Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 сентября 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1935-10

2 октября 1820 г. Ампер делал доклад в Академии Наук в Париже о своей теории электромагнетизма (действие тока на магнитную стрелку). Он предложил правило, носящее до сих пор его имя («правило правой руки») и служащее для того, чтобы узнать, в каком направлении отклонится стрелка под влиянием тока. Кроме того он указал, что отклонение магнитной стрелки под влиянием тока можно использовать в качестве телеграфа (заметив, что эту мысль подал ему Лаплас), при чем число стрелок будет равно числу букв алфавита. Исполнилось 115 лет, как впервые высказана идея об электромагнитном телеграфе, который получил такое широкие распространение.

3 октября 1785 г., т. е. ровно 150 лет тому назад в Германии был впервые совершен публичный полет на воздушном шаре. Полет совершал знаменитый в то время французский пилот Бланшар. Подъем на шаре происходил в г. Франкфурт-на-Майне и продолжался 39 минут. Бланшар опустился далеко за городом. Во время полета он демонстрировал впервые в Германии парашют, спустив на нем собачку. Во Франции первый воздушный полет был совершен за два года до этого, в 1783 году.

5 октября 1905 г., два американца — братья Райт — закончили испытания первого практически годного аэроплана, который облетывался ими в течение около двух лет. В этот день Вильбур Райт продержался в воздухе непрерывно 38 минут 33 секунды, покрыв дистанцию около 39 километров. После такого успеха братья сочли опыты законченными и, заколотив самолет наглухо в ящик, приступили к коммерческой реализации своего исключительного изобретения. Однако, переговоры потребовали времени еще больше, чем летные испытания, так как с одной стороны никто не доверялся «американской птице» (газетная «утка»), а с другой стороны изобретатели хотели получить за свой секрет слишком большую сумму. Только в 1908 году, когда начали делать взлеты первые французские авиаторы, братья Райт сумели запродать свои патенты группе французских предпринимателей и военному ведомству США. Появившись во Франции ранней осенью 1908 года, райтовская птица дала в воздухе показатели много лучшие по сравнению с достижениями французов. При синтезе американской конструкции с французскими и был создан в основе современный самолет. Аэроплан братьев Райт в 1905 г. имел бипланную коробку крыльев, с полозьями без всякой амортизации и автомобильного типа 4-цилиндровый мотор в 24 лош. силы, вращавший от одной цепной передачи два винта позади крыльев.

7 октября 1885 г. родился известный датский физик Нильс Бор, который состоит почетным членом нашей Союзной Академии наук. Бор получил мировую известность после опубликования в 1913 г. своей теории атома, которая во многом подтвердилась. Впервые мы узнали, что атом — сложная система, напоминающая солнечную. Поэтому 1913 год следует считать началом новейшей истории физики. Нильсу Бору исполнилось 50 лет.
Нильс Бор


17 октября 1855 г. во Франции была закончена постройкой «плавучая батарея», которая и применена во время Крымской войны. Это была первая попытка построить броненосец. Опыт оправдался во время штурма русской крепости Кинбурн (Крым). В этом же году было приступлено к постройке уже настоящего «броненосца». Этот первый французский броненосец получил название «Слава» («La Gloire»). Он был спущен на воду в 1859 году. Примеру французов последовали и англичане.
Французский броненосец "Слава". 1859 г.


18 октября 1856 г. во время осады крепости Кинбурн, англичане впервые в истории войн применили вольтову дугу, построив огромные прожектора. Во время штурма они «ослепляли» электрическим светом наши войска.

18 октября 1885 г. в Петербурге состоялся первый свободный полет военного аэростата «Сокол», который поступил на вооружение русской армии в составе учебной воздухоплавательной команды. Первая материальная часть для воздухоплавательной команды, два сферических аэростата и газодобыва-тельные аппараты были приобретены во Франции. После ряда привязных подъемов состоялся первый полет на шаре «Сокол» при участии пилота Рудольфи и начальника команды поручика Кованько.

21 октября 1920 г. германский изобретатель майор Билан в Берлине взял патент на улучшение крыльев ветряной мельницы. Мельничные крылья на протяжении многих веков оставались без изменения. И только в связи с успехами аэродинамики техники поняли, что и в этом направлении могут быть произведены улучшения. «Ветряная мельница» Билана представляет собой огромные пропеллеры такие же, как и те, что применяются в авиации. Билан назвал свой новый двигатель, далеко превосходящий по своей производительности обыкновенную ветряную мельницу, — «вентимотором» (двигателем ветра).
Вид реконструированной ветряной мельницы


23 октября 1880 г., в Париже состоялось открытие первой электро-технической выставки. С развитием промышленности выставки сделались с середины 19 века наглядными демонстрациями промышленных и технических достижений всех народов и рынком для заключения торговых сделок. Первые всемирные выставки имели место в Лондоне (1851, 1862 гг.), в Париже (1855, 1867, 1878 гг.), в Вене (1873 год), Филадельфии (САСШ —  1876), в Сиднее (Австралия, 1879 и 1886 гг.) в Мельбурне (специально электротехническая — 1888 г.), в Москве (1882) и др.
В 1851 году в Лондоне состоялась первая всемирная выставка промышленности. В связи с бурным успехом машин на выставке в прессе были помещены многочисленные отклики. В одном из журналов появилась карикатура, изображающая "цивилизационную паровую машину": дикари, бросаемые в приемник, выходят из машины (справа) стопроцентными европейцами.


23 октября 1865 г., т. е. ровно 70 лет тому назад Юз взял патент на свой буквопечатающий телеграф. В отличие от телеграфа Морзе в нем передаются не знаки, а буквы и на станции получения телеграмма отпечатывается на лепте, которая наклеивается на бланк и передается адресату.
Буквопечатающий телеграф Юза


24 октября 1800 г. француз Перье получил патент на применение паровой машины для перевозки угля. В 18 веке паровые машины, преимущественно атмосферического типа Ньюкомена, применялись исключительно для выкачки воды из угольных копей и шахт в горных разработках. Усовершенствования, внесенные в паровую машину Джемсом Уаттом, позволили найти ей и другое применение как в транспорте, так и в стационарных установках на промышленных предприятиях. Патент Перье был одной из первых вех на победном пути паровой машины.

27 октября 1845 г. умер французский физик Жан Жарль Пельтье, открывший в 1834 году — явление, носящее его имя («эффект Пельтье»). Явление это состоит в том, что при прохождении тока через цепь, содержащую различные металлы, в местах спая наблюдается нагревание или охлаждение в зависимости от направления тока. Пользуясь этим явлением Ленц, например, при помощи тока заморозил воду.
Пельтье до 30 лет был часовщиком, а затем бросил это ремесло и занялся как любитель физикой. «Явление Пельтье» долгое время было загадкой, только с развитием электронной теории оно было объяснено.

31 октября 1835 г. т. е. ровно сто лет тому назад, в Берлине родился известный химик Адольф Байер, удостоенный в 1905 году нобелевской премии по классу химии. Одна из крупнейших заслуг Байера — его работа по созданию синтетического (химически изготовленного) индиго. Индиго — это растение, издавна культивируемое в восточных странах — преимущественно в восточной Индии — ради его ценных окрашивающих свойств. В качестве прекрасных естественных красителей (темно-синий цвет) для тканей, равно бумажных и шерстяных, индиго широко ввозился в Европу, начиная с 16 века. Байер сумел в 1880 году синтезировать индиго, разработав метод его промышленного производства. В конце 19 века искусственный индиго появляется на мировом рынке и начинает играть крупную роль в химической промышленности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.