Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 мая 2021

Из календаря мировой науки и техники, 1935-04

4 апреля 1785 г., ровно 150 лет назад, английский изобретатель Картрайт взял свой первый патент на механический ткацкий станок. Его первый механический ткацкий станок 1785 г. приводился в движение животной тягой. В 1787 г. появился более усовершенствованный им же станок, но все же и он имел недостатки. Главный из них тот, что станок работал не непрерывно, а с остановками, вследствие чего приходилось прерывать механический привод. И только к 1804 г. станок был значительно улучшен.

Механический ткацкий станок Картрайта.

5 апреля 1585 г., 350 лет назад, в г. Антверпене (Бельгия), осажденном испанцами, был успешно выполнен редко удающийся маневр по применению брандеров (зажигательных судов). Брандеры помогли уничтожить понтонные мосты, поставленные в виде заграждения на реке Шельде. С этой целью итальянцем Джианибелли были построены два судна-брандера, снабженных взрывчатыми веществами. На одном брандере был установлен взрыватель с часовым механизмом, а на другом простое фитильное приспособление. Первый взрыватель был удачно приведен в действие тогда, когда брандер подошел непосредственно к мосту. В результате взрыва, помимо прорыва заграждения, было убито свыше 500 чел. Этот крупный успех не предотвратил, однако, сдачи города: в конце того же года, после 12-месячной осады, Антверпен, бывший одним из самых богатых портов того времени, попал в руки завоевателей и на долгое время лишился своего былого значения.

8 апреля 1900 г., 35 лет назад, немец Эрнст Закс получил германский патент на втулку для заднего велосипедного колеса, сопряженную с тормозом и вместе с тем позволяющую свободное вращение заднего колеса при любом нерабочем положении педалей («свободное колесо»). Втулка Закса, получившая в эксплуатации название «Торпедо», является по качеству одной из лучших и с успехом применяется и в настоящее время.

Велосипедная втулка со свободным ходом и тормозом.

10 апреля 1735 г. родился Иван Петрович Кулибин — замечательный русский механик-самоучка. Со дня рождения Кулибина исполняется 200 лет. В «Архиве по истории техники», издаваемом Академией наук СССР, сейчас опубликован ряд интересных материалов о Кулибине. И. П. Кулибин был заведующим мастерской при Академии наук и являлся изобретателем оптического телеграфа, арочного моста с пролетом до 140 саж. (около 300 м), искусственной ноги. Особенно интересны кулибинские часы с автоматом. Они хранятся сейчас в Эрмитаже (Ленинград). К сожалению, в то время, в которое работал Кулибин, его изобретательские таланты не нашли настоящих условий и должного направления

12 апреля 1905 г., 30 лет назад, знаменитый итальянский изобретатель Маркони получил германский патент на применение пустотной трубки — катодной лампы — в качестве детектора в радиосвязи. Отсюда произошли современные радиоприемники, именуемые «ламповыми».

15 апреля 1855 г. электрический телеграф был предоставлен для пользования публике. До этого телеграфом пользовалось только правительство для обслуживания железных дорог и для военных целей. Длина телеграфных проводов к 1855 г. достигала уже 10 тыс. км.

15 апреля 1855 г. Даймлер взял патент на газовый двигатель, который он приспособил для своего двухколесного мотора. Даймлеру техника обязана также и тем, что он первый стал выпускать со своего завода карбюраторы (так называется аппарат, всасывающий воздух и смешивающий его с тонкой струей бензина для образования легко воспламеняющейся смеси).

15—23 апреля 1910 г., 25 лет назад, военное ведомство Германии провело впервые воздушные маневры дирижаблей с целью выяснить сравнительные качества аэростатов жесткого типа (Цеппелин), полужесткого (военной конструкции Гроса-Базенах) и мягкого (Парсеваля). В маневрах участвовали три корабля: Z-II (Цеппелин), М-I (военного типа) и Р-II (Парсеваль). По скорости хода на первом месте был Z-II — до 60 км/час, а на последнем М-I. Дирижабли достигли высоты 1800 м и выполнили ряд военных заданий, между прочим, с М-I впервые производились опыты по бомбометанию. После торжественного смотра в Гамбурге корабли должны были по воздуху вернуться в свои базы, но вследствие сильного ветра это удалось выполнить только одному Р-II. Z-II вылетел из Гамбурга 27 апреля, но в дороге ему пришлось сделать вынужденную посадку около г. Лимбурга, где вскоре дирижабль был сорван с места и разрушен бурей. Z-II — крупнейший дирижабль того времени —  имел объем всего лишь 15 000 м³, т. е. в 13 раз меньше погибшего в этом году американского дирижабля «Мэкон» (около 200 000 м³).

Германский дирижабль Z-II, погибший в 1910 году.

18 апреля 1735 г., 200 лет назад, умер Брюс — основатель календарного дела в России, сподвижник Петра I, один из организаторов первой навигационной школы в России. Брюс родился в Москве, он получил очень хорошее домашнее образование, а затем еще целый год учился в Англии. Биографы пишут о Брюсе: «Он был астроном и математик, артиллерист и инженер, ботаник и минералог, географ, автор нескольких и переводчик многих научных сочинений». Это был несомненно самый просвещенный человек из всех сподвижников Петра I.

18 апреля 1815 г., 120 лет назад, англичанин Вильям Бэлл получил патент на изготовление проволоки посредством вальцевания. Однако этот способ сразу не привился, и еще долгое время преобладал метод волочения.

19 апреля 1885 г., 50 лет назад, немец Мартин Геральдус получил первый германский патент на гироскопический компас, который дает направление север—юг совершенно независимо от магнитного действия обычных компасов. Принцип гироскопического компаса был установлен впервые французским химиком Фуко. Гироскопический компас применяется и теперь в мореплавании и особенно в авиации, где трудно изолировать магнитный компас от искажающих влияний железных масс и электрических токов.

24 апреля 1880 г., 55 лет назад, в Стокгольм вернулась экспедиция шведского путешественника Норденшельда, успешно закончившая прохождение северо-восточного пути в Ледовитом океане. По существу это было открытие «Великого северного пути», так как до того никто не проходил от берегов Европы к Америке мимо северных берегов Азии и через Берингов пролив. Норденшельд занимался научными экспедициями с 1858 г., почти исключительно арктическими. 4 июля 1878 г. он вышел из Швеции на судне «Вега» с тем, чтобы доказать возможность сквозных рейсов в Северном ледовитом океане. Однако добравшись успешно почти до самого Берингова пролива, судно было застигнуто морозами и с конца сентября 1878 г. по 18 июля 1879 г. прозимовало во льдах.

Но экспедиция все же прошла Берингов пролив и затем кружными путями вернулась в Швецию. Однако прошло еще более 50 лет, пока в 1932 г. советские ученые и моряки первые прошли Великим северным путем не в две навигации, как Норденшельд, а в течение одного лета.

28 апреля 1920 г. умер знаменитый физиолог-ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев. Со дня его смерти исполнилось 15 лет. Тимирязев известен своими работами по энергетике растениеводства. Он первый ввел в России опыты с культурой растений в искусственных почвах. Тимирязев являлся стойким и горячим защитником дарвинизма. К. А. Тимирязев умер в 77 лет.

29 апреля 1785 г. родился Карл Дрэз — изобретатель «беговой машины» — предка современного велосипеда. Помимо велосипеда, Дрэз является также изобретателем пишущей машинки и мясорубки. В свое время за свою «беговую машину» он подвергался насмешкам и издевательствам. Сейчас в родном городе ему поставлен памятник.

Дрэз на своей беговой машине (1817 г.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.