Б. ЛЕВИТИНА, И. МАЗОВЕР
Ленинградский металлический завод-втуз им. Сталина — уже давно (с 1907 г.) строит паровые турбины. Но вначале завод выпускал всего несколько маломощных, полукустарным способом изготовленных турбин в год.
После Октябрьской революции завод быстрыми шагами пошел вперед. Если с 1907 по 1917 г. было выпущено всего 26 турбин общей мощностью в 8 тыс. квт, то с 1923 по 1928 г. завод дал стране уже 60 турбин общей мощностью 115 тыс. квт.
Но только в годы первой пятилетки на заводе гигантскими темпами начало развиваться крупное турбостроение. Осваиваются последовательно машины в 5, 12 и 24 тыс. квт. Наконец, в 1931 г. завод одерживает крупную победу — выпускает первую турбину 50 тыс. квт., встав тем самым в один ряд с передовыми турбостроительными заводами мира.
В свете этой важнейшей задачи серьезным экзаменом для завода явился выпуск трех турбин для текстильного комбината в Турции. Завод должен был дать экспортные турбины такого же качества, как и мировые монополисты турбостроения «Метрополитен-Виккерс», «Броун-Бовери» и другие иностранные фирмы.
*
— Впервые марка ЛМЗ выходит за пределы Советского Союза! И каждый чувствовал себя ответственным за честь советской марки. Эту ответственность особенно почувствовал литейный цех, где, по существу, начинается борьба за качество турбины.
Давно в литейном цеху не делали отливок для турбин небольшой мощности. Нужно было обновить старый технологический процесс. С этого и начали.
Бригада Штрейса — одна из лучших формовочных бригад литейного цеха — получила ответственное задание: формовку диафрагм для турецких турбин. Эта работа требовала максимальной точности, так как расстояние между лопатками всего 5 мм. Старыми методами успешно сделать эту работу было невозможно. Нужно было найти более усовершенствованные приемы работы.
Основным вопросом было изыскание высококачественного состава формовочной земли. На помощь бригаде пришел мастер шишильников т. Никитин. После ряда опытов им был найден нужный состав земли. Тов. Никитин взял 2 ч. песка белого кварца, 1 ч. речного песка, 1/12 ч. огнеупорной глины и 3% сульфитного клея. Состав получился рыхлый и средней стойкости. Анализ показал, что найденный состав наиболее подходящий для высококачественной формовки шишек и диафрагмы.
Для улучшения качества отливок формовщики увеличивали прибыли, чем достигали большей плотности металла. Внимательно следили за выдерживанием допусков, так как при допуске меньше нормы механическая обработка дает брак.
Ролики для механических топок Советский союз импортировал. Литейный цех завода им. Сталина решил освоить производство роликов. Старший инженер-металлург т. Андреев, начальник цеха т. Чистович и работник технологического бюро т. Гаврилов сконструировали изложницы. Опыты определили нужный нагрев изложниц. И сейчас литейный цех выпускает каленые ролики с точностью до 0,2 мм не только для турецких механических топок, но и для нашей Челябгрэс. Наши ролики по качеству теперь не уступают заграничным.
Так осуществили литейщики борьбу за качество отливок для турецких турбин, перенося затем хороший опыт работы на наши советские турбины и котлы.
Ответственнейшие части турбины — лопатки — изготавливаются в лопаточной мастерской турбинного цеха. 30 новых фрезерных станков работают в 3 смены, снабжая лопатками все выпускаемые заводом турбины. Опыт производства лопаток мастерская уже имела, но с качеством дело обстояло плохо, не выдерживали допусков, не обращали внимания на чистоту отделки.
На Ленинградском металлическом заводе им. Сталина. Токарь-карусельщик тов. Лихачев за обработкой турбины для текстильного комбината в Турции |
*
Вокруг заказов Туркстроя было мобилизовано общественное мнение. Каждый рабочий лопаточной мастерской знал, что заказ Туркстроя — это его экзамен на техническую зрелость, экзамен, на котором не должно и не может быть провала.
Прежде всего занялись мелочами, на которые раньше никто не обращал внимания. Тщательно подготовили мерительный инструмент, сделали новые, более точные шаблоны. Еще и еще раз каждый установщик, перед тем как поставить приспособления на станок, проверял их.
Еще и еще раз проверили режим работы, чтобы не допускать понижения качества за счет повышения производительности труда. И результаты не замедлили сказаться.
Теперь, после того как первая турецкая турбина прекрасно выдержала испытание, доставлена в Турцию и находится в монтаже, можно твердо заявить: «лопатки мы умеем делать не хуже, а лучше импортных».
В особенности блестящие результаты получились на одной из ответственнейших работ — прорезке хвостов 6-го колеса 346 профиля с верховой посадкой.
От качества изготовления хвостов у лопаток зависят и устранение качаний при насадке на диск и устранение вибрации во время работы машины.
Ударники лопаточники — мастер т. Алексеев и старый бригадир т. Новиков — по своей инициативе ввели дополнительную операцию — предварительную обдирку хвоста. И хвосты у лопаток 6-го колеса получили единодушную оценку: «лучше заграничных».
Большую работу проделала комсомольская группа лопаточной мастерской.
Комсомольцы-фрезеровщики взялись устранять все задержки в выполнении турецких заказов. Станки, на которых проходили операции заказов Туркстроя, были снабжены специальными дощечками с надписями: «Здесь идут заказы Туркстроя».
Инструментальный цех задерживал кондуктор, необходимый для проверки лопаток 9-го колеса. Контрольный пост лопаточной мастерской (комсомолки тт. Лукштанова и Довлатова) обратился к комсомольцам-инструментальщикам и потребовал от них немедленно принять меры для быстрейшего изготовления кондуктора. Комсомольцы инструментального цеха отыскали все части кондуктора, продвинули его в работу, и в результате кондуктор, которого давно уже безнадежно ждала администрация лопаточной, был немедленно изготовлен.
Комсогруппорг т. Винниченко узнал от контрольного поста, что ОТК может не справиться с работой и задержать своевременный выпуск турецких лопаток. Немедленно ребята расклеили несколько листовок-плакатов с такими текстом: «Тов. Кузнецов! Из-за вашего отдела может быть задержана сдача лопаток турецкой машины! Примите срочные меры!»
Надо было видеть, как сразу же энергично стал работать т. Кузнецов, когда на дверях своей конторки увидел этот плакат. Он быстро и эффективно расставил силы, и затор был ликвидирован — задержек на приемке лопаток больше не было.
Так общими усилиями рабочих и администрации при постоянной помощи и контроле заводской общественности шла борьба за качество машины.
Испытание "турецкой" турбины в 1 500 клв на стенде Ленинградского металлического завода им. Сталина |
*
Одна из лучших, неоднократно премированных бригад турбинного цеха — бригада полировщиков т. Курбатова. И на этой ответственейшей работе полировщики показали, что они умеют действительно хорошо изготовлять и отделывать лопатки.
Возьмите в руки лопатки лучшего турбостроительного завода мира и сравните их с нашими, отделанными полировщиками-сталинцами для «турецких» машин. Не бросится, как раньше, в глаза даже неопытного человека вопиющая разница. Нет, теперь нельзя отличить лопатки Метрополитен-Виккерс от наших. И не только во внешней отделке. Благодаря исключительной внимательности, добросовестному отношению к работе бригада добилась отсутствия дефектов и переделок, точно выдерживала допуска.
Полировщик т. Настай один обработал галтели у всех лопаток 6-го колеса. И эта труднейшая операция была проделана без единой переделки.
Полировка внутренней поверхности лопаток производилась всегда в два приема. При этом чистота поверхности получалась неудовлетворительной. ОТК (отдел технического контроля) раньше обращал на это мало внимания и принимал такие лопатки. Теперь отношение к внешней отделке как отдельных частей, так и машины целиком, изменилось коренным образом.
Желая добиться чистой, точной и гладкой поверхности, бригадир т. Курбатов по своей инициативе ввел дополнительную третью операцию, и лопатки получились нужной чистоты.
До работы над лопатками для «турецких» турбин допуска по профилю совсем не проверялись. В процессе работы над заказом Туркстроя сделали специальные шаблоны для проверки профилей и добились точности на этой операции до 0,1 мм.
И еще характерная деталь: раньше в полировочной были 2 приемщика. А теперь приемку передали бригадиру. В результате повысилось качество при одновременной экономии в 400 руб. в месяц.
Так по мелочам, применяя весь свой производственный опыт, внося сотни почти незаметных рационализаторских предложений, каждый рабочий на своем рабочем месте прилагал все усилия к тому, чтобы нашим представителям на монтаже в Турции не пришлось краснеть за работу завода.
Почти все ответственейшие и самые точные токарные работы прошли через руки токарей полутемной мастерской турбинного цеха.
А работает там почти одна молодежь.
Не раз и не два собирал комсорг «полутемной» т. Шепелев своих ребят, не раз и не два по праву старшего, как комсорг и как токарь VII разряда, давал им указания и советы.
Личным примером, показывая образцы ударной работы высокого качества, т. Шепелев вел за собой всех ребят. И каждый самый молодой токарь еще лишний раз прикидывал по микрометру размеры детали, не доверяя приблизительным показателям дедовских кронциркулей и изношенных «колумбусов».
«Работа должна быть точной, в пределах допуска и тщательно отделанной», — твердо знали они. И комсомольцы-токари «золотили» работу.
— Много мелких, на первый взгляд, незначительных, рационализаторских предложений дали в процессе работы наши токари, — рассказывает т. Шепелев. — Я делал очень много уплотнительных колец. Это тонкие кольца большого диаметра, внутри у них целый ряд выступов. Раньше я не старался, да и не требовали от меня делать расстояния между этими выступами и выточками точными, плюс-минус две сотки. Работа на экспорт потребовала от меня новых приемов работы. Я приспособил на мой станок упор, и, подобрав несколько вкладышей, стал делать эти выточки, доводя суппорт до упора. Все кольца получились точные, чистые. Теперь в полутемной все работают как я.
Так накоплялись крупицы опыта, так лучшие ударники «полутемной», токари тт. Шепелев, Седашев, Ранцан и др. осваивали новый класс точной работы.
В процессе работы над «турецкой» турбиной возникла одна интересная форма работы.
Не только рабочие, но и администрация и инженерно-технические работники брали на себя индивидуальные обязательства по выполнению работы в срок и высокого качества.
В одном из октябрьских номеров заводской газеты «Сталинец» было помещено письмо-обязательство двух инженеров — нач. 4-го участка котельного цеха т. Грошева и зав. планово-производственным отделом этого же цеха т. Короткина.
Они писали:
«Три комплекта топок для Туркстроя — один из важнейших заказов котельного. Руководим этой работой мы: Грошев и Короткий. От нас, от нашего руководства зависит своевременное окончание и высокое качество топок. И мы обещаем приложить все усилия к тому, чтобы эти топки были действительно высококачественными.
Сейчас каждый бывающий в цеху видит, как идет работа. Необычайно внимательно и заботливо относятся к этой работе все до одного рабочие бригады Цибизова. И результат этого любовного отношения к выпускаемой бригадой продукции налицо. Вот она стоит, наша первая топка. Приятно посмотреть на нее. Все размеры точно выдержаны. И не пригонкой «по месту», как это делалось у нас раньше, а точным соблюдением всех размеров по чертежу в пределах допуска».
Так писали тт. Грошев и Коротким в своем обязательстве к XVII годовщине Октября. А теперь, когда топки уже готовы, можно сделать выводы о выполнении их обязательств. Действительно, топки получились высокого качества.
При опытном испытании на стенде в течение 48 час. топка сразу плавно пошла в ход и работала бесперебойно.
Все части топки, как подтверждают работники цехового ОТК, получились очень точными, строго выдержанными по чертежу, и внешняя отделка не заставляет желать лучшего.
И теперь, готовясь выпускать новые топки для советских станций, котельщики обещают сделать их такого же хорошего качества.
Хорошим уроком, давшим большую пользу, явился выпуск «турецкой» машины и для карусельного участка турбинного.
Впервые в практике завода удалось добиться абсолютной взаимозаменяемости ротора. Это значит, что все части ротора сделаны точно по чертежам, что все размеры выдержаны в пределах допусков. И в случае какой-либо аварии любая часть ротора может быть заменена запасной без всякой подгонки.
Этим достижением в особенности могут гордиться лучшие ударники карусельщики тт. Григорьев, Комков, Виноградов и др. и в первую очередь их руководитель — мастер т. Степанов.
И, наконец, ответственнейший участок — стенд оборки турбиного. Сюда свозят все детали, здесь их собирают и испытывают турбину. На стенде окончательно проверяется качество работы всего завода, так как каждый даже мелкий дефект дает знать о себе при испытании. Здесь особенно нужна тщательная продуманная точная работа. Эту задачу успешно решил коллектив работников стенда.
*
Такова работа, проделанная заводом. Такова новая славная страница, вписанная в историю завода им. Сталина всем коллективом рабочих-ударников.
Завод правильно решил поставленную перед ним задачу и добился выпуска высококачественной продукции. Выйдя на мировой рынок, Ленинградский металлический завод им. Сталина по праву с гордостью занял место в ряду передовых турбостроительных гигантов мира.
На опыте выпуска «турецких» машин сталинцы научились работать быстро и хорошо и давать продукцию высокого качества. Теперь перед заводом стоит задача — работать так, чтобы и машины, идущие на внутренний рынок, были не худшего качества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий