3 июня 1785 г. французский механик Бланшар, увлекшийся воздушными шарами, которые были впервые удачно испытаны в 1783 г. бр. Монгольфье и физиком Шарлем, произвел опыт, сыгравший большую роль в истории парашютного дела. Разъезжая по разным странам как профессиональный воздухоплаватель, Бланшар взял с собой при подъеме небольшой парашют с подвешенной собакой. С высоты в несколько сот метров на глазах громадной толпы Бланшар выбросил своего четвероногого спутника за борт: парашют спускался достаточно медленно и собака приземлилась благополучно. Спуск человека на парашюте с воздуха был совершен лишь через 12 лет: первым решился на это физик-воздухоплаватель Гарнерен, выбросившийся с воздушного шара в 1797 г.
Аэростат Бланшара 1785 г. |
6 июня 1710 г. в маленьком саксонском городе Мейсен (на реке Эльбе) была начата постройка фабрики для выделки белого фарфора по способу, открытому и разработанному в 1708—1709 гг. Бетгером и Чирнхаузом. Родина фарфора — Китай. В Европу китайские фарфоровые изделия стали проникать с XIV в., но способ выделки оставался в тайне. Только в XVII в. в Голландии научились выделывать фаянс, а открытие Бетгера и Чирихауза положило начало фарфоровой промышленности. После мейсенской фабрики, знаменитой своими изделиями (фирма «Сакс» — с фабричным клеймом в виде скрещенных мечей), фарфоровое производство стало культивироваться и в других странах. В 1740 г. около Парижа открылся знаменитый Севрский завод, а в 1744 г. — первый русский фарфоровый завод около Ленинграда, который долгое время обслуживал исключительно царский двор и придворных.
6 июня 1870 г. — 65 лет назад — Грамм взял патент в Англии на динамомашину. Грамм разрешил две важные проблемы тогдашней электротехники. До него не удавалось построить такую машину, которая давала бы постоянный ток не только по направлению, но и по величине. Кольцевой якорь Грамма благодаря своей симметрии разрешал эту задачу, в каком бы положении он ни находился. Кроме того, Грамм устроил свое кольцо из отдельных проволок и тем предотвратил нагревание кольца, что являлось также одной из «болезней», которыми страдала электротехника 60 годов.
Устройство якоря машины Грамма |
12 июня 1835 г.— ровно 100 лет назад — Гаусс и Вебер указали, что электромагнитный телеграф следует использовать в ж.-д. деле, причем обращали внимание, что проводником могут служить рельсы. Впоследствии этим воспользовались и стали протягивать один провод, обнаружив вскоре, что не только рельсы, но вся земля может служить обратным проводом.
14 июня 1910 г. — двадцать пять лет назад — германский инж. Галль, работавший раньше токарем, произвел первое погружение в море на глубину 50 метров в водолазном аппарате для больших глубин. Цель аппарата — дать возможность водолазу работать при нормальном давлении, независимо от глубины погружения. Достигается это применением панцирных колец, соединенных прочными муфтами, которые, выдерживая большие давления воды, позволяют водолазу двигаться и работать под водой. На концах рукавов устроены зацепки, которыми водолаз управляет изнутри. Для глаз устроены спереди и по бокам три иллюминатора из стекол толщиной в 7,5 сантиметра. За спиной водолаза расположены бутыли с кислородом для дыхания и со сжатым воздухом для приобретения сплавной силы при подъеме. Выдыхаемую углекислоту поглощают калиевые патроны. К голове аппарата подведены провода телефона и сигнальной связи. Там же — аппаратура для измерений давления, температуры и пр. Весь аппарат весит около 400 килограммов. В настоящее время в панцирных костюмах погружаются на глубину до 200 метров.
15 июня 1785 г. во французском городе Булонь, на берегу канала Ла-Манш, произошла первая катастрофа воздушного шара с двумя человеческими жертвами. Парижский аптекарь Пилатр де-Розье, дерзнувший двумя годами раньше впервые полететь на воздушном шаре, построенном изобретателями бр. Монгольфье, вызвался совершить более смелый полет — через пролив Ла-Манш. Был построен аэростат комбинированного типа: верхняя часть в виде обычного баллона была наполнена водородом, нижняя — в виде цилиндрической оболочки, непосредственно примыкавшая к верхней, наполнялась согретым воздухом от жаровни в подвешенной корзине. Переправа через канал в Англию была задумана в ответ на перелет, совершенный 7 января того же года французом Бланшар из Дувра (Англия) в Калэ (Франция). Постройка воздушного шара, прозванного по имени изобретателя Розьером, и сборы к перелету шли с февраля, но отсутствие благоприятного ветра не давало возможности выполнить задание. Внутренний смысл всей затеи, субсидированной французским правительством, — показать англичанам, как легко они уязвимы теперь с воздуха. Вынужденный спешить, Розье недостаточно внимательно отнесся к снаряжению. Указания многих друзей воздухоплавателя на пожарную опасность оказались справедливыми: вскоре после подъема водород верхнего баллона загорелся в воздухе от искры, попавшей снизу. Пилатр де-Розье и его спутник Ромэн разбились насмерть.
Воздушный шар Розьера 1785 г. |
16 июня 1615 г. Веранцио получил разрешение на печатание книги «О машинах». Это была первая печатная книга по машиноведению. В недавно выпущенной у нас работе Бека «Очерки по истории машиноведения» (М. 1934) особая глава посвящена сочинению Веранцио и дано много интересных рисунков из этого сочинения.
18 июня 1929 г. в Аугсбурге (Германия) вышел в первый опытный пробег первый автомобиль, построенный известным немецким авиаконструктором Румплером с учетом законов аэродинамики. Открытый кузов автомобиля был сделан в виде лодки, суживающейся сзади и с широкой частью спереди. В этой первой обтекаемой автомашине аэродинамические требования были соблюдены только с боков, сейчас они удовлетворяются и в верхних формах кузова. На больших скоростях машина Румилера показала свои преимущества.
Обтекаемый автомобиль Румплера |
20 июня 1765 г.— 170 лет назад — русский механик Иван Иванович Ползунов закончил все предварительные работы по сооружению паровой машины для мехов. «Машина настолько сильна, — писал Ползунов, — что она может служить для шести или восьми печей». Это были первые «паровые мехи» и первая машина, примененная в металлургии. Машина была пущена уже после смерти Ползунова, который умер 16 мая 1766 г. от чахотки.
Паровая машина Ползунова |
24 июня 1235 г. — этой датой помечен один из древнейших документов о производстве бумаги в Европе. Это договор между хозяином и мастерами. Можно считать твердо установленным, что в 1235 г., т. е. 700 лет назад, уже были бумажные фабрики. Документ был подписан в Генуе (Италия). Вопрос о том, когда начали производить бумагу в Европе, — один из труднейших в истории техники. Это производство заимствовано европейцами от арабов, которые в свою очередь переняли его от китайцев.
25 июня 1800 г. —135 лет назад — был опубликован во Франции декрет о введении метрической системы мер. Метрическая система была разработана специальной комиссией, в которую входили лучшие ученые Франции того времени: Лаплас, Лавуазье, Монж, Араго, Био, Лагранж. Особенности этой системы: простота для запоминания, легкость расчетов и интернациональность.
26 июня 1810 г.—125 лет назад — во Франции умер 70-летний Жозеф Монгольфье, старший из двух братьев, обессмертивших свое имя первыми успешными полетами на шарах, наполненных согретым воздухом (дымом). Жозеф Монгольфье имел и другие изобретения: гидравлический таран (водоподъемник), калориметр и сушилку для фруктов. Последние годы он стоял во главе известного Музея искусств и ремесел в Париже.
24-28 июня 1910 г. в Германии начал совершать полеты первый в мире дирижабль «Дейчланд» для перевозки пассажиров. Это был седьмой по счету дирижабль, построенный на цеппелиновской верфи в Фридрихсгафене (на границе Швейцарии на берегу Боденского озера). По своим размерам (емкость 16 тыс. кубометров) корабль «Дейчланд» был несколько меньше советского полужесткого дирижабля В-6. Мощность моторов была много меньше (345 л. с., а у В-6 — 780 л. с.). 22 июня цеппелин совершил первый рейс с тринадцатью пассажирами в Дюссельдорф (400 километров за 9 час.). Потом стал делать ежедневные увеселительные полеты, поднимая, примерно, по 30 чел. (вместе с экипажем). Семь рейсов были вполне благополучны. Однако 28 июня «Дейчланд» попал в бурю, долго боролся с ней, но вынужден был спуститься в чащу Тевтобургского леса и разбился (человеческих жертв не было).
Комментариев нет:
Отправить комментарий