Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 июня 2021

Техника истребления

Лаборатория войны

В штате этой «лаборатории», называющейся «Опытным департаментом», числятся 5 тысяч «лаборантов», носящих значки солдат 29-го и 24-го пехотных полков. У лаборатории свои танки, артиллерия, авиация, броневики. Лаборатория раскинулась на площади в 40—50 тысяч гектаров близ Колумбии, в местности, на которой представлены равнины и горы, реки и болота — словом все естественные препятствии, с которыми приходится сталкиваться солдату.

Опытный департамент изучает новейшее оружие, как свое, американское, так и иностранное. Например — новый пулемет, под огнем которого танк теряет свою неуязвимость. В танк, на места, обычно занятые командой, были помещены шесть мишеней. Затем танк обстреляли новым пулеметом: его пули имеют стальной сердечник со взрывчатой начинкой, верхняя оболочка пули — свинец и медь. При ударе о броню оболочка пули моментально деформируется и расплавляется, а стальная часть легко пробивает броню.

Внутри танка от удара о его внутреннюю стенку или другое препятствие страшные бронебойные пули взрываются. Мишени наглядно показывают, как была бы разгромлена команда танка, обстрелянного этим пулеметом. В 1918 г. французские солдаты бросали свои ружья, чтобы получить лучшее оружие — американскую винтовку Спрингфилда. Сейчас в лаборатории испытывают винтовки, оставившие Спрингфилда далеко позади. Новое полуавтоматическое ружье с большой точностью прицеливания выпускает от 30 до 60 пуль в минуту, почти не утомляя тренированного стрелка.

Но лаборатория занимается не только огнестрельным оружием: ее не меньше интересуют ядовитые газы. Солдатам опытного департамента приходится испытывать новые противогазы, например, противогазы для танкистов, дающие возможность экипажу свободно разговаривать.

Специальный противогаз, позволяющий свободно разговаривать экипажу танка.

Одежде солдат уделяется много внимания. Как оденется в будущей войне американский солдат — это целиком зависит от опытов с солдатами 29-го и 24-го полков. Вместо жестких кепи и широкополых шляп, американцы оденут теперь шерстяную шапку, которая в зависимости от обстоятельств может защищать глаза, уши и затылок. Эволюция траншейного головного убора показана на нашем рисунке — последняя модель его—комбинация противогаза со шлемом.

Эволюция головного убора американского солдата. Комбинация противогаза со шлемом — последняя модель.

Для спанья солдат будет располагать спальным мешком, забравшись в который, он может «застегнуть» себя скользящей застежкой-молнией, управляемой изнутри. Мешок абсолютно непромокаемый и теплый; спящий в нем будет сообщаться с наружным воздухом, открывая специальные отверстия. Не прекращаются опыты и с одеялами, вытканными из шерсти. Их окачивают водой из брандспойтов и одеяла остаются сухими.

Наводка мостов под огнем противника — одна из самых опасных операций войны, но департамент сконструировал легкий, быстро наводящийся разборный мост, с планками из белой сосны. Для поплавков испытали три материала; жестяные ящики, надутую воздухом резину, бруски из бальсового дерева. Ящики оказались хорошим плавучим средством, но, пробитые пулеметным огнем, они затонули. Резина, попавшая в волну ядовитого газа, обратилась в губчатую негодную массу. Лишь поплавки из бальсового дерева (имеющего древесину вроде пробки) блестяще выдержали все испытания.

Лаборатория занимается изучением того, какой «полезный» груз может взять аэроплан, предназначенный для десанта в 12 человек, и испытывает новую модель автомобиля для быстрой переброски небольших групп войск.

Исследователи упорно борются, где это возможно, за максимальную экономию в обучении войск. Новый станковый пулемет при обучении пулеметчика стреляет не пулей, а световым лучом. Световой «зайчик», размером с дырочку, образуемую пулей, появляется на том месте, куда попала бы пуля. Все световое устройство помещено в небольшом ящике и состоит из лампы, патрона, выключателя, связанных с механизмом пулемета, стереоскопических линз и нескольких проводов.

Учебный станковый пулемет, стреляющий световыми пулями

Для устройства дешевых и реальных мишеней американцы широко используют кино. В темном помещении стрельбища на экране появляется силуэт самолета. Экран сделан из бумаги, освещенной двухсотваттными лампами. Пулеметчик открывает стрельбу, и если пуля попала в самолет, на его темном силуэте возникает светящаяся дырочка. При этом упражнении учитывается и время между появлением самолета и попаданием ведь пилот тоже стреляет из пулемета и бросает бомбы, и пулеметчик должен сбить его первым.

Ручной пулемет "Браунинг" для стрельбы по самолету.

На полевой карте от постоянных перегибов образуется линия, похожая на дорогу. Следуя указанию этой мнимой дороги, колонна может попасть в засаду или заблудиться. Бывали и такие случаи, когда в мировой войне целый полк предпринимал обход совершенно ровного и удобного для прямого марша места только из-за того, что на карту упала капля воды и создала «препятствие», попросту говоря — пятно, принимаемое при чтении карты за овраги и горы. Для походной карты по опытам «департамента» лучше всего подходит та бумага, которой пользуются домашние хозяйки, изготовляющие леченья, — бумага, пропитанная маслом и «поджаренная». Карта из бумаги, обработанной таким способом, может долгие месяцы быть в полевой сумке, смачиваться дождем и снегом без всякого вреда для нанесенных на нее дорожных знаков и указаний.

Лаборатории войны существуют во всех капиталистических странах. Они работают по-разному, но цель у них одна — подготовить побольше неожиданностей для будущих врагов.

Сконструирован специальный снаряд, который при разрыве выбрасывает пули. В правой руке револьверный патрон, вставляемый в снаряд

Газ для "внутреннего потребления".

Пулемет и винтовку своих армий капиталистические правительства регулярно используют как против «внешнего», так и против «внутреннего» врага. Иначе обстоит с газом. Пустить военный газ против бастующих рабочих, демонстрации и даже при штурме баррикад — весьма рискованно. Газ в большом городе быстро заберется в подвалы, канализацию, подземные каналы электрических и телеграфных кабелей. Жертвами могут оказаться люди, обслуживающие самые ответственные центры города.

Поэтому, еще в 1919 г., специально для подавления уличных выступлений, в Америке начали применять «неубивающие» газы. Выработалась специальная тактика уличной газовой войны. Сначала против толпы или баррикад выпускают самый «нежный» газ —  гексахлорэтан. Он — абсолютно безвреден, но густой дым может устрашить людей, не имеющих противогазов. Если гексахлорэтан не подействует, за прикрытием его волны наступает полиция или солдаты, вооруженные гранатами с более сильным слезоточивым газом. Хлороцетофенон, служащий для получения слезоточивого газа, белое кристаллическое вещество, похожее на сахар. Запах его напоминает аромат цветущих акаций. Но достаточно одной части этого газа на 10 миллионов частей воздуха, чтобы вызнать неудержимые ослепляющие слезы.

Но рабочие могут сопротивляться, даже заливаясь невольными слезами. Тогда полиция пустит дифениаламинхлорарсин — «ДМ». В твердом виде он не имеет запаха, но обращенный в мельчайшие частицы напоминает дым. Приятного запаха ДМ его жертва не успевает почувствовать; газ вызывает сильнейшее жжение в горле и в носу, вызывает насморк, кашель и рвоту. Наглотавшийся этого газа оказывается в беспомощном состоянии и не способен сопротивляться. Мучительная головная боль длится несколько часов даже после выхода из отравленной зоны.

Существует и смешанная комбинация «гуманного» газа, слезоточивого плюс ДМ. От нее предохранит не всякий противогаз. Для газовой атаки на улицах города созданы специальные ружья, пистолеты, газовые свечи, гранаты. Газифицирована даже традиционная полицейская дубинка, простая палка нажимом кнопки превращается в газовое оружие.

Сконструированы и особые гранаты со слезоточивым газом. Газовые гранаты, сбрасываемые с самолетов, наполнены газообразным веществом: одни из них взрываются и действуют мгновенно, другие сравнительно медленно, и нужно несколько секунд или минут, чтобы граната выпустила все свое содержимое. Ловкий человек мог бы воспользоваться этим и бросить гранату обратно. Чтобы предупредить подобную опасность для полиции, выпущены газовые свечи — металлические цилиндры с многочисленными отверстиями, из них вырывается горячий газ, и взять в руки такую свечу невозможно.

Газовое ружье стреляет на 135— 140 метров. Снаряд диаметром около 12 миллиметров в 250 миллиметров длиной. Для ночной стрельбы есть особые светящиеся снаряды, снабженные маленькими парашютами.

Газовые снаряды для стрельбы из специального ручного оружия

Пистолет, стреляющий газовыми снарядами, очень похож на сигнальный пистолет, употреблявшийся в мировой войне. Но это безобидное на вид оружие, стреляющее на 10 метров, мгновенно заражает отравленным воздухом пространство в 700 кубометров.

Защита от газа

Все годы после мировой войны кипит непрерывная работа в секретных химических лабораториях, в цехах заводов и на полигонах. Ищут и уже найдены многие десятки и сотни новых отравляющих веществ: удушающих, ядовитых, слезоточивых, кожнонарывных, раздражающих.

Конструируются и изготавливаются новые приборы для применения в полевых условиях таких ОВ, которые наряду с ОВ наибольшей ядовитой силы (токсичности) должны будут «пробивать» противогазы и поражать живую силу противника, либо большим скоплением ОВ в воздухе, либо ОВ, от которых противогазы не защищают. Идут изыскания наиболее совершенных средств химического нападения, комбинирования их с артиллерией (артиллерийские химические снаряды), авиацией (авиационные химические бомбы, приборы разбрызгивании жидких ОВ с самолета). Ведутся напряженные работы и по совершенствованию средств защиты.

Когда в прошлую империалистическую войну немцы применили хлор, от него можно было, защититься, прикладывая к носу и рту мокрый носовой платок, тряпку. Но прежде, чем до этого додумались, погибли тысячи людей, а когда наконец это средство было найдено, немцы применяли уже другое ОВ фосген, от которого мокрая тряпка защищала значительно хуже.

Первоначальная маска-рыльце, сделанная из нескольких слоев марли и пропитанная составом, поглощавшим ОВ того времени, развилась до сегодняшнего сложного противогаза, который нам надо знать и уметь им пользоваться так же хорошо, как и предметами повседневного обихода.

Отравляющие вещества, предназначенные для поражения глаз, носоглотки и дыхательных путей человека, а через них и всего организма, находятся в воздухе в виде тонкого дыма (подобного табачному дыму), либо в виде газа, пара. Дым отличается от газа и пара прежде всего размерами своих частиц (относительно большими, хотя и не видимыми простым глазом); ядовитый газ состоит из частиц столь же малых, как частицы воздуха.

Соответственно этому защита от ядовитого дыма и газа основана на различных принципах: то, что защищает от дыма, не защищает от газа и наоборот. Поэтому в коробке противогазов, например германского военного противогаза образца 1924 г., находятся 2 слоя: защищающих от дыма противодымный фильтр и защита от пара и газов — слой зерен-поглотителей.

Схема изолирующего (чит. фильтрующего - авт.блог) немецкого противогаза фирмы "Дрегер". Длительность действия — 1 час

Вдыхаемый через противогазовую коробку, воздух с ядовитым дымом и газами последовательно проходит через противодымный фильтр, где очищается от ядовитых частиц дыма и, поступая дальше в слой поглотителей, он теряет разнообразные ОВ. Для противодымного фильтра ставится особая масса из тонких волокон (например, вата), действие которой, грубо говоря, подобно ситу, на котором отделяют крупные частицы от мелких. Дымовые частицы, будучи в тысячи раз крупнее частиц (молекул) воздуха, как бы отсеиваются плотноспресованными волокнами фильтра или же задерживаются в узких ходах между ними.

На другом принципе основана защита от газообразных ОВ, частицы которых по своим размерам соизмеримы частицам (молекулам) воздуха. Для защиты от них использовано давно известное явление — «сорбция». Суть его заключается в том, что всем телам свойственно привлекать на свою поверхность (и удерживать) молекулы газа или пара, и чем больше развита поверхность тел, тем больше газа она в состоянии на себе удержать.

Наиболее интересны в этом отношении свойства обычного древесного угля, обработанного при высокой температуре водяным паром. Общая поверхность зерен одного грамма, подобного, «активированного угля», достигает 800— 1000 квадратных метров. Разумеется, что столь большую поверхность составляет не внешняя площадь зерен, но их бесчисленные поры, капилляры и мельчайшие впадины, не видимые простому глазу, и образовавшиеся при обработке угля высокой температурой и перегретым водяным паром.

Большинство ОВ — газов, попадая на активированный уголь, подвергается столь сильному притяжению его поверхности, что они не только прочно на ней остаются, но и часто сжижаются. Свойство активированного угля поглощать газы, распространяется на большинство ОВ, достигая 60-100% от веса поглотителя (угля).

Но есть отравляющие вещества — газы, например фосген, которые плохо поглощаются углем. Для защиты от таких газов в коробке противогаза предусмотрен слой зерен «химического поглотителя». Назначение его — уничтожать ОВ, связывая и разрушая их (уголь — ОВ задерживает, но не разрушает). Состав и рецепт химического поглотителя может быть различным для разных армий и противогазов, но обязательно должен содержать взаимодействующие вещества, нейтрализующие и связывающие ОВ: гашеную известь, каустическую соду и другие щелочи. Из противодымного фильтра, активированного угля, химического поглотителя, расположенных послойно в противогазовой коробке, и состоит защита от ОВ. Во всех капиталистических странах противогазовой защите как и технике химического нападения придается исключительно большое значение (особенно это касается фашистской Германии).

Для развития промышленной базы противогазового дела всемерно поощряется работа заводов, изготовляющих «промышленные противогазы», защищающие от сероводорода, окиси углерода, аммиака, синильной кислоты. Меньше всего в данном случае правительства заботятся о здоровье рабочих. Здесь, как и всегда, на первом плане интересы войны. Активированный уголь — основу фильтрующего противогаза — усиленно внедряют во все области хозяйства для улавливания ценных промышленных газов и паров, растворителей, применяющихся в пороховом деле, в производстве лаков, красок, резины, искусственной кожи.

Развитие химии может всегда принести «сюрприз» — такие ОВ, которые могут проникнуть в противогаз, не задерживаемые противодымным фильтром, углем и химпоглотителем. Уже изобретены и изготовляются «изолирующие противогазы». Они, как и фильтрующие противогазы, снабжены маской - лицевой частью с гофрированной трубкой, но вместо фильтрующей трубки помещено сложное устройство, выделяющее нужный для дыхания кислород и поглощающее углекислоту — выдыхаемый человеком газ.

Простейший изолирующий противогаз фирмы Дрегера. Длительность защитного действия 1 час. а — баллон с жидким кислородом, b — патрон для поглощения углекислоты и влаги, с — гофрированная трубка для приключения прибора к маске, d — кислородная подушка

Выделение кислорода и связывание углекислоты осуществлено двумя основными принципами. Выпуском, медленным просачиванием внутрь кислорода из маленького стального баллончика; связывание углекислоты производится в специальном патроне с натронной известью.

Другой способ основан на использовании «оксилитовых патронов», которые, поглощая углекислоту, выделяют вместо нее кислород. Оба типа противогазов изолируют человека от наружного, отравленного воздуха.

Основные недостатки изолирующих противогазов: громоздкость конструкции и вес — 8,5—10 килограммов, сложность пользования им, небольшой срок защиты —  1 час, сложность изготовления и высокая стоимость.

Нет никаких оснований сомневаться, что основным и надежным типом противогаза является —  фильтрующий.

Германский противогаз, защищающий лошадей от ОВ

Артиллерийское вооружение самолетов

Со времени мировой империалистической войны, вооружение самолетов достигло колоссального развития. Средства обстрела противника с воздуха невероятно усложнились и усовершенствовались. От карабинов и пистолетов 1914 года вооружение самолетов перешло к новейшим пулеметам и скорострельным пушкам. Также быстро и успешно развивалось бомбометание. За истекшие годы сконструированы и усовершенствованы различные типы держателей и сбрасывателей бомб, а калибр бомб вырос с 50 килограммов в 1915 г. до 900 килограммов в наши дни. В серии заметок мы рисуем состояние современного вооружения самолетов.

Одноместный истребитель

Вооружается пулеметами или пушками. Типичным авиационным пулеметом, сохранившим свое значение до настоящего времени, является «Виккерс» образца 1924 г.. переделанный из наземного. Скорострельность его 960 выстрелов в минуту (против 600 — у наземного). Это достигнуто введением в надульник добавочной пружины и жесткостью цепочки барабана. Авиационный образец Виккерса имеет воздушное охлаждение, поскольку в воздушном бою не применяются длинные очереди по нескольку сот патронов, а кроме того ствол достаточно хорошо охлаждается воздушным потоком.

Заряжается Виккерс патронами в ленте из металлических звеньев. Каждый патрон соединяет два звена, служа как бы осью шарнира между ними. Лента получается очень гибкая, но не растягивается и подвержена перекосам меньше, чем холщовая. Для всех авиационных пулеметов применяются исключительно звеньевые ленты.

На одноместном истребителе, где руки летчика заняты рычагом управления самолетом и рычагом газа, пулемет устанавливается жестко, на каркасе фюзеляжа или крыльев. Наводка пулемета производится всем самолетом. Если пулемет установлен на фюзеляже перед летчиком, то стрельба ведется «через винт» — сквозь окружность, описываемую винтом. В этом случае вводится специальный пулеметный привод, исключающий попадание в винт.

Схема пулеметного привода.

Благодаря этому дополнительному механизму, выстрел происходит после того, как лопасть винта пройдет дуло пулемета и еще повернется на 2—3° при самом медленном вращении винта.

Летчик может только включать и выключать рычаг привода, выстрел же производится от мотора. Стрельба получается не вполне автоматической, перезаряжение выполняется автоматически, а спуск ударника производится от мотора.

Пулеметный привод удобен тем, что позволяет иметь пулемет перед летчиком, но в то же время он ухудшает условия стрельбы, снижая скорострельность. Бывают моменты, когда пулемет готов, но винт находится перед дулом; или же лопасть прошла, а пулемет не успел перезарядиться. Взаимное ожидание винта и пулемета снижают скорострельность при 1500—2000 оборотах в минуту до 20%.

Схема неподвижной установки пулеметов для стрельбы "через винт"

С ростом количества пулеметов на самолете переходят к установке пулеметов на крыльях для стрельбы «вне винта».

Установка пулемета, питаемого патронами в ленте, требует сложного оборудования для подвода ленты и отвода гильз и звеньев. Лента закладывается в ящик и из него идет к приемнику пулемета по приемному рукаву. Гильзы и звенья выбрасываются или отводятся в специальные ящики.

Чтобы упростить оборудование, во Франции стали применять для неподвижной установки на крыльях пулемет Шательро, заряжаемый магазином. Специальный авиационный магазин имеет 300 патронов. Нажим на спуск производится посредством троса, идущего от рычага управления самолетом. Скорострельность пулемета Шательро 900 выстрелов в минуту.

Прицел для неподвижных пулеметов оптический. Кроме пулеметов одноместный истребитель имеет и бомбардировочное вооружение, которое состоит из 2-х или 4-х небольших балок-бомбодержателей для подвески 8 килограммов бомб, преимущественно для поражения воздушных целей.

Пушечный одноместный истребитель

Во время мировой войны пушечный истребитель еще не нашел широкого распространения, так как тогда не была еще сконструирована легкая автоматическая пушка. Применявшиеся во Франции 37-миллиметровые пушки требовали перезаряжения от руки, вследствие чего скорострельность была не свыше 2-х выстрелов в минуту.

В настоящее время, для установки на истребителях применяются автоматические пушки преимущественно 20-миллиметрового калибра. Наибольшее применение нашла швейцарская 20-миллиметровая авиационная пушка Эрликом, дающая 280 выстрелов в минуту и весящая 65 килограммов.

Для пушки имеются снаряды: фугасные, зажигательные, бронебойные и трассирующие. Пушка устанавливается на фюзеляже и на крыльях.

При установке пушки на фюзеляже применяют оригинальный метод — выпуск дула пушки через полый вал редуктора. Во французском воздушном флоте выработаны специальные типы моторов для пушечных истребителей. Моторы эти сконструированы так, что между цилиндрами у них остается достаточно места для помещения пушки с магазином. Пушка укрепляется на картере мотора, дульная часть ее выводится через полый вал за втулку винта настолько, что газы, вырывающиеся из дула, не могут принести вреда винту и мотору. Пушка при стрельбе перезаряжается автоматически, за счет энергии отдачи, первое заряжание, а в случаях осечки перезаряжение производится сжатым воздухом из баллона, питаемого специальным компрессором.

Примером такого истребителя является самолет Девуатин-371 и Луар-46, снабженный 2-мя пушками, установленными в крыльях, и, кроме того, имеющий по 2 пулемета для стрельбы через винт. На Девуатин может быть установлен вместо 2-х пулеметов Виккерс один тяжелый пулемет Гочкис калибром 13,2 миллиметров.

Двухместные истребители

Двухместный истребитель обладает, по сравнению с одноместным, значительным преимуществом: он имеет возможность производить обстрел назад и в стороны. Этот обстрел выполняет стрелок, находящийся в кормовой кабине. Так как самолет получает дополнительную нагрузку от веса стрелка и его вооружения, двухместный истребитель уступает одномастному в отношении горизонтальной скорости, скороподъемности и маневренности. Однако с ростом скоростей самолетов и мощностей моторов разница постепенно сглаживается, и в настоящее время имеются уже двухместные истребители, обладающие при мощном артиллерийском вооружении очень высокими летными данными. Типом такого самолета является, например, французский двухместный истребитель Мюро-180-С2, снабженный пушкой Эрликон для стрельбы вперед и подвижным пулеметом для стрельбы назад. Скорость самолета 350 километров в час на высоте 5000 метров; на высоту 6500 метров он поднимается в 9,5 минут.

Многоместный истребитель

Другой тип — германский двухместный истребитель К-47 имеет два пулемета для стрельбы вперед через винт и один пулемет, обращенный назад; все пулеметы калибром 7,92 миллиметра.

Установка пулемета для заднего стрелка должна иметь удобное, устойчивое положение и защиту от воздушной струи. Надо иметь в виду, что задний стрелок в некоторых конструкциях самолетов настолько тесно прижимается к борту или сиденью, что не может производить самых необходимых движений. Кроме того поток воздуха при скоростях свыше.200 километров лишает его возможности вести огонь, поднимаясь над фюзеляжем.

Оригинально решен вопрос с размещением стрелка в самолете К-47. Сиденье устроено на качалке, которую стрелок поднимает и опускает действием ног, упираясь в наклонную решетку. На качалке перед лицом стрелка укреплен пулемет, который может перемещаться только в стороны на 18°. Стрелок плотно сидит в качалке и, перемещая ее ногами, наводит пулемет вверх и вниз, а вправо и влево в пределах 18° передвигает пулемет руками.

Схема расположения качалки в двухместном истребителе К-47

Такое устройство обеспечивает возможность работать с пулеметом на фигурах. Глубокая посадка стрелка в фюзеляже защищает его от действия воздушной струи. Так же посажен стрелок на английском истребителе Хендли-Пейдж. Обращает на себя внимание утонченный конец фюзеляжа, дающий большое удобство для обстрела пространства под хвостом самолета.

Использование многоместного истребителя очень разнообразно. Кроме непосредственного назначения — боя с авиацией противника, он выполняет разведку и бомбардирование. Типом такого самолета является французский многоместный истребитель АВ-80. В носовой части самолета находится место бомбардира-командира и пулеметная турель, закрытая застекленным колпаком; под ней имеется установка для стрельбы под хвост. На хвосте — третья огневая точка — турель для стрельбы в задней полусфере.

Двухместный истребитель

Хвостовое оперение, благодаря наличию пулеметного гнезда, раздвоено и имеет 2 киля и 2 руля поворота.

Размещение огневых точек обеспечивает сферический обстрел. В одном из вариантов, предполагается установка в носовой кабине автоматической пушки. Застекленный колпак вращается около вертикальной оси; для перемещения пулеметов вверх и вниз колпак имеет прорезь.

Двухместный истребитель"Луар-46"

Разведчики и легкие бомбардировщики

Самолеты этого рода как правило — двухместные. Обычно, они имеют один, редко два пулемета для стрельбы вперед через винт и два спаренных пулемета для защиты сзади. Бомбардировочное вооружение состоит из подкрыльных и подфюзеляжных балок, сбрасывателя и прицела.

Установка переднего пулемета такая же, как у истребительных пулеметов, имеется пулеметный привод, ящики для патронов, рукава для подвода патронов к пулемету и для отвода гильз и звеньев. Прицел такого же устройства —  оптический.

Установки для защиты сзади очень разнообразны по своим конструкциям в зависимости от скоростей самолетов.

Существующая с конца мировой войны открытая турель сохранилась лишь на самолетах со скоростью не свыше 200—240 километров в час.

Турель состоит из неподвижного кольца, на которое наложено подвижное кольцо, вращающееся по неподвижному — на роликах. Пулемет поддерживается дугой. Для того, чтобы облегчить стрелку вращение турели против струи и легче удерживать ее при повороте к хвосту, турель имеет компенсатор, в котором посредством вращения шестерен при движении к хвосту растягиваются компенсирующие пружины. При движении к голове самолета пружины, стремясь сжаться, помогают вращению. Дуга вместе с пулеметом также уравновешена пружинами или резиновыми шнурами, это облегчает стрелку подъем и опускание дуги.

Турель Виккерс—Скарф, установленная на разведочных и легких бомбардировщиках

На рисунке, изображающем турель Виккерс — Скарф, видны кольца турели, компенсирующая пружина, затем — дуга, концы которой прилегают к коробкам, в них находятся уравновешивающие пружины. На турели укреплены 2 спаренных пулемета Люис. На пулеметах установлены магазины с 97 патронами в каждом.

Для скоростных самолетов турель накрывается колпаком. Установка такого типа называется закрытой.

Бомбардировочное вооружение разведывательного или легкобомбардировочного самолета состоит из держателей, сбрасывателя, тросовой проводки от сбрасывателя к держателям и прицела. Назначение держателя — удерживать бомбу до момента сбрасывания. Держатель состоит из балки, подвешенной к лонжеронам самолета. В теле балки имеется замок — крючок, удерживаемый собачкой. Собачка может перемещаться спусковым приспособлением, связанным с тросовой проводкой; другой конец тросов подходит к сбрасывателю. Сбрасыватель представляет собой коробку с выведенными и занумерованными концами тросов и рычагом для сбрасывания.

Схема устройства замка бомбодержателя

Для сбрасывания бомбы нужно избранный № троса сцепить с рычагом и затем быстро отвести рычаг. Тогда трос потянет спусковое приспособление замка, оно отведет собачку, крючок освободится, бомба упадет. Включая один или несколько тросов, можно сбрасывать бомбы по одиночке или залпом. Всякий сбрасыватель имеет приспособление для последовательного сцепления рычага с тросами, позволяющее сбрасывать бомбы одну за другой — серией. Такое сбрасывание очень удобно для разрушения тонких и длинных целей, например железных дорог. Накладыванием цепочки падающих бомб на полотно железной дороги почти исключается возможность промаха.

Современные держатели оборудованы электромагнитными спусками, действующими от электросбрасывателя. Достаточно нажать нужный номер кнопки, и соответствующий электромагнит потянет спусковое приспособление, последнее так же, как и при действии тросом, отведет собачку, которая освободит крючок. Работа с электросбрасывателем гораздо легче, —  сбрасывание получается более точным.

Подкрыльные бомбодержатели на разведывательных самолетах

Штурмовые самолеты кроме вооружения, принятого на разведчиках, имеют еще пулеметы в крыльях. Американские штурмовики имеют от 4 до 8 пулеметов, стреляющих вперед, и 2 на турели для стрельбы в стороны и назад. Запас патронов 300 штук на пулемет. Штурмовой самолет Кертис-А-8 имеет 6 пулеметов и берет с собой 210 килограммов бомб. Бомбодержатели приспосабливаются для подвески мелких бомб, преимущественно осколочных, весом 8-15 килограммов.

Тяжелые бомбардировщики

Расположением оружия на тяжелом бомбардировщике стремятся достигнуть сферического обстрела. Характерной схемой этого рода является французский бомбардировщик фирмы Лиоре и Оливье —  ЛЕО-208. Пулеметы находятся в носовой кабине, в кормовой и подкормовой. Устройство установок такое же, как на разведчиках или многоместных истребителях. Некоторые бомбардировщики в носовой кабине имеют пушку (японский —  Мицубиси 9-38, французский Фарман-108). Применяется и пушка Эрликон калибром 20 миллиметров. Фирма Виккерс сконструировала авиационную пушку калибром 37 миллиметров, которая устанавливается на бомбардировщике Блекборн.

37-мм пушка на носу тяжелого бомбардировщика

Главную роль на тяжелом бомбардировщике играет его бомбардировочное вооружение. Оно имеется в двух видах: для легких и средних бомб и для тяжелых бомб. Бомбы весом до 100 килограммов обычно помещаются в кассетах-держателях. к которым бомбы подвешиваются вертикальными рядами. Для уменьшения лобового сопротивления, кассеты скрыты внутри фюзеляжа. Бомбы, начиная с нижних, выбрасываются через специальные люки.

Размещение артиллерийского вооружении на американском бомбардировщике фирмы «Бсннг»

Тяжелые бомбы — по современному состоянию до 2000 килограммов — подвешиваются к наружным держателям. Такие держатели представляют собой мощные балки, прикрепляемые к лонжеронам снаружи. Иногда они помещаются внутри, а наружу выпускается только замок.

Сбрасывание производится посредством рычага. Современные тяжелые самолеты имеют электро-сбрасыватели и на держателях —  электроспуски.

Особенностью держателей для тяжелых бомб является наличие в них двух предохранителей. Один из них препятствует непроизвольному срыву бомбы при взлете и во время полета над своим расположением. При подходе к цели этот предохранитель выключается.

Второй предохранитель имеет чеки, которые препятствуют действию взрывателей. Если бомба сброшена с чеками, она не взорвется. Чтобы бомба взорвалась, надо чеки удержать на самолете так, чтобы, при отделении бомбы от самолета, они выдернулись. На предохранителе имеются надписи «взрыв» и «невзрыв». При установке на «взрыв» чеки выдергиваются, происходит полноценный взрыв. Если же установлено на «не взрыв», чеки остаются в бомбе, и она упадет на землю без взрыва. Сделано это на тот случай, если бомбы почему-либо не удастся сбросить у противника, а посадка с бомбами может быть опасной, грозит поломкой самолета.

Для определения момента сбрасывания в настоящее время крупными иностранными фирмами Герц, Сперри — разработаны усовершенствованные прицелы.

Авиационные бомбы имеют различное устройство в зависимости от назначения.

Основные типы бомб: фугасная, осколочная, бронебойная, химическая, осветительная; главнейшая из них — фугасная.

В США имеется тяжелая осколочная бомба весом 15 килограммов, содержащая около 3 килограммов взрывчатого вещества. Она дает 1400 осколков, весящих в среднем 8 граммов каждый и движущихся с большой скоростью.

Электромагнитная пушка

Уже в годы империалистической войны 1914—18 гг. появились проекты — использовать электричество для пушек. Эти проекты реализуются в электромагнитных орудиях, у которых электроэнергия заменяет пороховой заряд. Вместо ствола в таком орудии имеется ряд последовательно-расположенных электромагнитов. Они намагничиваются током и протягивают через себя снаряд, получающий при вылете нужную начальную скорость.

На нашем рисунке показана схема электромагнитного орудия французского инженера Фрошан-Вилленлэ. работающего в этой области с 1916 г. Этим конструктором разработаны проекты стационарных и подвижных орудий, питаемых электричеством как от постоянных источников тока, так и от аккумуляторов и динамомашин. Орудия могут быть установлены на земле или же на железнодорожных платформах.

Электромагнитная пушка

Уже наружный вид такого орудия показывает различие его конструкции от пушки, стреляющей с помощью пороха. Если орудие установлено на железнодорожном ходу, оно подвозится на позиции в разобранном виде, его собирают на самой огневой позиции в 24 часа.

Электромагнитное орудие стреляет бесшумно, без дыма и пламени, оно производится из обыкновенной стали и других недефицитных материалов. Орудие не страдает от износа, его снаряд может быть тонкостенным и вмещает большой разрывной заряд. Однако такое орудие требует тока большой силы, что затрудняет его применение на поле боя, ограничивая использование орудия неподвижными установками.

Немецкая пресса неоднократно сообщала об испытаниях электромагнитных орудий во Франции. По этим данным орудия обладают большой дальнобойностью в 250 и 350 километров. Сообщалось, что на границах Франции предполагается устанавливать электромагнитные зенитные пушки.

Танк-разведчик

Во время мировой войны 1914— 1918 гг., когда впервые появились танки, они применялись исключительно совместно с пехотой, помогая ей в прорыве укрепленных позиций. После мировой войны танкам начали ставить самостоятельные задачи: рейды в тыл противника, удар по его флангам. Англия первой начала строить быстроходные танки, впервые организовала танковые бригады, которые имели своей задачей самостоятельные действия.

Такие бригады не могут обойтись танками одного типа. Их основную ударную силу составляют танки-истребители, отличающиеся мощным вооружением. Но в бригаде должны быть и машины для разведывательной службы — танки-разведчики. Машины этого типа должны быть возможно меньше по размеру и быстроходны. Небольшие размеры позволяют им легче маскироваться. Быстроходность дает возможность быстро выбросить танки вперед для сбора сведений о противнике, о местности. Вооружение танков-разведчиков сравнительно слабое и большей частью придается им только для самозащиты.

На нашем снимке изображен доклад командира танка-разведчика на маневрах о результатах разведки. Сам командир сидит в машине, одном из лучших современных разведывательных танков — «легком танке марки П». Скорость его 56 километров в час. Вооружение — 1 пулемет во вращающейся башне. Броня толщиной 8—13 миллиметров вполне достаточна для защиты от бронебойных пуль на всех дистанциях. Машина свободно преодолевает окоп шириной в 1,5 метра, брод глубиной около 2 метров, вертикальную стенку высотой больше полуметра. Легко берет подъемы крутизной в 45°. Команду составляют два человека — командир, он же и пулеметчик и механик-водитель. Весит машина 3,6 тонны и имеет мотор мощностью 75 лошадиных сил. Длина танка около 4 метров, ширина 1,8 метра, высота только 1,68 метра — высота человека ниже среднего роста.

Итальянский танк, опрокинувшийся при спуске с крутой горы

Винтовка против танка

Развитие танковой техники влечет за собой и развитие средств борьбы с танками. Иностранные армии стремятся снабдить пехоту огнестрельным оружием сильного бронебойного действия. Специальными противотанковыми винтовками предполагается снабдить снайперов каждого пехотного отделения и взвода.

Хорошая противотанковая винтовка должна легко пробивать танковую броню. Пробивная способность пули зависит, главным образом, от ее живой силы в момент удара по броне. Эта сила равна половине массы пули, умноженной на квадрат скорости ее полета в момент удара. Следовательно, задача сводится к увеличению массы пули, ее калибра или к увеличению скорости, той начальной скорости, с которой пуля вылетает из дула винтовки.

