Инж. А. ДУБРАВИН
Полярные корабли делятся, по своему назначению и конструкции, на ряд основных типов.
Линейные ледоколы («Красин», «Ермак», «Ленин») предназначены для активного ледового плавания путем форсирования льда и проводки караванов судов и отдельных кораблей. Вспомогательные ледоколы («Красный Октябрь», «Трувор», «Давыдов») также приспособлены для активного плавания, но в более слабых льдах и для менее ответственных ледовых операций. Они выполняют подсобную работу при линейных ледоколах.
Ледокольные суда («Садко», «Малыгин», «Сибиряков») маневрируют во льдах и форсируют его в пределах, обусловленных мощностью машин, формой, а также прочностью корпуса корабля. Ледокольные суда используются для экспедиционно-исследовательских целей и перевозки людей и грузов, строительства наших полярных станций и хозяйственных центров. В зимнее время корабли используются для зверобойных промыслов.
Теоретический чертеж формы корабля "Садко" для изучения группировки льдов вокруг корпуса. Фото В. Петерсена |
Суда «Анадырь», «Сталинград», «Ставрополь», «Искра» являются судами обычного типа, но имеют некоторое подкрепление для ледового плавания.
Особое место занимают гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач», построенные в Ленинграде в 1909 г. Эти суда в 1914— 1915 гг. прошли из Владивостока в Архангельск, имея одну зимовку у западного берега Таймырского архипелага. Во время гражданской войны «Вайгач» затонул в Енисейском заливе, а «Таймыр» до сего времени плавает в Полярном море и в этом году занес гидрографический флаг нашей родины на 82°11" северной широты к северу от Земли Франца-Иосифа.
Краснознаменный ледорез «Ф. Литке» форсирует льды, разрезая их (ледоколы подминают лед под себя).
Экспериментальное исследование поведения судов во льдах было начато еще С. О. Макаровым на «Ермаке» в 1900 г., и результаты этих немногочисленных наблюдений обрабатывались акад. А. Н. Крыловым. Эти исследования послужили материалом при проектировании ледоколов. Дальнейшее исследование судов в Полярном море было начато А. И. Дубравиным в 1929 г. на «Ставрополе», зимовавшем у мыса Отто Шмидта. В высокоширотной экспедиции на «Садко» в 1935 г. в числе других исследовательских работ было исследовано поведение корабля.
На связях корпуса корабля на металле были установлены специальные приемники, весьма чувствительные электрические приборы, связанные проводами с центральным постом. В некоторых местах корабля, наиболее интересных для исследования его движения, были установлены приборы, дающие возможность исследовать элементы подъема и опускания корабля при восхождении на лед, качку и тряску корабля.
Все влияния льда и волн регистрировались в центральном посту.
Основным прибором, воспринимающим динамические нагрузки (удары и быстро действующие усилия льда и волн), был осциллограф — производства Сейсмологического института Академии наук СССР.
Принцип прибора заключается в комбинации электрических приемников, — точных гальванометров с оптической системой, передающей колебания гальванометра на светочувствительную ленту. Возможно производить наблюдения и в матовом стекле, где видны отражения светящихся точек гальванометра, которые перемещаются соответственно ударам льда о корпус корабля, тряске и качке.
Приемник со струной для измерения с помощью звука деформации корпуса корабля. |
Электрический приемник, устанавливаемый на металле корпуса для исследования ударов. Приемник работает на осциллограф. |
Кроме этого на «Садко» исследовалась деформация судна при помощи колебания струн. Такие струны устанавливаются на металле корпуса и после растяжения или сжатия меняют свою звук, вызываемый электромагнитным щипком, заставляющим колебаться струну. Если такое колебание струн сравнивать с эталонной струной, то этим можно измерить изменение длины струны по тону колебания и знать расширение и сжатие металла.
Чтобы получить общую картину группировки льдов у корпуса корабля, было исследовано продвижение корпуса корабля с помощью киносъемки. На одном из бортов корабля был нанесен теоретический чертеж, характеризующий форму корабля. При своем продвижении льды группируются в различных местах корабля и по высоте корпуса. Такая группировка в особо тяжелых условиях фиксировалась киноаппаратами с двух площадок корабля, выступающих от борта на 3—4 метра.
Наблюдения в центральном посту и на наружной части корпуса дали полную картину работы корпуса и механизмов корабля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий