Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 июня 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1935-05

1 мая 1873 г. была открыта Венская всемирная выставка, где впервые демонстрировалась «обратимость динамо-машины», т. е. было показано, что можно динамо-машину использовать и как источник тока, и как двигатель. Любопытно, что это свойство было известно еще в 1838 г. русскому академику Ленцу, который использовал машину Пикси и как источник тока, и как двигатель, питая ее в последнем случае батареей из гальванических элементов.

2 мая 1800 г. английские ученые Карлис и Никольсон открыли способность воды разлагаться на составные элементы под действием гальванического тока. При этом процессе — электролизе — вода подкисляется серной кислотой, которая выделяет водород как электроположительный элемент на отрицательном электроде. Оставшаяся от разложения часть отнимает от воды водород и снова восстанавливает серную кислоту, в то время как освободившийся от этой последней реакции кислород выделяется на положительном полюсе. Таким образом по существу процесса первичное действие электрический ток оказывает на серную кислоту, а разложение поды является вторичным действием при постоянном восстановлении серной кислоты. Вслед за электролизом воды стали разлагать разные соли, на этом основана гальванопластика: золочение, серебрение, получение оцинкованного железа, типографских клише.

3 мая 1775 г. Парижская академия наук постановила не рассматривать впредь проектов вечных двигателей («перпетуум мобиле»). Однако вечные двигатели продолжали строить повсюду, не исключая и нашей страны, даже в XIX в. Существовавшее до революции «Леденцовское общество» выпустило целую книгу с описанием мнимо-вечных двигателей, предложенных русскими изобретателями.

Древнейшее, дошедшее до нас известие о вечном двигателе, относится к XIII в. Изобретатель этого "перпетуум мобиле" думал что если на подставку А поместить круглый магнит В и заставить его притянуть железный шарик по наклонной пдо;кости EF, nо в точке Е можно устроил, дырку, куда бы шарик проваливался и, защищенный железом, скатывался бы вниз. Как только шарик пройдет через отверстие F, он снова притянется шаром В и т. д. Но магнит должен был вскоре разочаровать изобретателей. Он был слишком слаб и рассчитывать на него как на рабочую силу не пришлось.

5 мая 1835 г. — 100 лет тому назад — была открыта железная дорога Брюссель—Мехельн. Это была первая железная дорога на континенте, до этого была открыта дорога в Англии. Все европейские государства выписывали паровозы из Англии. Первая русская линия была построена даже из заграничного дерева, в котором Россия, казалось бы, никогда не нуждалась.

"Поезд" первой железной дороги на континенте передвигали лошади.

6 мая 1840 г. впервые появились в продаже почтовые марки, предложенные английским почтдиректором Гиллом. Марки на много упростили почтовые операции и вскоре были введены повсеместно. В России они появились в 1848 г.

8 мая 1910 г. в Ленинграде началась «Первая С.-Петербургская авиационная неделя» — первые групповые состязания летчиков. До этого в России демонстрировались лишь полеты отдельных авиаторов. Публика занимала места на ипподроме. который отделялся от авиационного поля полотном железной дороги между двумя заборами. Летчики поднимались с поля, переходили на ипподром к трибунам, там вертелись по кругу, а посадку делали снова на аэродроме, вне видимости зрителей. Участвовало шесть летчиков: бельгийцев, французов, а москвич Н. Е. Попов демонстрировал биплан Райт французской постройки и получил первый приз за высоту. Самолеты были приобретены военным ведомством, а для обучения летному делу во Францию выехало несколько офицеров и солдат. Той же осенью на законченном Коломяжском аэродроме прошли успешные публичные полеты русских летчиков.

Четверть века назад в Петербурге состоялась "Первая авиационная неделя".

11 мая 1775 г. англичанин Джон Гунтер в Лондонском королевском обществе «Академия наук» сделал доклад об открытии электрических органов у некоторых рыб. Это было за пять лет до исторических опытов Гальвани с мускулами препарированных лягушек, после которых впервые стали изучать «гальваническую жидкость» — непрерывно текущий электрический ток. Из рыб с особыми электрическими органами известны породы угрей, сомов и скатов. Органы расположены в разных частях тела и представляют собой обычно мышечные или хрящевые образования с большим количеством нервных волокон. У скатов эти органы (впереди туловища) состоят из многочисленных тесно стоящих призм, имеющих в отдельности пластинчатое строение на подобие вольтова столба. Электрическая энергия таких органов подобна электрическим свойствам мышц и нервов всяких животных организмов. В южных морях есть породы рыб длиной до 2 м при весе 20 кг, которые убивают своей электрической батареей других рыб. Удары опасны и для человека.

