Большие успехи и изучении и освоении советского сектора Арктики — прямое следствие пролетарской революции. Только в стране победившего пролетариата, только под руководством коммунистической партии может быть решена задача, оказавшаяся не под силу царскому правительству и капиталистическим странам.
Наличие общего плана научной работы и хозяйственного освоения, тесное единение науки и практики, использование современной мощной техники, рост многочисленных кадров, с энтузиазмом, знанием дела и образцовой преданностью отдающихся работе, огромная поддержка и сочувствие всей общественности, постоянная забота и мудрое руководство со стороны нашей партии — это основные черты нашей работы, отличающие здесь, как и везде, советскую систему от капиталистической.
Я горячо приветствую решение редакции «Техника—молодежи» посвятить очередной номер журнала Арктике и в особенности роли науки и техники в освоении Арктики. Эта тема получает широкое освещение в ряде статей опытных арктических работников разных специальностей. Я остановлюсь лишь на некоторых важнейших вопросах.
Известно, что ограниченная техника XVI— XVIII веков — парусной флот — не позволила осуществить плавание Северным морским путем, хотя тогда уже о нем мечтали английские и голландские купцы и мореплаватели. Девятнадцатый век принес паровой и моторный флот. Новое орудие было успешно применено экспедицией Нансена на «Фраме», Норденшельдом и Амундсеном в Северо-восточном проходе, Амундсеном в Северо-западном проходе (вокруг северного берега Америки).
Но поражает одно обстоятельство: все эти исследователи пользовались самыми маленькими парусно-моторными или парусно-паровыми судами и шхунами с экипажем в 6— 15 человек. Мощная техника — большие пароходы и теплоходы, ледоколы — не применялась.
Причина этого — в самом существе капиталистического строя. Крупные суда — частная собственность, и судовладелец пошлет их только в рейс, приносящий непосредственную прибыль. Вкладывать средства в решение более отдаленных задач — не в духе капиталистов.
*
Очень поучительна история ледокольного флота в царской России. Адмирал Макаров, один из немногих светлых умов в царском флоте, еще в 90-х годах добивался постройки ледокола «Ермак» по своим чертежам. Макаров доказывал, что ледокол сможет обеспечить навигацию к устьям сибирских рек и дойти до полюса «напролом». В этом Макаров ошибался. Льды были еще недостаточно изучены; теперь мы знаем, что ни «Ермак», ни даже вдвое более мощный ледокол не сможет форсировать льдов Центрального Полярного бассейна.
Изучение этого района осуществят не только ледоколы, но и более новая техника: самолеты, дирижабли, а быть может, вездеходы — амфибии, способные переплывать через полыньи.
Однако хотя мечтания Макарова и были преувеличены, он стоял на верном пути. Ледокол, действительно, мог быть и впоследствии, уже при советской власти, оказался великолепным орудием исследования и освоения Арктики. Но царское правительство не пошло навстречу Макарову. После первых не вполне удачных плаваний «Ермак» оставался в Ленинградском порту и лишь изредка выводил из льдов застрявшие пароходы.
Во время мировой империалистической войны царское правительство нуждалось в постоянном подвозе вооружений из Англии к северным портам, на путях к которым меньше угрожали немецкие подводные лодки. Вспомним, что Мурманская железная дорога тогда еще только строилась. Чтобы обеспечить проход в Архангельский порт в зимнее время, были заказаны в Англии и куплены в Канаде и Нью-Фаундленде ледоколы (в том числе нынешние «Красин» и «Ленин») и ледокольные пароходы (нынешние «Садко», «Седов», «Сибиряков», «Малыгин»). Царское правительство сумело и этот мощный ледокольный флот использовать только для подвоза снарядов. Об освоении и изучении Арктики не было и речи.
Очень мало и с большим опозданием царское правительство обратило внимание на указания другого светлого ума того времени — знаменитого химика Менделеева. В своей книге «К познанию России» Менделеев писал, что если бы правительство одну десятую часть того, что стоил Балтийский военный флот, употребило на изучение Ледовитою океана, не было бы Цусимы — флот пошел бы на Дальний Восток Северным морским путем.
Менделеев только отчасти прав. Причины Цусимы гораздо глубже, и флот обреченной монархии был все равно обречен. Но значительная доля правды есть в словах Менделеева. Лишь много лет спустя, после русско-японской войны, царское правительство приступило к изучению Ледовитого океана. Были построены два небольших ледокола «Таймыр» и «Вайгач», специально приспособленные для научной (гидрографической) работы во льдах. С 1912 но 1915 гг. они работали под руководством Вилькицкого в восточной части Арктики и даже прошли, хотя и с зимовкой, Северный морской путь с востока на запад. «Вайгач» погиб во льдах, а «Таймыр» до сих пор работает у нас.
*
Только при советской власти были в полной мере использованы ледоколы. Именно ледоколы дали нам возможность продвинуть научные станции далеко на север, изучить и освоить все острова Ледовитого океана и, наконец, решить задачу нормального плавания по Северному морскому пути. Для этой задачи недостаточно унаследованного ледокольного флота, и по личному предложению т. Сталина наше правительство строит новые мощные ледоколы, гораздо более совершенные, чем «Ермак» и «Красин».
Другим мощным техническим средством является авиация. Здесь нашу работу надо сравнивать не с царской Россией, а с современными капиталистическими странами. Несомненно, в руках американцев, и отчасти норвежцев и итальянцев, авиация сделала много для изучения Арктики и Антарктики. Были совершены перелеты через Северный полюс — Берда, Амундсена, Вилькинсона, Нобиле, а Бердом, сверх того, в течение ряда лет проделана действительно замечательная работа по исследованию южного материка Антарктиды с воздуха.
Однако, особенность капиталистической системы состоит в том, что такие перелеты, как и прежние экспедиции Нансена, Амундсена и других, получают финансовую поддержку только тогда, когда с ними связано ожидание той сенсации, которая позволит заработать на этом деле магнатам прессы. На рискованный перелег через полюс исследователь с величайшим трудом и унижениями соберет средства от газетных трестов и кинокомпаний, но на подлинное, научное изучение Севера пи один капиталист не даст своих средств.
*
Не то у нас. Мы не отказываемся летать через полюс, но не этому придаем главное значение. Авиация служит у нас для всестороннего и сплошного изучения Арктики. Наши самолеты облетали все районы Советского Севера. Они ежегодно производят ледовую разведку для плавающих в Арктике судов, они уже установили связь с самыми глухими точками Севера, доставляя людей и товары всюду, где на Севере начинается новая жизнь. Всем известны героические примеры работы нашей авиации, не буду их повторять, укажу лишь на скромный и прошедший почти незамеченным пример.
В 1934—1935 гг. на Земле Франца-Иосифа были оставлены на зимовку для исследовательской работы самолеты У-2 и Ш-2 с летчиком Валасюк. Летчик Валасюк совершит более 50 полетов, покрывших весь архипелаг Земли Франца-Иосифа. Он подымался на значительную высоту, чтобы при помощи лучших приборов детально изучить распределение атмосферных явлений. Вот эта тщательная и исчерпывающая работа, чуждая рекордсменства и тем не менее требующая громадного умения и смелости, характеризует работу советских пилотов.
После революции существенно изменилась сама организация научных работ на Севере. Чтобы освоить Север, надо начать с тщательного, глубокого, научного изучения, но эпизодические экспедиции, даже такие изумительные, как экспедиция Нансена, не дают достаточных научных результатов. В самом деле, если «Фрам» или другое экспедиционное судно побывало один раз в каком-либо месте Арктики и там в этот день нашло определенную температуру, влажность, состояние льда, можно ли из этого единичного наблюдения делать общие выводы?
*
Мы считаем, что Север должен быть изучен систематически, что наблюдения должны вестись непрерывно по широкой программе. Поэтому мы не ограничиваемся экспедициями, а покрываем Север сетью постоянных научных станций. В таких недоступных ранее местах, как Северная Земля, мыс Челюскин, остров Врангеля, выросли научные обсерватории, оборудованные новейшими научными приборами и связанные достаточно мощными радиостанциями со всем материком, вплоть до Москвы. Густая сеть наших метеостанций вызывает зависть ученых всего мира. Самоотверженная работа наших зимовщиков-полярников дает нам ежедневно подробную картину погоды и распределения льдов.
Но этим роль станций не ограничивается. Они являются базой для геологических, биологических и других исследований прилегающего района. Велика, конечно, и практическая роль полярных станций, обеспечивающих необходимую связь для пароходов и самолетов и для растущих наших северных предприятий. Без сети радиостанций не только судьба челюскинцев на льдине была бы гораздо трагичнее, но и невозможно было бы с такой быстротой взяться за использование естественных богатств Арктики. Радио дает нам возможность конкретно, оперативно руководить нашими горными предприятиями, пушными, рыболовецкими промыслами и культурно-политической работой среди населения.
*
В дальнейших статьях этого номера читатель узнает о разнообразной работе наших ученых на Севере. Без точных карт с глубинами, течениями, магнитными отклонениями невозможно плавать на Севере. Без точного знания ледовой обстановки мы не можем уверенно водить корабли.
Но этого мало. Мы хотим настолько углубиться в изучение моря, льдов и атмосферы, чтобы предсказывать на год вперед ледовую обстановку и в зависимости от этого планировать наши операции. Эта задача уже близка к разрешению благодаря обилию собранного материала.
Но наука на Севере работает не только непосредственно для Севера. Те подробные данные о погоде, которые собирают наши метеорологи, являются самой существенной частью в общем фонде данных, которыми располагает центральное бюро погоды для предсказания погоды как на короткий срок, так и для долгосрочных предсказаний по всему Советскому Союзу. По новейшим научным данным именно Север определяет погоду всего Союза.
Работа в Арктике требует особо квалифицированных кадров. Я имею в виду не только ученых или летчиков, но всех работников Арктики. От такой мелочи, как умение повара вкусно и разнообразно готовить и в должном количестве применить витамины, зависит вся работа полярной станции. От сноровки и изобретательности механика зависит бесперебойность радиосвязи, когда пурга стремится оборвать антенну и когда магнитные бури нарушают связь.
*
Мы не можем пожаловаться на недостаток людей, стремящихся работать в Арктике. Этот наплыв желающих я считаю очень радостным явлением. Наши успехи в Арктике в значительной степени объясняются общественным подъемом, который возник вокруг этого дела. Смелые люди, которых так много в нашей стране, охотно едут в Арктику, где так нужны хладнокровие и смелость. По еще больше нужны нам знания. Поэтому мы стараемся брать наиболее квалифицированных, наиболее опытных товарищей. Выполнение заданий нашей партии в Арктике дает работникам огромную радость и удовлетворение.
Я не побоялся в докладе на Съезде советов сказать, что мы любим и ценим северную романтику, но романтику мы видим не в отсталости, не в пустынности, а в напряженной работе по преодолению этой отсталости и этой пустынности. В хозяйственном освоении открытых наукой огромных просторов не меньше настоящей романтики, чем в экспедициях первых покорителей Севера.
Особенностью нашей работы в Арктике является то, что мы в этот нетронутый край с редким населением, находившимся на ступенях первобытного хозяйства, идем, вооруженные самой совершенной техникой и наукой. Эта черта сказывается во всем.
Строя порт на Севере, где-нибудь на острове Диксон или в Тикси вблизи устья Лены, мы этот, небольшой пока, порт механизируем до конца. Людям на Севере жить еще не легко. Именно там механизация дает исключительный эффект.
В этом 1935 г. мы могли с радостью рапортовать партии и правительству, что успешно началась эксплуатация Северного морского пути.
Тем не менее в Арктике остается еще очень много нерешенных научных и технических задач.
*
Мы вновь и вновь будем посылать такие экспедиции, как замечательная экспедиция «Садко», мы будем расширять и улучшать работу наших станций.
Прекрасный опыт советских рудников на Шпицбергене облегчает нам создание горной промышленности во многий местах Арктики.
Кроме ледоколов, нам нужны различные тины морских и речных судов, приспособленных к Арктике.
Нам нужны специальные арктические типы самолетов (один такой самолет сейчас заканчивается постройкой по идее т. Чухновского).
Нам нужны арктические вездеходы, первый опыт работы которых дал очень благоприятные результаты.
Нам нужны новые приборы и приемы исследования, вроде радиозонда проф. Молчанова.
Нам нужны рациональные способы использования свободных источников энергии — ветряные двигатели, электродвигатели, работающие на разнице температур морской воды и морозного воздуха.
Нам нужны самые совершенные орудия лова рыбы и морского зверя и пушных животных для подъема благосостояния северных народов.
Советская страна победоносно осваивает Арктику. Это дело пользуется исключительной поддержкой всей страны, исключительной заботой нашей партии. В него вовлечено много ученых, моряков, летчиков, специалистов различных отраслей. Нам нужно еще больше специалистов, еще лучшее техническое вооружение.
Нужно, чтобы научная и техническая мысль засверкала новыми изобретениями, новыми приемами и результатами, так, как она может сверкать только в нашей стране!
Комментариев нет:
Отправить комментарий