Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 февраля 2021

Отличники качества

Л. ВОРОНЦОВ

Работать честно и давать продукцию высокого качества — в этом теперь главное. Качеством работы решаем мы великие задачи второй пятилетки. Каждое интересное начинание в деле действительной борьбы масс за качество для нас исключительно ценно. Каждое такое начинание мы должны беречь, растить, подымать на принципиальную высоту.

В этой статье мы делимся замечательным опытом борьбы за качество рабочих и молодежи завода им. Менжинского. Опыт менжинцев особенно ценен тем, что он проверен жизнью, проверен массами ударников завода. Он применяется в течение 15 месяцев в большинстве цехов. Он выдержал испытание и в серийном производстве, и в индивидуальном. В чем же суть опыта менжинцев?

На заводе все понимали, что качество — самое главное, но никто не знал конкретных путей борьбы за это главное. Был большой процент брака, и рабочие обрушились на брак. Казалось, что если довести брак до десятых и сотых долей процента, то проблема качества будет решена. Но в действительности это была только первая ступень борьбы за качество.

Созывались конференции по качеству, устраивались суды над бракоделами, широко освещался опыт передовиков. Все это было нужно, все это давало производству большую пользу, но всего этого было далеко не достаточно. В самом деле, брак уменьшался, количество годной продукции росло, но качество годной продукции оставалось все же на низком уровне.

Менжинцы проводят еще ряд мероприятий. Они, например, организуют общественную приемку деталей и агрегатов. Собираются производственники и досконально разбирают достоинства и недостатки той или иной детали. Это общественная экспертиза. И она дала много хорошего в фонд борьбы за качество, но возникала угроза того, что контрольный мастер мог свалить с себя ответственность за приемку детали и спрятаться за спину общественности. Да к тому же экспертиза собиралась эпизодически, от случая к случаю. Следовательно, общественная экспертиза не могла стать решающей формой борьбы за качество. Было ясно одно; годная продукция, которая принималась контролем, могла быть и очень хорошей и недостаточно хорошей. Важно было технически обосновать требования к деталям, чтобы определить степень их качества.

В цехе № 9 имеется большой процент скрытого брака вследствие плохого учета материала и брака. Здесь и далее Карикатуры из газеты завода ни. Менжинского.

Наконец, форма борьбы за высокое качество была найдена. Менжинцы предложили ввести оценку годной продукции и установить для годных изделий качественные показатели, благодаря которым можно было бы определить отличную, хорошую и удовлетворительную продукцию. Были разработаны показатели, характеризующие эти три вида качественной продукции. Так например, деталь или агрегат, изготовленные на «отлично», по этим показателям должны удовлетворять следующим требованиям:

«Деталь или агрегат должны быть изготовлены строго по чертежу, все размеры выдержаны в пределах допусков. Отклонений не должно быть совсем. Все детали должны быть изготовлены по заданному технологическому процессу. При изготовлении деталей нельзя допускать никаких повреждений (риски, царапины, неравномерные выточки, повторное гнутье, трещины). Обязательна изящная отделка детали. Увеличение веса детали или агрегата допустимо не более чем на 1 проц., а на всю сдаваемую партию не более 0,5 проц. Детали или агрегаты контрольным мастером в доделку возвращаться не могут. Программа должна быть выполнена в установленный срок, норма перевыполнена».

В цехе № 2 токари 5 и 6 разрядов сами бегают за материалом.

Таковы технические требования к тем рабочим, которые хотят стать подлинными отличниками качества. К тем же рабочим, которые еще не сумели овладеть новым стилем работы и давать продукцию высокого качества, предъявляются несколько сниженные требования, выполняя которые, рабочий все же дает хорошую продукцию. Первые два пункта показателей на «хорошо» не отличаются от показателей на «отлично», в остальном есть различие. Что же отличает «хорошо» от «отлично»?

