Ватерщица Краснопресненской трехгорной мануфактуры Мария Александровна Клокова, награжденная недавно орденом Трудового Красного знамени, родилась в Едрове. В том самом Едрове, где знаменитый русский писатель Радищев задумался над судьбой крестьянской девушки Аннушки. Узнав, что у нее есть жених и что он «хочет идти на барках в Питер в работу», Радищев воскликнул:
— Не пускай его! Он идет на свою гибель. Там он научится пьянствовать... и тебя любить перестанет.
«Ах, барин, не стращай меня, — сказала Анюта, почти заплакав».
Вот о чем можно было поговорить с девушкой из Едрова не только полтора века назад, во времена Радищева, но и еще совсем недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад.
Сейчас на вопрос, заданный Радищевым Аннушке — «...Я хотел бы знать, есть ли у тебя отец и мать, как ты живешь, богато или убого, весело ли...» («Путешествие из Петербурга в Москву». Глава о Едрове), — ее землячка отвечает так:
— Мне 19 лет. Родилась я в 1916 году в селе Едрово Валдайского района Ленинградской области. Отец мой был столяр. Он ходил работать на окрестные заводы, а я помогала матери по дому. Потом поступила в сельскую школу. Окончила я ее двенадцати лет. Тяжелое это было время: отец болел и очень .мучился (у него был туберкулез), а мать перебивалась кое-как, стремясь дать отцу необходимое питание. Вскоре отец умер. Это было в 1931 году, а следом за ним умерла от паралича сердца и мать. Я осталась одна и поехала в Ленинград к брату, который в ту пору овдовел. Ухаживала за его детьми, но вскоре мне это надоело.
Я решила встать на самостоятельный путь, — решила обязательно учиться и написала об этом сестре, которая служила тогда в Москве домработницей. Сестра ответила: «Приезжай, но если в ФЗУ не примут, пойдешь в няньки». Она не надеялась на мои знания. Но я-то твердо решила поступить в ФЗУ и поступила. Здесь же вступила в комсомол.
Началась учеба. День мы занимались, день работали. Я занималась с удовольствием. Оценки имела хорошие и отличные. По общественной линии вела работу в массовом секторе ячейки. В январе 1934 года я уже перешла на постоянную работу в цех.
В ФЗУ нас учили работать на утке, а в цехе меня поставили на основу. Две недели привыкала к шпулям, а потом назначили меня работать на ватера. Вот уже два года, как я на ватерах работаю. Сначала работала на четырех сторонках.
С 1935 года меня поставили к машине с прибором Касабланка. Я уже не нуждалась в инструкторе — машину знала хорошо. Но теперь уже четыре сторонки меня не удовлетворяли и я сказала:
— Дайте мне еще две сторонки, чтобы мне без дела не ходить.
Через несколько дней дали шесть сторонок, — справилась и еще успевала низа обмахивать. Так за год до стахановского движения я уже чувствовала необходимость уплотнить свой рабочий день и увеличить производительность своего труда:
Но особенно мне запомнился день 14 сентября. Придя на работу, я увидела, что моя сменщица Бокарева работает на восьми сторонках, и решила в тот же день побить ее рекорд. Взяла десять сторонок, тут же сама выбрала себе маршрут.
Через месяц была приглашена в Кремль на совещание стахановцев. Видела и слышала вождей. С совещания я ушла полная решимости работать еще лучше.
В ночь на 9 декабря я работала в ночной смене. Утром моя сменщица Евреева сообщила о том, что я награждена орденом Трудового Красного знамени. Я была в восторге от такой высокой награды и решила оправдать оказанную мне честь: тут же подала заявление о переходе с 10 на 12 сторонок. Но 12 сторонок — не предел. В дальнейшем думаю добиться еще более высоких показателей.
Сейчас я готовлюсь в Промакадемию. Для этого ко мне специально прикреплены педагоги.
Зарабатываю хорошо. Мой заработок достиг 390 рублей. Это позволяет мне ходить в театры, кино. Живу не скучно. Живем мы дружной семьей — шесть девушек. Жизнь моя пошла по рельсам нового счастья, которое несут нам наша партия и наш любимый вождь товарищ Сталин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий