В. Э. ПЕТЕРСЕН
Внедрение механического транспорта в арктические экспедиции
дает новое орудие в руки полярников.
В 1930—1931 гг. Вегенер для своей экспедиции в Гренландии
использовал аэросани, как известно меньше зависящие от снежного покрова, чем
другие машины. Движителем аэросаней является пропеллер, который отталкивается
от воздушной среды, тогда как гусеница автомобиля работает путем сцепления со
снежным покровом.
Аэросани Вегенера были построены в Финляндии почти целиком из дерева с мотором Сименс-Шуккерта 112 лош. сил. Конструкция саней была не совсем удачна из-за подвески их на четырех лыжах; мы отказались от четырех лыж благодаря значительному преимуществу более подвижных саней на трех лыжах. Несмотря на этот конструктивный недочет, аэросани проделали большую работу и перевезли 2500 килограммов груза от береговой базы в центральную часть Гренландии.
«Добравшись до склада, мы вдруг услышали гул мотора, — пишет
Вегенер в дневнике, — чудесная музыка! Мы остановились, как вкопанные, и
прислушались с благоговением, пока не кончился пробный пробег. Дважды еще
звучала эта небесная музыка и каждый раз она на меня действовала так, что я
останавливался и слушал, пока не остановится мотор. У меня было такое чувство,
будто мечта превратилась в действительность. Я горжусь аэросанями, ибо они
означают важнейший шаг вперед в полярных исследованиях и именно в связи с
собачьей упряжкой».
«Мы начинаем новую эпоху в полярных исследованиях, — пишет
дальше Вегенер; — удивительно, что после
стольких неудач механизировать транспорт в полярных областях именно нам суждено
проложить этот путь и сделать решающий шаг».
То же испытывали и мы, участники первого опыта применения
советских аэросаней на зимовке в 1932—1933 гг. в Русской гавани Новой Земли при
нашей попытке изучить ледники Новой Земли. Нам результаты работ Вегенера были
тогда неизвестны, однако мы решили использовать аэросани по тем же доводам, что
и Вегенер.
*
Арктическим институтом были получены от ЦАГИ аэросани АНТ-3.
Аэросани не имели рамы, фюзеляж являлся одновременно и рамой. В фюзеляже
расположены три сиденья, одно за другим: первое для водителя, два задних для
пассажиров. Сиденьями служили бензиновые баки. Контрольные приборы
располагались на специальной панели перед водителем. Управление осуществлялось
штурвальным колесом автомобильного типа, необратимым на переднюю лыжу. Две
задних лыжи были расположены по бокам фюзеляжа и имели амортизацию, задняя
посредством полуэллиптической рессоры, передняя — спиральной.
Аэросани АНТ-3, конструкции А. И. Туполева, успешно работают в Арктике. Фото Петерсена |
Винтомоторная группа состояла из трехцилиндрового звездообразного мотора Бристоль «Люцифер» 100 лош. сил, смонтированного на специальной толи. Винг толкающий. Мотор специальных подогревов не имел. Конструкция лыж дифференцированная, хорошо идущая по рыхлому и твердому снегу, причем замечательно была продумана их подвеска и распределение нагрузки.
Удельное давление возрастает к заднему концу, чем и
обусловливается прохождение по очень неровному снежному покрову, по застругам
до 1 метра высотой.
Основным качеством наших аэросаней являлась их хорошая
проходимость, которая, как правило, находится в прямой зависимости от отношения
силы тяги винта к весу аэросаней.
При поездках по материковому льду саням с нагрузкой около 1
тонны приходилось встречаться с большими, длинными подъемами, доходящими до
18°.
*
Низкая температура, особенно при ветре, хотя бы небольшом,
создавала тяжелые условия для запуска мотора.
Иногда ветры, которыми так славится Арктика, в особенности
Новая Земля, не давали вовсе пустить мотор.
Во время штормовых ветров забивался в мотор снег с мелкой
пылью, которая осаждалась на ходовых частях; эти пылевые ванны могли быть
пагубны для авиамотора. Как мы ни покрывали мотор капотом, снег с пылью все
равно попадал под капот, и практика показала, что если оставлять мотор
непокрытым, снега забивалось значительно меньше и его выдувало тем же ветром.
Иногда, при хорошей видимости на большое расстояние, вблизи
не было ничего видно вследствие рассеянного света, белизны снежного покрова и
отсутствия теней. Были случаи, когда мы предполагали, что аэросани
остановились, а на деле они двигались, и человек, который сходил с саней падал.
Неожиданно, перед нами вырастала гора, и казалось, что мы
неизбежно должны разбиться, но гора оказывалась тенью облаков.
*
Перед собачьим транспортом аэросани имеют ряд достоинств. Во
время стоянок отпадают заботы о корме.
Если проф. Визе на собаках пересек Новую Землю в течение
суток, то на аэросанях мы проделали этот путь в более северном районе за 62
минуты.
Аэросани могут проходить по гладкому льду, с крупными
застругами, переходят через трещины во льду, занесенные снегом.
Дефекты их: сложна заводка мотора, большая скорость в
условиях плохой видимости в Арктике может сыграть отрицательную роль; сложность
обращения требует квалифицированного персонала.
Проходимость аэросаней не уступает проходимости собачьей
упряжки с грузом.
Замерзший металл сжигает кожу на руках. Мороз сковывает сердце машины. Запустить здесь мотор — трудная задача (Бухта Тикси). Фото И. Штерцера |
Комментариев нет:
Отправить комментарий