14 мая 1885 г., 50 лет тому назад, Эдисон взял патент на «беспроволочный телеграф». Это было за три года до того, как Герцем были открыты электромагнитные волны, на которых и основано современное радио и которые использовали в 1895 г. А. С. Попов и в 1896 г. Маркони. Хотя Эдисон не пользовался для своих передач радиоволнами, все же Маркони при основании в Англии «Общества беспроволочной телеграфии» пришлось купить патент у Эдисона.

15 мая 1900 г. в Германии была открыта первая линия беспроволочного телеграфа Маркони протяжением в 35 км. За три года до этого Маркони успешно вел опытные радиопередачи в Англии на расстоянии 5,6 и 14 км. Маркони впервые использовал в своей системе приемную антенну А. С. Попова как воздушный провод для излучения электромагнитных волн.

Маркони, известный радио-конструктор.

20 мая 1875 г. метрологическая конференция в Париже вынесла решение — учредить Международное бюро мер и весов, которое начало свою работу годом позднее. В 1891 г. между странами-участниками конференции были распределены 31 образцовых эталона метра и килограмма, приготовленных со всей возможной точностью из платины. России достались эталоны метра №№ 11 и 28 и эталоны килограмма №№ 12 и 26. Эти образцы хранятся в Главной палате мер и весов в Ленинграде в особых помещениях, при тщательно регламентированных условиях хранения (температуря, влажность воздуха и т. д.). Одновременно с учреждением палаты в 1899 г. было разрешено применить и России метрические меры в торговых сделках наравне с русскими. После Октябрьской революции метрическая система была введена как обязательная.

21 мая 1925 г., десять лет назад, известный полярный исследователь Роальд Амундсен вылетел к Северному полюсу на двух двухмоторных самолетах Дорнье-Валь. Экипаж каждого самолета состоял из 4 чел. Самолеты могли взять ограниченное количество горючего, рассчитанное в обрез на полет к полюсу и обратно. Экспедиция рискнула отправиться без радио. Через 7—8 часов после вылета один самолет сел на лед из-за неполадок в моторе. Это заставило спуститься и вторую машину. При поездке один из самолетов получил повреждение и экспедиция была вынуждена вернуться. После многодневных тяжелых работ по подготовке стартовой дорожки, после неудачных стартов, самолет сумел, наконец, оторваться и вывез всех 8 участников. В 1927 г., во время аварии дирижабля «Италия» Амундсен отправился спасать итальянцев на французском самолете, который пропал без вести, похоронив в море шестидесятилетнего героя.

23 мая 1825 г. изобретателем Стерджоном впервые был описан электромагнит. Этому замечательному прибору, без которого не обходится сейчас ни одна электротехническая установка, исполнилось 110 лет. Стерджон, сын сапожника. малограмотным 19-летним юношей поступил в артиллерию и здесь изучил кое-какие науки. В первых построенных им электромагнитах железо приходилось покрывать лаком, и провода навивать вразрядку, так как тогда не умели еще изолировать провода шелком. Клемм не было, и их заменяли чашечками со ртутью.

26 мая 1800 г. англичанин Честер Гуд получил британский патент на лаг — прибор для определения скорости хода судна в пути. Простейший ручной лаг, изобретенный еще в конце XVI в., состоял кз деревянного сектора с прикрепленной к нему веревкой (лаглинь), которая размечалась узлами на части длиной по 48 футов. С выбрасыванием лага — поплавка в воду, веревку травили, и но длине, вытравленной за 39 сек., вели учет скорости, считая на узлы (один узел теперь условно считают равным 1 морской миле). Однако такие ручные лаги пригодны лишь при небольших скоростях — до 10-12 узлов. Этим и было вызвано изобретение Гуда —  механический лаг из винтовой вертушки, приводящей во вращение счетный механизм, от хода корабля с помощью особого троса — линя. На быстроходных судах применяются электрические лаги, в которых показание лага передастся с помощью электрического тока счетчику на мостике или в рубке.

30 мая 1895 г. известный немецкий инженер-изобретатель холодильных машин Карл Линде впервые опубликовал сообщение о новом аппарате для сжижения атмосферного воздуха. Линде использовал в своем аппарате эффект Джоуля Томсона — понижение температуры, сопровождающее расширение газов. Воздух, имеющий комнатную температуру сжатый компрессором поступает по трубке, расположенной внутри охладителя; там он охлаждается током холодного воздуха, идущего в обратном направлении. С охлаждением сжатый воздух расширяется до нормального атмосферного давления, и выходя из дроссельного клапана частично сжижается в сосуде; газообразные остатки выходят по наружной трубке в атмосферу, охлаждая по пути трубку поступающим воздухом. Наряду с аппаратами Линде для сжижения воздуха применяются и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.