«В процессе изготовления деталей допущены мелкие производственные дефекты с последующим устранением (легкие риски, небольшие царапины, мелкие забоины, легкая нагортовка). В отделке деталей допущены незначительные дефекты (следы от зачистки, неравномерность поверхности в листовом материале). Увеличение веса детали или агрегата не более 1—1,2 проц., на всю сдаваемую партию не более 0,8 проц. Контрольный мастер возвращал детали для устранения несущественных дефектов не более одного раза. Программа выполнена в установленный срок, в норму уложились.»

Рабочий Колованов (цех № 2) всегда грязен. Рукава его спецовки обтрепаны и мешают работе. На верстаке в беспорядке лежат детали и инструмент. Поэтому и продукцию он сдает только на "удовлетворительно".

Самая первая ступень пригодности продукции выражена в показателях на «удовлетворительно». Первый пункт требований на «удовлетворительно» совершенно не отличается от требований на «хорошо» и «отлично», лишь в следующих пунктах есть существенная разница. «При изготовлении допущено отступление от технологического процесса, не снижающее механические качества деталей. Деталь имеет небольшие производственные дефекты (легкие риски, небольшие царапины, мелкие забоины, легкая нагортовка). Грубая отделка. Увеличение веса детали или агрегата не более 2 проц., на всю сдаваемую продукцию не более 1,5 проц. Детали или агрегат возвращались контрольным мастером для исправления не более трех раз. Выполнено в срок, в норму может не уложиться».

Такова система качественной оценки продукции, принятая на заводе им. Менжинского.

Социалистическое соревнование, развернувшееся на заводе за лучшую в мире машину, нашло четкие и конкретные показатели. В цехах появилась новая фигура рабочего — отличника качества, который, выполняя требования, изложенные в показателях на «отлично», изготовляет деталь не только безукоризненно по технологическому процессу, но добивается столь же безукоризненней ее внешней отделки.

В инструментальной кладовой цеха No 75 постоянные очереди, отнимающие у производства десятки минут рабочею времени.

С первых шагов «работы по-новому» важно было организовать совершенно точный и гласный учет работы каждого рабочего. Годная продукция перестала быть обезличенной, каждая годная деталь получала свою марку качества. Точный и в то же время простой учет решал многое.

Общественные организации завода предложили администрации, и последняя согласилась с .рабочими, что качественный учет должен вести аппарат ОТК. Контрольный мастер, принимая продукцию рабочего, до сих пор либо браковал деталь, либо принимал ее как годную. Теперь же, когда есть совершенно точные показатели качества, контрольный мастер обязан был дифференцированно оценить принимаемую работу. Для этого у него имеется три штампа: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Если деталь достойна отметки «отлично», контрольный мастер в наряде рабочего и в специально заведенном учетном листке качества ставит штамп «отлично». Если же деталь оценивается на «хорошо» или «удовлетворительно», ставятся соответствующие штампы. Чтобы не было путаницы в подведении итогов, у контрольного мастера заведена алфавитная книга, в которую заносится каждодневная работа рабочего.

У тов. Гусарова в ящике свалено все в кучу: детали, наряды, инструмент, спичечные коробки и т. д.

В первое время результаты работы каждого рабочего были известны немногим, и поэтому в цехах завели специальные доски, на которых контролер отмечал штампиками результаты рабочего за каждый день. Теперь любой может подойти к доске и узнать, например, что рабочий Петров сегодня сдал 20 деталей на «хорошо» и 5 на «удовлетворительно».

Форма доски учета качественных показателей рабочих завода им. Менжинского.

Некоторые контрольные мастера завода начали возражать против полученной ими «дополнительной нагрузки». До этого времени контрольные мастера проводили время в конторке и были изолированы от рабочих. По сути дела контрольный мастер только проверял выполненную работу, но не помогал и не контролировал работу в процессе производства. Теперь же конторки «ликвидированы», рабочий день контрольного мастера уплотнен и рационализирован, контрольного мастера вывели к рабочему месту и поручили ему вести качественный учет.

Проходили дни, и массово-разъяснительная работа дала свои результаты. Контрольный мастер понял, что с введением системы качественного учета роль его неизмеримо возросла. Рабочий стремится получить оценку «отлично» и это заставляет контрольного мастера серьезнее относиться к качеству детали, точно учитывать дефекты в работе для того, чтобы рабочий понял, где и что нужно ему исправлять. Вот что рассказывает контролер тов. Кобылкин:

«Выпускается определенная работа. Я тут же на месте проверяю материал и ставлю на наряде печать. Я слежу за тем, как рабочий делает деталь. Вся работа проходит на моих глазах. Если я вижу, что деталь сделана плохо, я говорю рабочему, что надо сделать для того, чтобы выполнить ее на «отлично». Ведь рабочий может неправильно понять чертеж и плохо сделать деталь, поэтому я тут же на месте слежу за его работой. Я не подменяю мастера, я только наблюдаю за работой».

В цехе № 2 имеют место случаи, когда в результате неорганизованности в первой смене станки стоят, а во второй — работают сверхурочно.

Система качественной оценки продукции быстро и прочно вошла в жизнь завода. Прежде всего потому, что передовые рабочие всем своим существом прочувствовали лозунг партии о качестве, и нашли форму осуществления этого лозунга. Благодаря показателям качества стало ясным не только то, что брак по вине рабочего является позором для каждого сознательного пролетария, но и то, что даже годная продукция, сделанная на «удовлетворительно», является на самом деле образцом низкого качества работы. Фигура отличника стала популярной в цехе. Отличник своей продукцией на деле доказывает, что он осуществляет лозунг партии о качестве.

Продукция рабочих, удовлетворяющая требованиям на «отлично», является сегодняшним пределом качества по технологическому процессу и внешней отделке детали.

Отличником на заводе считается тот, кто 51 проц. продукции сдает на «отлично», а остальные на «хорошо». Это не простая задача, но в то же время осуществимая для всех рабочих любых разрядов.

Вот, например, отличник тов. Смирнов. Он не выделяется из группы знатных людей завода — отличников качества, и его рассказ о своем стиле работы типичен:

«Прежде чем приступить к работе, я проверяю исправность станка, а получая работу, внимательно изучаю чертеж и твердо устанавливаю очередность всех операций. В процессе работы на станке не должно быть ничего лишнего, кроме инструмента, который необходим при данной операции.

Рабочие цеха № 75 Кривцов, Королев, Васягин, Голубее, Староселец и Крюков — за 10 минут до звонка уходят на обед.

Всю работу я делю на две части: обдирку и чистовую обработку. При обдирке я слежу лишь за тем, чтобы оставить достаточный допуск для чистовой обработки детали. Не следует допускать, чтобы при чистовой обработке поверхность детали получалась не гладкой и не чистой, так как при зачистке напильником поверхность детали приобретает вид эллипса — деталь уже теряет нужные качества.

Напильником токарь должен пользоваться только в крайних случаях.

Отверстие под резьбу следует растачивать согласно данным допускам по таблице ОСТа. При обдирке резьбы резцом надо шаг резьбы первой детали проверить по резьбомерам. Бывали случаи, когда токарь и совсем не обращал внимания на обдирку резьбы. В результате шаг нарезался не тот и детали целыми партиями браковались. Резьба по калибрам должна идти без люфта к без особого напряжения. Для этого резец следует заточить точно по шаблону и так же по шаблону установить на станке.

Не менее ответственная операция — расточка под шарикоподшипники. Часто токари пользуются шабером, но это неправильно так как при пользовании шабером отверстие получается конусное и, если стенки тонкие, то при прессовке шарикоподшипника стенки лопаются.

Заканчивая работу, я проверяю все размеры и допуски, данные в чертежу, и только тогда сдаю работу в контрольный отдел.

Смирнов не исключение на заводе, таких как он среди менжинцев 14 проц. И эта цифра позволяет смело утверждать, что отличник в цехе становится ведущей фигурой. Лучшие люди завода — отличники качества не только сами хорошо работают, они передают другим рабочим свои знания и опыт, они осуществляют техническое шефство над своими товарищами.

Менжинцы завели такой порядок: они устраивают на рабочих собраниях отчеты отличников, на которых мастера, контролеры и рабочие высказывают свои мнения о работе отличников. Гласные отчеты — прекрасная идея менжинцев. Теперь отличник знает, что его работа, его продукция оценивается не только мастерами и контролерами, но и всеми рабочими, которые на этих гласных отчетах изучают лучшие приемы и методы работы.

Контролер одного из цехов так говорит об отличнике Глазове:

«Тов. Глазов отличается своим бережным и любовным отношением к детали. Всегда его детали чисто выглажены, плотно подогнаны. В процессе сборки он внимателен к каждой мелочи. Перед тем как начать сверлить, он плотно соединяет листы контрольными заклепками. При выколотке дает припуск для того, чтобы избежать брака. Инструмент он бережет. Что попало не рубит, не режет, не колотит. Для каждой операции у него свой инструмент, молотки без зазубрин. Изнашивающийся инструмент тов. Глазов выправляет сам. Он не станет работать забитым инструментом».

Мастер цеха № 15 так отзывается о своих отличниках:

«У нас в цехе висит большая доска, на которой наклеены портреты отличников. Этих людей знают все рабочие не только нашего цеха, но и всего завода. Вот тов. Ткачук: он отличник и по качеству работы, и по чистоте рабочего места, и по уплотнению рабочего дня. Шитов по качеству своей работы не уступает Ткачуку, но его рабочий день уплотнен еще не полностью.

Лучшим отличником я считаю Когана. Он действительно является примером даже отличникам, причем он помимо своей производственной работы является парторгом цеха. Молодая работница Фолькман, работающая по третьему разряду, работает удивительно быстро, она уже заслуживает четвертого разряда. Ее продукция квалифицируется контролем на 90 проц. «отлично» и на 10 проц «хорошо». Как правило наши отличники пользуются в цехе огромным авторитетом среди рабочих. Отличники — это знатные люди цеха».

Характеризуя отличников, важно отметить, что они неустанно заботятся о культуре и чистоте своего рабочего места. Так. например. в инструментальном цехе по инициативе бригадира Шитова все инструментальные ящики переделаны администрацией. У слесарей выдвижной ящик верстака имеет теперь съемную полочку, равную по длине трем четвертям длины ящика и разбитую горизонтально на четыре отделения. На полочке помещаются: в одном отделении мерительный инструмент, в другом — плашки, метчики и т. д., а в самом ящике лежит обычно длинный инструмент: молотки, шабера и т. п.

У токарей того же цеха шкафчик состоит из выдвижных полочек, инструмент размещен в шкафу таким образом, что на одной полке лежат фасонные резцы, на второй —  чистовые и проходные и т. д., при чем все это лежит в таком порядке, что рабочий может найти нужный инструмент без труда.

На заводе очень много думали о стимулировании отличников. Этих людей надо всячески поощрять — таково было единодушное мнение всех организаций завода. Отличников премируют, им обеспечивают преимущественное снабжение. Завод ищет сейчас дополнительные источники поощрения честного труда передовых людей завода.

В чем принципиальная сторона опыта менжинцев? Прежде всего в том, что они направили, организовали и возглавили действительное соревнование масс вокруг главной решающей задачи сегодняшнего дня — борьбы за качество. В соревновании они нащупали конкретные показатели, мобилизующие массы прежде всего на повышение качества своей повседневной производственной работы. Соревнование не может развиваться без учета результатов работы. Менжинцы сумели найти форму учета, сохранив существующую документацию учета на заводе. Единственное дополнение — это штамп качественной оценки на рабочем наряде и доске ударника.

Учетный лист по качеству продукции рабочих завода им. Менжинского.

Учет основных показателей соревнования менжинцы не сделали общественной нагрузкой, а поручили его вести контролеру, который повседневно принимает продукцию.

Опыт завода им. Менжинского является лучшим доказательством силы и мощи социалистического соревнования. Он показывает нам, что ударником отныне становится человек, освоивший технику и дающий продукцию отличного качества. Ударник опрятно и культурно содержит рабочее место, он не только учится сам, но, подобно Никите Изотову, передает свой опыт отстающим, ведет своих товарищей к общей победе.

В этом основное содержание и основная сила опыта менжинцев. Распространить этот опыт среди миллионов соревнующихся — почетная обязанность ленинского комсомола.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.