Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 марта 2021

СОВРЕМЕННЫЙ ПАРАШЮТ

ИГОРЬ ОЛЬГИН

Название «парашют» происходит от французского слова chute (шют), т. е. падение; приставка «пара» означает по-гречески «против».

Современный парашют состоит из купола (зонта), строп, лямок, карабинов (крючков для застегивания лямок на теле человека) и ранца, в который укладывается парашют.

Раскрытый купол должен иметь шарообразную форму, так как при этом парашют испытывает большое сопротивление воздуха. Чтобы придать куполу шарообразную форму, его сшивают из отдельных шелковых или хлопчатобумажных полотнищ, поставленных под углом в 45°. Таких полотнищ берется не более 30 и не менее 12. Если же количество полотнищ уменьшить, то раскрытый купол не будет иметь шарообразной формы.

Главный купол имеет на своей вершине так называемое полюсное отверстие диаметром в 0,9 метра. Отверстие это совершенно необходимо для устойчивости парашюта. Если бы не было такого отверстия, то воздух выходил бы из-под нижней кромки купола, и парашют, снижаясь, раскачивался бы как маятник.

Кроме того, полюсное отверстие необходимо, чтобы предотвратить разрыв полотнищ в момент раскрытия купола, так как при большой скорости падения струя воздуха давит с огромной силой на верхнюю часть купола. Полюсное же отверстие пропускает часть воздуха, и поэтому он с меньшей силой давит на полотнище.

Нормальная площадь купола, необходимая для сохранения безопасной скорости снижения, равна 60 кв, метров. Диаметр купола при такой площади достигает 8 метров. Большой диаметр главного купола нужен для того, чтобы при тренировочном прыжке во время приземления была исключена возможность ушибов и увечий. Человек на таком парашюте снижается со скоростью 4—5 метров в секунду. Удар о землю достигает примерно такой силы, как если бы человек без парашюта прыгнул с высоты 2 метров.

Итальянский парашют "Сальватор", принятый на вооружение в Италии.

Поверх полотнища купола проходят стропы в виде шелковых или льняных веревок. Они облегают купол в виде сетки, как на аэростате. Стропы делаются с таким расчетом, чтобы 2/3 их длины находились ниже нижней кромки купола, благодаря чему сохраняется полная сферическая (шарообразная) форма купола.

Стропы прикрепляются к лямкам, а система лямок надевается на парашютиста. Лямки — это широкие льняные ленты. Они обхватывают грудь и ноги человека и пригнаны так аккуратно, что удар в момент раскрытия парашюта, равный 500 килограммам, воспринимается всем телом равномерно.

Парашют укладывается в сложенном виде в специальный ранец. Ранцы бывают разной формы: прямоугольного параллелепипеда, цилиндра или полушария.

В ранце имеется жесткая металлическая рама, обтянутая плотной тканью. С четырех сторон этой рамы имеются клапаны, напоминающие стороны не склеенного конверта. Под эти клапаны в ранец укладываются стропы и сам купол. Укладка производится так, что исключено всякое запутывание строп в момент раскрытия парашюта.

Парашют американской системы "Ирвин" (наколенный) для летчика-наблюдателя.

К клапанам ранца прикреплены резиновые шнуры. Они туго натягиваются перед прыжком обычно шнуры не натянуты, чтобы резина не растягивалась и всегда была тугой.

Когда прыгающий выдергивает кольцо, то замки, находящиеся на клапанах, раскрываются, резиновые шнуры быстро оттягивают клапаны, и парашют легко выходит из ранца.

Замки бывают разных систем. Одни раскрываются автоматически посредством вытяжной веревки, другие — по желанию парашютиста.

Современный парашют снабжен еще так называемым вытяжным парашютиком. Этот маленький парашютик прикрепляется к куполу основного парашюта. При раскрытии ранца парашютик, благодаря пружинному механизму быстро раскрывается, наполняется воздухом и тянет из ранца основной купол.

Парашют системы "Ирвин" для личика-пилота, служащий одновременно подушкой сидения.

Но можно обойтись и без маленького парашютика, так как он ускоряет раскрытие главного купола всего лишь на одну секунду.

Как же происходит раскрытие парашюта?

Отделившись от самолета, парашютист открывает замок, т. е. правой рукой энергично тянет за кольцо, находящееся у него на груди. (При автоматическом раскрытии эту работу производит специальная вытяжная веревка или какой-либо другой секундный автоматический механизм.)

К кольцу прикреплен трос со шпильками. Трос этот находится в гибком металлическом шланге. Стоит парашютисту дернуть за кольцо, как шпильки выскакивают из конусообразных металлических кнопок, клапаны ранца открываются, выскакивает вытяжной парашютик и, наполняясь воздухом, вытягивает главный купол.

Тренировочный парашют, состоящий из двух — главного (наспинного) и добавочного (нагрудного) парашютов.

Действие вытяжной веревки весьма простое.

Один конец ее прикреплен к самолету, а другой к куполу парашюта.

При падении груза или человека с таким парашютом веревка натягивается и вытаскивает из ранца купол, а затем при дальнейшем натяжении обрывается.

В момент раскрытия парашюта парашютист ощущает рывок. Этот рывок передается равномерно на лямки.

Итальянский парашют «Сальватор» состоит, например, из одного широкого пояса и прикрепляется только к одной из частей человеческого тела. Поэтому удар в момент раскрытия такого парашюта распределяется по широкому поясу, обхватывающему живот, который и воспринимает весь удар. Такой парашют хуже существующих советских систем.

Парашюты бывают различных систем. Например, парашют «Ирвин» в собранном виде является одновременно подушкой-сиденьем (к ранцу пришита мягкая подушка). Таким парашютом обычно пользуются пилоты, так как он совершенно не мешает управлению самолетом. Вес его — 8 килограммов.

Летчики-наблюдатели пользуются другим парашютом — либо наколенным, либо наспинным. Первый находится у летчика-наблюдателя на коленях, когда тот сидит. Когда же наблюдатель двигается по кабине такой парашют свободно болтается спереди.

Третий вид парашюта — тренировочный. Он состоит из двух парашютов: главного (наспинного) и добавочного (нагрудного). Делается это на случай отказа главного парашюта. Вес такого комплекта — 16 килограммов.

Американский изобретатель Чарльз Ирвин, актор современного парашюта.

Помимо парашютов индивидуального пользования существуют еще другие типы парашютов: грузовые и для массового сбрасывания пассажиров —  так называемые «ступайте вниз». Парашют «ступайте вниз» прикрепляется к пассажирскому креслу, которое покоится на дверцах закрытого люка в днище самолета. Когда летчик убеждается, что самолету угрожает опасность, он нажимает кнопку, люк мгновенно раскрывается и кресло с пассажиром проваливается вниз. Парашют автоматически распускается посредством вытяжной веревки, и пассажир отделывается легким испугом.

Возможность массового сбрасывания при авариях на парашютах «ступайте вниз» проверяется сейчас различными испытаниями и экспериментами. Индивидуальные же кресла «ступайте вниз» уже применяются в гражданском флоте США.

Грузовые парашюты действуют также автоматически. Купол раскрывается благодаря вытяжной веревке. Обычно груз падает на парашюте со скоростью 5—10 метров в секунду.

Проблема сбрасывания с самолета тяжелых грузов разрешена в нашей стране конструктором-изобретателем П. И. Гроховским. Он применил так называемый метод срыва. Сначала самолета сбрасывается парашют. Купол под действием встречного потока воздуха раскрывается, наполняется воздухом и стягивает с борта самолета груз. Груз при таком методе срыва испытывает значительно меньший аэродинамический удар, чем при сбрасывании обыкновенным способом, когда сначала падает груз, а потом раскрывается парашют. Замечательна и другая конструкция автоматического парашюта системы Гроховского — автоматические подвесные люльки. Под крыльями самолета подвешены люльки — продолговатые ящики удобообтекаембй формы. Человек ложится в люльку, парашют находится под его головой и служит как бы подушкой. Когда самолет находится на достаточной высоте, летчик открывает с помощью специального рычага замок, и люльки по очереди одна за другой переворачиваются вверх дном. Человек сразу падает лицом вниз. Но так как кольцо парашюта соединено с самолетом веревкой, то последняя натягивается и выдергивает кольцо: купол автоматически раскрывается.

Самовыбрасывание парашютиста происходит автоматически; человек, собственно говоря, не знает, в какой момент он будет сброшен.

Современный парашют в авиации несет большую службу.

Он является прежде всего спасательным средством в случае аварии самолета.

Второе назначение парашюта — грузовое. Тов. Гроховский сконструировал парашют для сбрасывания тяжелого груза в 160 килограммов (вес двух человек). На нем можно сбрасывать почту, газеты, съестные припасы в те места, где самолет не может сесть.

И, наконец, парашют играет немалую роль в условиях военного времени. В империалистическую войну французы в прифронтовой полосе сбрасывали на парашютах агентов в тыл противника. Бельгийская армия под Ипром получала несколько дней снаряжение и амуницию при помощи парашютов.

Позже, в дни колониальной войны, англичане сбрасывали на парашюте не только снаряжение, но и целые отряды.

В Италии во время маневров 12 парашютистов со взрывчатыми веществами выпрыгнули с самолета и «взорвали» мост.

Мы смотрим на парашют и как на прекрасный вид массового спорта, который развивает волю мужество, смелость.

Наиболее важным мероприятием, которое в ближайшее время превратит парашютизм в подлинно массовый спорт пролетарской молодежи, является постановление ЦК ВЛКСМ о включении парашютного прыжка с самолета в комплекс военно-технического экзамена комсомола.

Десятки тысяч комсомольцев станут энтузиастами парашютного спорта. Из среды их выдвинутся тысячи организаторов кружков спортивного парашютизма, выковывающего отважных, ловких и решительных строителей социализма и защитников нашей славной родины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.