По этим путям и идет разработка противотанковых винтовок, например, 7-миллиметровой винтовки «Хальчер-Ультра», конструкции немецкого инженера Герлиха и 20-миллиметрового противотанкового ружья Эрликон. О винтовке Герлиха рассказывается в одной из статей этого номера журнала, и мы остановимся на модели Эрликон.

Противотанковое ружье "Эрликон" с оптическим прицелом

Если действие винтовки Герлиха основано на увеличении скорости пути, то швейцарский завод Эрликон в своем противотанковом ружье пошел по пути увеличения калибра. При 20-миллиметровом калибре ружье весит 33 килограмма, начальная скорость пули 555 метров в секунду, вес пули — 187 граммов. На расстоянии километра она пробивает броню, толщиною в 11 миллиметров, с полукилометра — в 15 миллиметров.

Сравнение бронебойного действия обеих винтовок приводит к выводу, что более действительным оружием является ружье Эрликон. Однако, тяжелый вес затрудняет его применение на поле боя.

Самолет-невидимка

Шести американским военным самолетам было поручено обнаружить на островах Гавайи два специально окрашенных самолета. Самолеты-наблюдатели полтора часа кружили над тем местом, где стояли самолеты-невидимки, но так и не сумели их разглядеть.

Уже во время мировой войны пытались маскировать самолеты в воздухе, такие попытки были и в России, но нигде они не достигли цели: самолеты оставались по-прежнему хорошо видимыми. Бронеавтомобиль, танк, даже состав-бронепоезд легче замаскировать, чем летящий самолет, который отыскивается с двух сторон: сверху — вражескими самолетами, снизу — противовоздушной обороной. С каждой стороны самолет должен быть окрашен соответственно фону. Но маскировщик, которому поручено превратить самолет в невидимый с земли на фоне неба, задумается какой же цвет ему выбрать? Ведь небо за одни сутки несколько раз меняет свои оттенки, и здесь маскировщику помогает назначение самолета: бомбовоз, разведчик, истребитель имеют разные задачи, вылетают в разные часы дня, имеют различный потолок.

Атакующие самолеты летят низко, поэтому их нужно скрыть от глаз воздушного наблюдателя, летящего вверху. Вот почему эти самолеты камуфлируются (маскируются) под фон земли, — тогда для наблюдателя они сливаются с землей.

Бомбовоз — обычно ночная птица и его окрашивают в черный цвет. Труднее маскировать самолет, работающий днем при солнечном свете. Его окрашивают в несколько цветов: сверху, чтобы сделать машину невидимой на фоне земли, самолету придают рыжевато-коричневый, голубовато-зеленый или пурпуровый оттенок. Каждый из этих цветов имеет свое назначение. Рыжий сливается со вспаханными полями и дорогами, голубовато-зеленый — с листвой деревьев и зеленью полей. Пурпуровый оттенок отличается плохой видимостью, он сливается с тенями раннего вечера и с тем особенным, неопределенным фоном, который приобретает земля после дождя.

Самолет нельзя окрасить в один определенный цвет, назначение камуфляжа — скрыть от наблюдателя самую фигуру аппарата, и для этого аппарат раскрашивается по ломаной линии. Неправильные фигуры, созданные такой окраской, придают самолету неопределенную форму, и наблюдатель не только не может определить величину и тип самолета, он легко принимает его за тень или облако.

Чтобы обмануть наблюдателей, охотящихся за самолетами с земли, надо сделать светлым низ самолета, тогда для смотрящего снизу —  самолет не выделяется на небе. Самолет покрывают полированным алюминием, светло-голубой, светло-пурпуровой или белой краской. Алюминий, отражая свет, освещает нижнюю поверхность аппарата; белая краска усиливает это отражение, а голубая и светло-пурпуровая окончательно сливают самолет с фоном неба. Уже на высоте трех тысяч метров подобные самолеты делаются настоящими невидимками; обыкновенный не камуфлированный самолет, чтобы стать невидимым, должен подняться выше 5000 метров. Выигрыш 2000 метров позволяет самолетам-невидимкам лучше прицелиться, сбрасывая бомбы, позволяет брать больше бомб.

Конструкторы и специалисты по маскировке, не только стремятся скрыть сам самолет в полете, надо укрыть от наблюдателей и авиабазы. Англичане скрыли под землей свою авиабазу в Сингапуре —  опорном пункте английского военного флота.

Французский инженер Анри Лосье предложил другую оригинальнейшую конструкцию базы —  специальную башню для самолетов. В таком «орлином гнезде» будет сотня самолетов, поднимаемых элеваторами на высоту 600, 1200 и 1800 метров. Три крытых платформы будут устроены на этих высотах, каждый аппарат поместится отдельно в сводчатой наклонной ячейке. Платформы, на которых проектируются эти ангары-ячейки, должны быть шириной в 150 метров, чтобы самолет смог сразу приобрести нужную скорость. Диаметр башни у основания 210 метров, наверху — 33 метра. Это гигантское сооружение позволит самолетам начать бой в любой момент и с любой высоты, без предварительного подъема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.