1 февраля 1885 года — ровно 50 лет тому назад — умер английский металлург Сидней Томас, по имени которого называют сейчас один из способов передела чугуна в сталь — томассированием. Этот способ явился по сути дела усовершенствованием бессемирования. В 1855 году Бессемер предложил получать сталь путем продувки чугуна сжатым воздухом в специальных аппаратах-конверторах. Но вскоре было обнаружено, что не всякий чугун при бессемировании дает хорошую сталь. Для чугунов, содержащих фосфор, способ Бессемера не пригоден. Как раз богатые фосфором руды Германии нельзя было обрабатывать по его способу.
В 1879 г. Томас нашел средство, позволяющее удалять фосфор из чугуна. Оказывается для этого нужно только положить на стенки конвертора специальную набойку из смеси извести и магнезии, которая получается обжиганием встречающегося в природе доломита. Смесь эта очень легко входит в соединение с фосфором и отнимает его от чугуна.
Благодаря Томасовому способу Германия заняла вскоре одно из первых мест среди стран, производящих сталь.
2 февраля 1875 г. — 60 лет тому назад — знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на способ одновременного отправления по телеграфному проводу двух различных депеш (дуплекс). Несколько позже, в том же году, он добился посылки двух встречных депеш одновременно по одному проводу (квадруплекс).
Сложное телеграфирование намного расширило рамки применения телеграфной связи, так как пропускная способность линий была увеличена в несколько раз. В настоящее время сложное телеграфирование получило такое развитие, что стало возможным передавать по 12 и более депеш в обоих направлениях.
3 февраля 1665 года известный английский физик Роберт Гук демонстрировал на заседании Королевского о-ва свой «колесный барометр». Это был первый барометр с циферблатом. Устройство его очень просто. На поверхности ртути в открытом сифонном барометре Гук поместил железный поплавок. Движение поплавка при изменении давления передавалось стрелке при помощи зубчатого колеса.
Стрелку можно делать довольно длинной. Поэтому даже самое ничтожное изменение в давлении атмосферы делалось заметным благодаря движению стрелки. В этом заключалось большое преимущество барометра с циферблатом Гука по сравнению с обыкновенным чашечным сифонным барометром (открытым в 1643 г.).
Барометру с циферблатом исполнилось уже 270 лет!
Барометр Гука |
Тридцать лет спустя француз Шардоне предложил более прочный материал, похожий на шелк. Получался он обработкой нитроклетчатки смесью спирта и эфира. (Нитроклетчатка — это клетчатка или целлюлоза, обработанная кислотами: азотной и серной. В известном состоянии нитроклетчатка обладает сильными взрывчатыми свойствами и употребляется для выделки пироксилина и др. взрывчатых веществ). Такой искусственный шелк, в виде материи или волоса, был широко распространен в Западной Европе в конце XIX века.
Конкурентом нитратного шелка Шардоне явился так называемый вискозный шелк, имеющий то преимущество, что для выделки его не нужно чистого хлопчатобумажного волокна, а можно обходиться более дешевой целлюлозой из древесины. Вискозный шелк получается следующим образом. Предварительно целлюлоза подвергается действию едкого натра, а затем сероуглерода, — получается так называемая вискоза. Затем вязкая вискозная масса продавливается сквозь тонкие отверстия; выходящие при этом нити, соответственно обработанные и высушенные, идут в пряжу. Вискозный шелк в три раза дешевле натурального. Производство его широко развилось во всех странах. Недостаток вискозного шелка — его набухаемость в воде, с чем связано сильное уменьшение прочности. Поэтому рамки применения вискозного шелка ограничиваются преимущественно изделиями, которые не приходится стирать.
11 февраля 1810 г. — 125 лет тому назад — Баварская Академия наук получила правительственное распоряжение дать отзыв на проект американского изобретателя Фультона, который предложил организовать по реке Дунаю навигацию на пароходах своей конструкции. Академия наук дала заключение, что организация пароходства на таких реках, как Дунай, невозможна из-за сильного течения. В то время пароходы Фультона имелись лишь в Америке. Его первый практически годный пароход «Клермонт» совершал регулярные рейсы по реке Гудзон, начиная с 1807 г. Пароходство по Дунаю началось только через восемь лет после того, как предложение Фультона было отклонено Баварской академией.
Пароход Фультона на реке Гудзон. |
14 февраля 1735 г. — 200 лет тому назад — умер английский физик Стефен Грей.
Стефен Грей открыл в 1729 г., что все тела можно разделить на хорошие и плохие проводники электричества. Это открытие, естественно, имело огромное значение для дальнейшего развития учения об электричестве и практической электротехники. Было оно сделано при следующих обстоятельствах.
Во время своих опытов с электричеством Грей привязал наэлектризованный шарик к длинному шелковому шнурку, прикрепив последний к гвоздям на стенах большого зала. Однажды этот шелковый шнурок оборвался. Тогда Грей заменил его для крепости металлической проволокой. Но после этого шарик уже не обнаруживал своей наэлектризованности. Очевидно электрический заряд куда-то уходил. Дальнейшие наблюдения показали Г рею, что заряды уходили через металлическую проволоку. Это и привело затем к открытию, что существуют хорошие и плохие проводники электричества.
24 февраля 1905 г. — 30 лет тому назад — было закончено прорытие Симплонского тоннеля, соединяющего Францию с Италией через Альпы. Это длиннейший тоннель в мире (почти 20 км). Работы по его прорытию начались в 1898 г. одновременно с обеих сторон и закончились через 6,5 лет. Пришлось вынуть более 1 млн. куб. метров твердой горной породы. Постройка такого длинного тоннеля стала возможной благодаря усовершенствованию бурения, когда на смену ручному бурению пришли машины, действующие сжатым воздухом. При прорытии Симплонского тоннеля впервые были применены также гидравлические бурильные машины, приводимые в движение напором воды. Трудно было бороться с высокой температурой, которая на середине тоннеля достигла 48°. Пришлось устраивать искусственное охлаждение при помощи гигантских пульверизаторов, впрыскивающих холодную воду. Тоннель обошелся около 23 млн. зол. рублей.
Подъемная дорога к Cимлонскому тоннелю. |
29 февраля 1860 г. — ровно 75 лет тому назад — был спущен на воду первый английский панцирный корабль, построенный весь из стали. Это — первый стальной броненосец был сделан по проекту инженера Ваттса. Постройка таких военных судов стала возможной только с появлением дешевой бессемеровской стали. Корабль получил название «Уорриор», что значит «Воитель».
Первый английский броненосец "Уорриор" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий