Г. ШМИДТ. Мастер парашютного спорта.
Какие-нибудь два-три года назад в нашей парашютной практике совершенно отсутствовала методика прыжка. Инструктор старался лишь внушить ученику, чтобы он дернул за кольцо. Вопросы наиболее выгодного падения для раскрытия купола парашюта не изучались. Не было известно, и как нужно изучать человека, впервые прыгающего с парашютом. Только с 1931 г. мы начали пропускать будущих парашютистов перед прыжком через медицинскую комиссию. Тогда казалось, например, что человек, работающий в авиации, может легко совершить прыжок. Но практика показала обратное: человек, не знакомый с авиацией, может иногда прыгнуть лучше, спокойнее, чем человек, который много летает.
*
Инструктор должен досконально изучить своего ученика. Психологически самый трудный момент прыжка — это отделение от самолета. Великолепной тренировкой, воспитывающей чувство решительности и уменье преодолевать страх, служат прыжки с парашютных вышек. По постановлению ЦК ВЛКСМ, такие вышки должны быть построены почти во всех садах и парках культуры и отдыха.
На вышке и начинается изучение человека. Я заставляю своих учеников не прыгать с вышки, а отваливаться боком, как это они должны делать на самолете.
Парашютист смелый и спокойный отделяется от вышки медленно, не отскакивая, не прыгая. Если парашютист трусит, то он сначала делает вид, будто отваливается, а потом все же резко прыгает. Такие случаи надо регистрировать. За таким парашютистом надо в процессе его обучения всегда особо наблюдать.
Второй момент, по которому можно судить о психическом состоянии человека, — это первый облет. Заканчивая круг над аэродромом, я заставляю самолет скользить. Самолет сваливается на крыло. Некоторые ученики этого не выносят. Они или зажмурят глаза или уткнутся носом в кабину. Если на втором, третьем облете человек опять зажмуривает глаза (а его лицо я вижу в зеркале), — значит за таким учеником нужно вести наблюдение.
Признаки волнения у некоторых учеников можно видеть еще на земле, когда они одевают парашют. Такой парашютист начинает нервничать, он забывает указания инструктора, торопится, иногда у него дрожат колени.
*
Очень важный момент в прыжке с парашютом — это правильное отделение от самолета.
Получив сигнал о вылезании, парашютист должен вылезть на плоскость крыла, придерживая рукой добавочный парашют, чтобы тот не раскрылся на крыле.
Парашютист встает в позицию: левую ногу он ставит на плоскость крыла, носком по направлению полета, а правую ногу — в специальную скобу на фюзеляже. Левой рукой он держится за борт. Вытянувшись во весь рост, повернув голову в направлении своего прыжка и скосив глаза на инструктора, парашютист ждет команды. За несколько секунд до отделения от самолета, по сигналу летчика «приготовиться» он берется правой рукой за кольцо от парашюта. По команде «прыгай» парашютист отпускает левую руку и отваливается от самолета без всякого толчка ногами.
Высота 690 метров. Инструктор командует: "Вылезай". Парашютист вылез на плоскость и взялся правой рукой за кольцо парашюта. Он ждет команды "прыгай". |
"Прыгай" — командует инструктор. Парашютист отвалился or самолета и падает лицом вниз. Почувствовав, что полностью отделился от самолета, парашютист правой рукой энергично выдергивает кольцо. |
Шпильки на клапанах парашюта вышли из конусов. Выскочил вытяжной парашютик. |
Помню случай неправильного отделения, — когда парашютист оттолкнулся ногами. Боясь, вероятно, попасть в хвостовое оперение самолета, он не послушал меня и оттолкнулся ногами. Тотчас он начал сальтировать в воздухе: перевернулся раз пять через голову. Такое вращение тела совпало с моментом раскрытия парашюта. Но так как парашютист оставил pyки растопыренными, то парашют, выходя из ранца, прошел, под вытянутой рукой.
В этот момент парашютист прижал крепко руку к туловищу: раскрытие парашюта прекратилось Правда, мой ученик не растерялся и раскрыл добавочный парашют. Пока он его раскрывал рука отошла от туловища, и одновременно с добавочным парашютом раскрылся и главный.
Но одновременное раскрытие двух парашютов не рекомендуется, так как купол одного может запутаться в стропах другого. Некоторые начинающие парашютисты действительно думают, что если не оттолкнуться сильно ногами от самолета, то хвостовое оперение может задеть человека. Это заблуждение, основанное на незнании элементарных законов физики. Когда человек медленно отваливается от самолета, он не просто падает вниз, а летит еще по инерции вперед. Поэтому хвостовое оперение никак не может его «догнать» и ударить.
В другой раз один рабочий авиационного завода зажал ногами раскрывающийся купол из-за того, что сильно оттолкнулся от самолета. Он падал метров 200, а потом, видимо, понял, раздвинул ноги, и парашют моментально раскрылся.
Был еще неприятный случай. У человека, вероятно, еще перед прыжком была мысль: «дерну, мол, за кольцо на самолете».
Он торопился и нервничал, прыгнул на плоскость, придавил ее и в это время дернул за кольцо... Счастье его, что парашют не попал в стабилизатор...
Таким образом надо помнить правило: не отталкиваться, а отваливаться, дергать за кольцо нужно, когда полностью отделишься от самолета, и после этого перевести руку на кольцо от добавочного парашюта.
*
Момент раскрытия парашюта заметить трудно — почувствуешь лишь сильный толчок и очутишься в сидячем положении. Первым делом нужно поднять голову и убедиться, цел ли купол и правильно ли раскрылся парашют. Купол должен быть раскрыт в виде чаши.
Вытяжной парашютик, испытывая сопротивление воздуха, вытягивает основной купол парашюта. Парашютист еще продолжает свободно падать. |
Вытяжной парашютик продолжает свою работу: он вытянул из ранца стропы. Основной купол начинает постепенно наполняться воздухом. |
Вытяжной парашютик свою работу выполнил. Основной купол парашюта почти полностью надулся. Через 0,3 секунды парашютист ощущает рывок. |
После этого нужно привязать вытяжное кольцо к любой из лямок. Если парашютист не привяжет кольцо, если потеряет его — это значит, что человек делал все движения бессознательно, инстинктивно. До четвертого — пятого прыжка парашютисты обычно дергают за кольцо бессознательно.
Привязав кольцо, нужно поправить ножные обхваты, чтобы очутиться в удобном сидячем положении. Вы будете сидеть как на качелях.
Когда все это проделано, надо определить свой снос. Вы должны идти по ветру, земля должна набегать на вас. Если земля и находящиеся на ней предметы движутся точно под вас — значит вы идете правильно: лицом к ветру. Если же земля от вас уходит или движется куда-нибудь в сторону, то ваше положение для приземления неправильное, тогда нужно развернуться по ветру. Для этого следует скрестить руки, то есть правой рукой взяться за левую лямку, а левой — за правую, и тянуть затем лямки, стараясь развести руки. Парашютист при этом, естественно, вертится вокруг своей оси. Это надо делать до тех пор, пока земля не начнет набегать на вас. Так нужно держать лямки до самого приземления. Если их отпустить, то повернешься опять в прежнее неправильное положение.
Прошло две с половиной секунды с того момента, как парашютист выдернул кольцо. Парашютист снижается со скоростью 5 метров в секунду. |
До земли осталось 2—3 метра. Повернувшись еще на высоте по ветру, парашютист готовится встретить ногами землю. |
Приземляться нужно на ноги. Ноги не надо напрягать, а надо держать их в полусогнутом виде. Все ушибы бывают исключительно из-за того, что парашютист, напрягая ноги, старается ими встречать, щупать землю.
*
Я рассказал о том, что нужно помнить парашютисту для выполнения удачного прыжка. Но удачный прыжок зависит также и от инструктора, сбрасывающего парашютиста.
Инструктор должен сбрасывать на высоте не ниже 600 метров. И вот почему. Человек, прыгающий впервые, может растеряться и не дернуть в нужный момент за кольцо. Если он свободно будет падать даже 400 метров, то на 200-м метре от земли он все же может дернуть за кольцо. Лучше не разрешать прыжок с высоты 550 метров, потому что эти 50 метров могут очень пригодиться.
Второе правило для инструктора — тщательно следить во время полета и набора высоты за поведением парашютиста. Я по мере возможности всегда стараюсь подбодрить его, поговорить с ним, показать сверху Москву, — словом, отвлечь его от мысли, что ему сейчас предстоит прыгать.
...И тогда парашютисту, чтобы погасить давление воздуха на купол, пришлось бы взяться руками за 2—3 нижние стропы и тянуть их на себя до тех пор, пока купол не сложится. |
Купол уже на земле. Парашютист отстегивает лямки... |
Парашютов мало — желающих прыгать много. Поэтому парашюты приходится укладывать тут же, на аэродроме. Сейчас на них будет прыгать новая партия. |
Есть еще одно важное правило для инструктора: не держать парашютиста лишнее время на плоскости, на крыле. Когда у него одна нога на краю плоскости, а другая уже в подножке фюзеляжа, инструктор должен посмотреть, правильную ли парашютист взял позицию, не глубоко ли засунул в скобу носок сапога.
Прошлым летом я был свидетелем комического случая, который мог бы окончиться печально. Человек прыгает, летит в воздухе, а на одной ноге у него сапог, другая же нога без сапога. Инструктор по небрежности не обратил внимания, что парашютист слишком глубоко засунул ногу в скобу. Он бы мог и сломать ногу.
Заняв позицию, парашютист должен одеть на кисть руки резинку, прикрепленную к кольцу. Если во время прыжка он по какой-либо причине выпустит из руки кольцо, то, пролетев несколько секунд, он инстинктивно начинает хвататься руками за воздух. Но так как резинка прикреплена к кольцу, то этим движением парашютист выдергивает его. Поэтому инструктор должен обязательно проверить, правильно ли одета на кисть руки резинка.
Бывали случаи (правда, редкие), что парашютист, одевая резинку, нечаянно дернет за трос и преждевременно раскрывает парашют. Во избежание этого летчик должен, управляя правой рукой самолетам, взять левой обхват кольца и не давать парашютисту дернуть за трос парашюта во время надевания резинки.
*
Инструктор должен подходить к каждому парашютисту индивидуально. Если человек трусит, медленно вылезает из кабины на плоскость, не мешает на такого человека даже прикрикнуть. Я иногда так и делаю. И мне потом ученики говорят: «Прыжок не был так страшен, я вас боялся».
И, конечно, первое, что инструктор должен сказать перед прыжком, — это: «Падай развернувшись лицом вниз и дергай за кольцо, когда почувствуешь, что твои ноги и рука полностью отделились от плоскости самолета».
Иногда замечаешь, что у человека, вылезшего на плоскость, нарастает страх — взор его блуждает, лицо делается серо-землянистого цвета, он становится глухим ко всем указаниям. В этом случае, хотя бы до команды «прыгай» и осталось еще 15—20 секунд, инструктор должен пренебречь точностью приземления и все равно подать команду «прыгай», ибо потом может быть поздно: человек может, находясь на плоскости, потерять сознание или, прыгнув, не дернуть за кольцо. Запретить же прыжок и заставить парашютиста залезть обратно в кабину трудно. Если человек отказался от прыжка, он становится совершенно слабым, безвольным, — залезть обратно в кабину ему бывает иногда трудней, чем вылезть на плоскость крыла.
В моей практике был такой случай. Один товарищ, который должен был прыгать из пассажирской кабины АНТ-9, вдруг отказался от прыжка. Он сел обратно в кресло. Он весь дрожал. Лицо его было бледно. Я обратился к нему с вопросам о его самочувствии. Тогда он быстро вскочил и захотел спрыгнуть. Он был почти в бессознательном состоянии. Я снял с него парашют.
Товарищам, которые по тем или иным причинам не решаются совершать прыжок, я советую отложить его до более благоприятного момента.
До того, как человек спрыгнет, он будет видеть в вас «врага», он будет просить, требовать от вас, чтобы вы скорее его сбросили. Увидев же десятки прыжков, получив полную уверенность в безопасности и, наконец, удачно совершив прыжок парашютист станет вас потом благодарить. Вы станете большими друзьями.
*
Я рассказал кратко о технике прыжка и о работе инструктора с начинающими парашютистами. Парашютное дело совершенно безопасно, если парашютист хорошо подготовлен, внимателен, если он соблюдает все правила. Я совершил более сотни усложненных прыжков, и ни разу мой парашют не отказывал, я не имел ни одного случая повреждения. Почему? Я всегда относился к прыжку очень внимательно.
Быть может вы скажете: «Он — инструктор, ему по штату положено прыгать без аварии». Да, но я, как инструктор, сбросил тысячи рабочих и работниц различных профессий, начиная от кондитера и кончая металлургом. Все мои ученики всегда благополучно приземлялись, парашют никогда не отказывал, а сами парашютисты испытывали огромное чувство удовлетворения и гордости. Почти все они выражали желание прыгать еще.
Итак, ступайте вниз!
Комментариев нет:
Отправить комментарий