты, обточенные наподобие кирки, оленьи рога или бронзовые ломики. Таким образом предистория уральской металлургии уходит в тысячелетия.

Особенна интенсивно стали разрабатываться недра Урала после освоения края русскими в конце XVIII в. Уже войны времен царя Алексея Михайловича заставили искать на Урале места для постройки заводов. Однако большую часть железа поставляла тогда Руси Швеция.

Петр I как раз со Швецией затеял войну. «Того ради воинского случая доброму железу учинилась скудость». И вот, «чтобы без постороннего свейского железа проняться было мочно», Петр со всей энергией стал развивать горное дело на Урале. Он строил казенные заводы и поощрял раздачей даровых крепостных рук инициативу частных заводчиков.

К концу его царствования у одних только Демидовых было 11 заводов. В течение XVIII в. это число утроилось, и соответственно выросло количество горных заводов других владельцев и казенных. Уже не только железо и медь добывались на Урале. По мере того, как техника предъявляла спрос на новые виды минерального сырья, — новые сотни копей, рудников и приисков появлялись в горах. Железо и золото, медь и самоцветы, каменный уголь и марганец, асбест и мрамор — последовательно обнаруживались и входили в эксплуатацию. За два с четвертью века недра Урала, казалось, были окончательно исчерпаны.

К концу XIX в. центр горного дела переместился с Урала. Черная металлургия юга России вытеснила продукцию уральских домен. Добыча золота в Сибири затмила уральскую. И когда говорили: «каменный уголь, нефть, марганец, никель, алюминий...», то эти слова не вызывали по ассоциации в памяти слово «Урал». Они связывались с югом России, Кавказом и даже с заграницей.

Ошибочно думать, что сливки съедены, и нам осталось снятое молоко. Уральские недра не были истощены. Причины отставания Урала были иные. Их кратко и точно сформулировал Ленин: «...низкая производительность труда, отсталость техники, низкая заработная плата, преобладание ручного производства, примитивная и хищнически-первобытная эксплуатация природных богатств края, монополии, стеснение конкуренции, замкнутость и оторванность от общего торгово-промышленного движения времени...»

Если мы обратимся даже к тем ископаемым, которые издревле добывались на Урале, то должны будем признать, что недра Урала теперь —  после 15 лет разведок советских исследователей и после постановления о создании второй металлургической базы на Востоке — выглядят много богаче, чем во времена уральского «расцвета».

На этом снимке вы видите Уфалейский никелевый завод

*

Железо. Советские геологи пересчитали запасы уральских железных руд и получили цифру в пять раз большую, чем самые оптимистические дореволюционные учетчики. Надо сказать, что в наши дни открыт второй железный Урал. Речь идет о титаномагнетитах. Эти руды, месторождения которых раскинулись на протяжении 700 км, не поддавались плавке и потому даже не считались рудой. А сейчас советская техника предложила сразу несколько решений для использования титаномагнетитов. Их можно предварительно обогащать, удаляя тугоплавкий титанит, и можно плавить при особом составе шихты и особом режиме домны. Уральские заводы-гиганты обеспечены железом на много лет.

Медь. Дореволюционные хищники справлялись только с «богатой» медной рудой. Теперь же «бедные» руды, шедшие в отвал или просто нетронутые, стали главным нашим богатством. Флотационное обогащение произвело революцию в добывании меди. Любопытно, что медь, полученная из бедных колчеданных руд, обойдется даже дешевле меди прежних заводов, а иногда и окажется бесплатной премией. Объясняется это идеей комбинатов. К новым медным заводам присоединяются химические заводы, улавливающие «дым», отходы медеплавильного производства. Красноуральский химический завод, «пристроенный» к печам, даст продукции на сумму, большую, чем будет стоить выплавленная медь.

Каменный уголь. Он на Урале имеется во всех разновидностях — и антрацит в Егоршине, и бурый уголь челябинских копей, и настоящий каменный уголь Кизеловского бассейна. Запасы ископаемых углей очень значительны. Их прирост вполне совпадает с ростом запасов железных руд: за советское время запасы угля увеличены в пять раз. Бурый уголь —  источник электрической энергии для новых уральских заводов и городов.

С Кизеловским же каменным углем выяснились замечательные вещи —  это не просто топливо, а ценнейшая химическая руда. До последнего времени у кизеловского угля была плохая репутация, особенно среди металлургов: он сернистый и сорный. А когда попробовали его очищать и коксовать, оказалось то, что считалось пороком с точки зрения металлурга, стало достоинством для химика. Отходы обогащения — пириты — дают сырье для получения серной кислоты, а отходы коксования — первоисточник бесконечного ряда химических продуктов: сельскохозяйственных удобрений, взрывчатых веществ, медикаментов, красок, нафталина, сахарина, душистых эссенций, масел и пр. При всем этом основной продукт — кокс — прекрасное металлургическое топливо.

Золото. В феврале этого года старательская артель Сурова добыла в Тыелгинском прииске (Южный Урал) за два дня 37,6 кг золота. Один из самородков оказался больше пуда весом. Эта находка не единичная: бригада Пальцева в другом месте извлекла самородок в 13,7 кг; меньших размеров самородки находят десятки. Разве эти самородки-уникум не являются символом золотого дела на Урале. Стоит приложить руки, а уже земля откликается. Разговоры об истощении уральских золотых россыпей неосновательны. Советские геологи обнаружили ряд золотоносных точек и на западном склоне Урала, хотя до сих пор считалось, что золото есть только на восточном склоне. Кроме того, почти совсем не тронуты громадные запасы рудного золота в Березовске, около Свердловска, в Кочкаре и других местах.

Платина. В отношении платины, драгоценнейшего из благородных металлов, Урал продолжает оставаться основным поставщиком мирового рынка.

Асбест. Мировое значение имеет и уральский асбест. Баженовское месторождение (Средний Урал) дает сейчас десятки тысяч тонн текстильных сортов асбеста. Баженовский несгораемый «горный лен» не уступает в качестве ни канадскому, ни южноафриканскому. Кроме баженовских рудников, Урал имеет несколько месторождений — Красноуральское, Алапаевское, Останкинское — запасы которых исчисляются миллионами тонн первосортного асбеста.

Магнезит — огнеупорный материал, который употребляется для футеровки доменных и мартеновских печей. Недалеко от г. Златоуста лежит Саткинское месторождение магнезита — крупнейшее в мире. Его общие запасы — свыше 200 млн т. И это не единственное месторождение на Урале. Остальные не разрабатываются за ненадобностью: Саткинское — удовлетворяет и спрос страны и экспорт за границу.

Хромит. Он известен в СССР только на Урале. Самое мощное его месторождение — Сарановское, но и кроме него найдено до 300 выходов хромитовой руды. Хромит в соединении с железом, никелем, вольфрамом дает прочнейшие сплавы, употребляющиеся в машиностроительном, индустриальном деле и авиапромышленности.

*

Драгоценные и поделочные камни создали Уралу широкую славу во всем мире. Урал богат изумрудами, александритами, турмалинами и т. д. С прошлого года начались большие разведки на самоцветы. Яшмы, мраморы, орлец, малахит — эти камни и без разведок известны на Урале в неограниченном количестве (кроме, пожалуй, последнего) и, несомненно, дадут архитекторам и скульпторам отличный материал для украшения дворцов, общественных зданий, каналов, набережных рек.

Если поставить вопрос, каким полезным ископаемым Урал богаче всего, то ответить придется: калием. А залежи калия открыты на Урале в 1926 г. Залежи калийных солей около Соликамска занимают площадь свыше 1 500 км². Запасы их равны 16 млрд т. — в пять раз больше, чем во всех месторождениях мира, взятых вместе. Это на целое тысячелетие неисчерпаемый источник сельскохозяйственных удобрений.

Магний и алюминий называют металлами будущего, так как техника будущего должна обратиться к легким и прочным сплавам. И как раз для будущего Урал обеспечен лучше всего. Рудой алюминия служат бокситы. Только пять-шесть лет разведываются уральские бокситы, а уже спорят геологи — чего же больше на Урале: железных руд или бокситов?

Уральская нефть! — теперь такое сочетание слов ни для кого уже не удивительно. С 1928 г. на Урале открыта нефть в промышленных количествах. Впервые она показалась из буровой скважины у Чусовских Городков. Затем обнаружено новое самостоятельное месторождение на территории Башкирии у Стерлитамака. На Каме, недалеко от Перми, скважины, заложенные на воду, дали тоже нефть и тоже в значительном количестве, порядка миллионов тонн. Геологи считают возможными находки нефти как во всей полосе от Чусовских Городков до Стерлитамака и далее на юг, так и на восточном склоне Урала — в породах другого, более молодого возраста.

В дореволюционной России совсем не было промышленности никеля. А никель — очень важная составная часть нержавеющих и устойчивых против перегрева и коррозии авиационных сталей. Сейчас на Урале закончен постройкой первый в Союзе никелевый завод производительностью первой очереди в 3 тыс. т металла. Базой завода являются три месторождения в непосредственной близости к заводу.

*

В заключение надо сказать о так называемых редких элементах. Без них немыслима современная техника. Такой, например, элемент как бериллий, будучи добавлен в рессорную сталь, повышает во много раз ее сопротивляемость износу.

На Урале найдены месторождения всех названных редких элементов.

Некоторые редкие элементы найдены на Урале в таком количестве, что и редкими их называть становится неудобным. Например, ванадий. Он получается как отход при обогащении титаномагнетитов, и его можно получать тысячами тонн. При изумительном разнообразии уральских горных пород и минералов о всех редких элементах можно сказать, что не столько они редки, сколько распылены в толщах различных руд. И уж это дело техники с выгодой извлекать их из этих толщ.

Чего же нет на Урале? Двух хороших вещей: олова и алмазов. Впрочем, Урал оказался такой неистощимой сокровищницей, так щедры и порой неожиданны были находки в его недрах, что ни один советский геолог не считает невероятным открытие и этих последних вкладов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Немые свидетели | ТМ 1940-02/03

В. ДЛУГАЧ и С. РОМАНОВ Стряпчий Лафарж медленно умирал. У постели больного старика неотлучно находилась его жена. Из её рук он принимал пищу...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.