Ежедневно в редакцию приходят письма. Почти все они начинаются со слов: «Уважаемый редактор!» или просто: «Дорогие товарищи!»...
Читатели требуют ответа на самые разнообразные вопросы. Где можно купить подшипник? Как можно превратить старую динамо-машину в новый электромотор? Существует ли аппарат, позволяющий подниматься с затонувшей подводной лодки? Когда откроется пассажирское движение по трассе Земля—Марс?
Одни читатели сообщают, что им очень понравилась такая-то статья, очерк или научно-фантастический рассказ. Другие жалуются, что научная статья в таком-то номере несколько трудна, что они не поняли ясно некоторые места. Третьи просят напечатать что-нибудь по металлургии, астрономии и моделированию на дому...
Это — сигналы читателей, посылаемые из самых различных районов, областей и республик нашей страны. По этим сигналам редакция проверяет свою работу, исправляет ошибки и закрепляет достижения. Так журнал находит со своим читателем общий язык.
Мы чутко прислушиваемся к каждому предложению читателей, направленному к улучшению самого существа журнала, его тематики, языка, оформления. Например, многие читатели просили расширить отдел занимательной техники и ввести в программу журнала научную фантастику. С 1935 года занимательной технике редакция уделяет уже больше места. Точно так же в нескольких номерах мы помещали научно-фантастические рассказы. Будем помещать и в дальнейшем.
Читатель М. И. Гуревич (Москва) просил написать «побольше о космических лучах». Мы напечатали обширную статью на эту тему профессора К. П. Яковлева.
Коллектив читателей — горняков шахты им. Чувырина (Донбасс) прислал письмо с просьбой уделить большее внимание военному делу и, в частности, морскому флоту. Просьба эта выполнена.
Многие читатели, в частности т. Шишкин из Сухума, просят помещать материал, посвященный различным самоделкам и моделированию на дому. Такой материал редакция уже подготовляет...
*
Некоторые вопросы читателей, присылаемые в редакцию, имеют общий интерес. На такие вопросы мы будем отвечать не только в личной переписке, но и на страницах журнала.
Письма нескольких товарищей (группа студентов учебного комбината Харьковского тракторного завода, тов. Худокормова из Москвы и др.) показывают, что вопрос занимательной физики «В сквозном колодце», помещенный к номере третьем, не всеми понят правильно. Товарищи видимо не придали достаточного значения фразе: «Вообразите так же, что воздух не сопротивляется вашему падению». Поэтому они, вопреки утверждению автора, считают, будто человек в таком сквозном колодце должен остановиться в центре Земли. Между тем, отсутствие сопротивления воздуха играет здесь весьма существенную роль. Приводим разъяснение по этому поводу Я. Перельмана:
«При отсутствии атмосферы тело, брошенное в сквозной колодец, который прорыт по диаметру Земли, должно пролететь мимо центра как раз настолько же, насколько оно первоначально отстояло от центра: это следует из закона сохранения энергии. Поэтому, в случае отсутствия воздуха качание тела должно длиться не замедляясь — вечно. Присутствие воздуха в колодце совершенно меняет дело. Воздух будет тормозить движение тела, качания будут уменьшать свои размахи, и тело довольно скоро остановится в центре Земли».
Кстати, тов. Худокормова пишет: «Дело в том, что Вы сами говорите: запаса скорости у человека не хватит на то, чтобы как раз донести человека до противоположного конца колодца». Это замечание свидетельствует не об ошибке автора занимательной физики, а о недостаточной внимательности самой т. Худокормовой, — в журнале напечатано, что запаса скорости именно хватит.
*
Тов. Артеменко с автомобильного завода им. Сталина задал весьма интересный вопрос: почему Луна и Солнце при восходе и заходе кажутся нам большими и красными, а по мере поднятия к зениту они уменьшаются и цвет их становится белым?
Вопрос этот мы послали одновременно известному физику-популяризатору Я. И. Перельману и проф. Б. В. Вейнбергу. Вот как объясняется это явление. Когда Солнце находится близко к горизонту, его лучи должны проходить более толстый слой воздуха, который рассеивает в стороны лучи голубые, синие и пропускает лучи желтые, оранжевые, красные. Поэтому до нашего глаза доходят именно эти последние лучи, и Солнце кажется нам красным. То же и с Луной.
Значительно сложнее вопрос об уменьшении чуть ли не в два раза размеров Солнца и Луны по мере приближения их к зениту. Увеличение это только кажущееся, оно является лишь обманом зрения, так как не улавливается никакими приборами. К сожалению, вполне удовлетворительной и общепризнанной теории этого оптического обмана наукой пока еще не предложено. Во всяком случае объяснить его также преломлением лучей в атмосфере нельзя, так как тогда бы оно улавливалось и приборами.
*
Мы провели на московском заводе им. Сталина совместно с Центральной и цеховыми библиотеками завода анкету читательских отзывов о нашем журнале. Хотя сбор анкет еще не вполне закончен, но уже на основании полученного материала можно сделать некоторые выводы.
Какую же оценку журнала дает наш читатель, какие недостатки указывает и на какие вопросы требует ответа?
С чувством глубокого удовлетворения мы можем отметить, что все опрошенные товарищи считают содержание журнала интересным и ценным.
Однако не на этой стороне дела мы хотим остановиться. В журнале еще много недостатков — и в содержании его и в оформлении. Мы должны самым внимательным образом учесть ценнейшие указания читателей, чтобы улучшить журнал и сделать его действительно образцовым популярно-техническим журналом масс молодежи.
Ряд читателей совершенно законно требует создания отдела конструктора, который давал бы материал но вопросам моделирования («Как самому сделать авиамодель, мотор, киноаппарат и пр.»). Все это с чертежами, схемами, формулами. Редакция уже предприняла шаги к организации такого материала. С девятого номера этот отдел вводится.
Общее требование читателей — расширить отдел военной техники. Седьмой-восьмой номер журнала редакция целиком посвящает вопросам военной техники. В дальнейшем место, отведенное военной технике, будет несколько увеличено.
Как быть с радио? Мы получили много пожеланий о введении отдела радио. Но мы должны считаться, во-первых, с фактом, что у нас в Союзе существуют специальные радиожурналы, а во-вторых, с определенным объемом нашего журнала. Поэтому редакция не может осуществить этого пожелания читателей. Время от времени мы будем давать статьи о новейших достижениях радио и в особенности телевидения и телемеханики, которые глубоко интересуют сейчас молодежь.
Тем более мы не можем ввести отдел физкультуры и спорта и шахматно-шашечный отдел.
Иное дело — химия, которая до настоящего времени в журнале почти не освещалась. Химия приобретает все большее и большее значение во всем нашем народном хозяйстве и обороне страны. Редакция уже обратилась к некоторым ученым — химикам и инженерам, работникам химической промышленности и надеется, что с их помощью удастся поставить в журнале и популяризацию вопросов химии.
Авиация, автомобильное дело, станкостроение — любимейшие темы наших читателей. Авиации было посвящено немало статей в журнале, мы будем продолжать это и в дальнейшем. Что же касается автостроения, то здесь журналу придется свою работу значительно расширить и систематически уделять этой теме внимание.
Игры «Эврика» и «Что это такое?» пользуются большой популярностью, как и весь отдел «Занимательной техники».
Редакция учтет замечания читателей о том, чтобы придать «Эврике» более цельный характер, посвящая каждую ее серию какой-нибудь определенной отрасли науки и техники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий