Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 октября 2021

Полярные станции СССР

Проф. В. ВИЗЕ

Еще в 1875 г. инициатор «Первого международного полярного года» (в 1882—1883 гг.) Карл Вейпрехт указал, что «для метеорологии изучение условий вблизи окруженных льдом полюсов является чрезвычайно важным, так как движение атмосферы на земном шаре в сущности сводится к обмену между холодным воздухом над полюсами и теплым над экватором».

В XX веке это положение было развито знаменитым норвежским ученым Бьеркнесом, создавшим теорию «полярного фронта». Под полярным фронтом понимают плоскость, разделяющую холодный воздух полярного происхождения от теплого воздуха южного происхождения; пересечение этой плоскости с земной поверхностью дает линию полярного фронта. Бьеркнес показал также, что возникновение и передвижение больших атмосферных вихрей, известных под названием циклонов, находится в самой тесной связи с полярным фронтом. А так как изменения погоды в умеренных широтах определяются по преимуществу прохождениями циклонов, то для предсказания погоды необходимо следить за полярным фронтом и за взаимодействием между полярным и тропическим воздухом.

Это можно выяснить при помощи достаточно густой сети метеорологических станций, производящих наблюдения над погодой и передающих их по радио и телеграфу в центральные обсерватории, где на основании полученных сведений составляются «синоптические карты», дающие картину состояния погоды на обширном пространстве в определенный момент. К анализу этих карт и сводится предсказание погоды.

Устройство метеорологических станций на материке и получение с них сведений при помощи проволочного телеграфа не представляло особых затруднений. Иначе обстояло с полярной областью, откуда получить своевременно необходимые для службы погоды наблюдения было очень трудно. Только один полярный остров — Исландии — был связан с континентом подводным кабелем, по которому метеорологические станции Исландии сообщали в обсерватории Европы и Америки свои наблюдения над погодой. Вся остальная часть Арктики оставалась на синоптических картах белым пятном. Это чрезвычайно затрудняло предсказание погоды, ибо не позволяло своевременно улавливать исходящие из полярной области потоки холодного воздуха.

*

Но вот появился беспроволочный радиотелеграф. Это изобретение произвело переворот в деле предсказания погоды. Теперь обсерватории могли получать наблюдения как с плавающих в океане судов, так и из полярной области. Естественно, что все страны, имеющие владения в Арктике, были заинтересованы в устройстве на полярных островах метеорологических радиостанций. Первая такая станция была устроена на Шпицбергене Норвегией в 1912 г.

В следующем году была открыта первая русская полярная радиостанция — в восточном устье пролива Югорский Шар, а вскоре появились еще три русских полярных станции — на острове Вайгач, .в Маре Сале (западное побережье Ямала) и на острове Диксон. Устройством этих четырех полярных радиостанций и ограничилось царское правительство. На всем огромном протяжении сибирского побережья от Енисея до Берингова пролива до революции не было ни одной станции.

*

При советской власти строительство полярных метеорологических радиостанций развернулось чрезвычайно широко, особенно после исторического похода «Сибирякова» (1932 г.) и последовавшего за ним постановления правительства о практическом освоении Северного морского пути. В настоящее время число полярных станций в советском секторе Арктики уже перепалило за 40, увеличившись по сравнению с дореволюционным периодом больше чем в десять раз.

Такой сети станций нет ни в одной стране, а поскольку на работе этих станций строится изучение атмосферы полярных районов, наш Союз занимает в этой области ведущее положение.

Хотя основной задачей полярных станций является обслуживание обсерваторий, занимающихся предсказанием погоды, они выполняют и другую исключительно важную задачу — обслуживание навигации по Северному морскому пути. Современное мореплавание уже не мыслится без службы информации и предсказания погоды, безразлично от того, происходит ли оно в открытом океане или замкнутых Черном, Средиземном и других морях.

В полярных морях, с их непрерывно изменяющимся под влиянием метеорологических факторов состоянием льдов, информация о погоде получает для мореплавателя сугубое значение.

Не преувеличивая, можно сказать, что без работы полярных метеорологических рацио-станций не могло быть и речи об установлении сколько-нибудь регулярного судоходства по Северному морскому пути. Поэтому, в разрешении поставленной партией и правительством задачи освоения Северного морского пути полярные станции играют не менее важную роль, чем ледоколы и авиация.

*

Многие из наших полярных станций не ограничиваются производством метеорологических наблюдений. На некоторых из них производятся и другие геофизические наблюдения по весьма обширной программе, почему такие станции и получили название обсерваторий.

У нас в Арктике существует 5 обсерваторий: в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в Маточкином Шаре на Новой Земле, на острове Диксон, на мысе Челюскин и в Уэллепе у Берингова пролива.

В зарубежной Арктике таких обсерваторий только две, обе они построены Данией и находятся на западном берегу Гренландии.

Все наши арктические обсерватории снабжены самопишущими приборами, непрерывно регистрирующими элементы земного магнетизма, колебания которого в Арктике особенно велики.

Работа этих приборов необходима для точного определения геомагнитных элементов, в частности магнитного склонения, имеющего столь важное значение для кораблевождения.

Из других геофизических наблюдений, которые производятся на полярных обсерваториях, можно назвать актинометрические наблюдения над атмосферным электричеством, распространением радиоволн и полярными сияниями.

Весьма большое внимание уделяется на наших полярных станциях изучению свободной атмосферы, представляющему не только очень большой научный интерес, но имеющему — в связи с бурно развивающейся полярной авиацией — и громадное практическое значение. Эти наблюдения производятся при помощи шаров-пилотов, змеев с установленными на них метеорографами (приборами, записывающими состояние метеорологических элементов) и радиозондов проф. Молчанова.

Наблюдение и теодолит за пущенным шаром-пилотом. Фото Болотникова

На станциях, при которых имеются авиабазы (бухта Тихая, мыс Челюскин, мыс Шмидта), исследования свободной атмосферы ведутся также с самолетов.

Многие станции выполняют также гидрологические исследования, из которых наиболее важными являются гидрологические разрезы, состоящие из ряда пунктов, на которых на различных глубинах измеряются температура и соленость морской воды, а иногда и направление и скорость течений. Все станции ведут регулярные наблюдения над состоянием льдов, а на некоторых изучаются также физические, механические и химические свойства морского льда.

Югорский шар. Гидролог пешней пробивает лед для взятия пробы воды.

Однако, перечисленными обширными наблюдениями не ограничивается работа советских полярных станций. Некоторые станции являются настоящими научно-исследовательскими базами, ведущими комплексное изучение окружающего района. На таких станциях производятся не только геофизические наблюдения, но и биологические, геологические, топографические и другие работы.

Мыс Челюскин. Работа с почвенным термометром. Фото Рынейского

*

Первой научно-исследовательской базой в советской Арктике можно считать станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, открытую в 1929 г. и до настоящего времени являющуюся самой северной станцией в мире. Она расположена в северной широте 80°20'. В 1930 г. была открыта новая научно-исследовательская база на островах Сергея Каменева, у западного берега Северной Земли. В первые годы своего существования сотрудники этой станции Г.А. Ушаков и Н.Н. Урванцев произвели исследование и съемку всего архипелага Северной Земли. До работ Ушакова и Урванцева был известен только восточный берег Северной Земли, да и то весьма приближенно.

В 1934 г. станция на островах Сергея Каменева была временно законсервирована, а в 1935 г. появилась новая станция на Северной Земле — на мысе Оловянном в проливе Шокальского. По программе научно-исследовательских баз работают также станции на мысе Челюскина и на мысе Шмидта.

Выполняя обширную научную работу и способствуя освоению необъятных пространств Арктики, наши полярные станции являются форпостами советской культуры на далеком Севере. Эти станции выполняют одну из самых ответственных, но также и самых почетных работ в большевистском наступлении на Арктику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.