Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 февраля 2021

К новым высотам

М. ГРОМОВ, Герой Советского союза

Вы прочитали очерк обо мне. Автор изобразил в ярких красках такую легендарную, необыкновенную личность, что в подлинности ее существования легко усомниться!

Читатель может получить неправильное представление о летчиках и их работе, если ему расскажут лишь об удачах, достижениях и рекордах.

Жизнь летчика складывается из повседневной работы, проходит она по плану, так же как и у других занятых людей.

Говорят, что труд летчика опасен. Да! Он относительно опасен, главным образом, конечно, там, где разрешается какая-либо новая проблема, например, штурм стратосферы или установление мирового рекорда скорости на сухопутном самолете.

В новом деле всегда есть неизведанные места, которые и несут нам риск. Но когда новая проблема освоена так, что она становится явлением рядовым и массовым, как, например, воздушное сообщение, то вся безопасность уже только в руках организаторов.

Я давно решил: летать буду, и вот уже половину своей жизни летаю, и все еще цел!

Говорят, что труд летчика вреден. Вредность эта проявляется, главным образом, при полетах на очень больших высотах — выше трех-пяти тысяч метров. Но ведь летчик в таких случаях пользуется кислородным аппаратом и, кроме того полеты на подобных высотах сравнительно редки, значит, вред тут небольшой.

Больше всего вредит летчику, когда он мало работает и мало летает.

Пусть на первый взгляд это кажется парадоксом! И все же истина эта остается неизменной. Чем больше человек летает, тем он лучше летает! Все нужные ему полезные и правильные навыки становятся автоматическими, он меньше тратит энергии, чувствует себя уверенней и настолько привыкает к воздушной обстановке, что работает без особого напряжения нервной системы.

Мне приходилось видеть людей, которые из-за боязни переставали летать. Сейчас мне ясно — такая боязнь появлялась лишь тогда, когда они начинали летать все реже и реже.

Конечно, далеко не достаточно уметь летать, чтобы называться летчиком. Как бы ни был образован и способен летчик, как бы он ни был универсален, как бы он много ни летал на всех существующих системах машин, он все же принужден и обязан избрать узкую специальность в своей профессии. Настолько велик объем предметов для освоения.

Безусловно, природные данные, талант дают возможность постигать все легче и совершенствоваться дальше, но. все это лишь при, обязательном условии упорной повседневной работы. Это верно для любой профессии!

Тов. Бобров упомянул в своем очерке, что я развил в себе особые качества и свойства, которые должны быть присущи летчику. В полете психофизиологический процесс должен протекать нормально и правильно, т. е. на всякое восприятие летчик должен быстро, четко и автоматически правильно реагировать, сохраняя при этом всегда полное самообладание. Это возможно, если человек умеет владеть собою. Можно ли в этом совершенствоваться? Мне кажется — да!

А нужно ли этим заниматься? Я думаю, это ясно без доказательства. Человек обязан вполне овладеть самоконтролем. Только тогда, когда человек умеет следить за собой, может быть к самому себе беспристрастным и строгим судьей, — только тогда он может совершенствоваться.

В прошлом году летом мне пришлось совершить первый пробный полет на самолете «Максим Горький». Это был ответственейший момент в моей жизни! Гигант-самолет был построен на средства, которые дал почти каждый трудящийся нашей страны.

Самый большой в мире сухопутный самолет "Максим Горький" и самолет "дедушки русской авиации" Б. Н. Россинского. У самолетов —  М. М. Громов и Б. Н. Россинский.

А сколько труда было вложено рабочими, строившими его? А сколько труда было вложено конструкторами? Самолет «Максим Горький» — это ценнейшее творение, вобравшее в- себя весь предыдущий опыт.

И вот один старичок меня спросил:

— Да неужели ты не боишься, Михал Михалыч? Я бы ни за какие деньги не полетел!

Мне кажется, страх может быть только перед реальной, ярко выраженной опасностью. В данном случае передо мною был самолет, который по всем вполне надежным данным должен был нормально полететь.

Как творцы этого самолета АНТ-20 имели больше прав надеяться в этот раз на успех, чем при выпуске первого самолетика АНТ-1, так и я имел, конечно, больше шансов проявить свое искусство в этот раз, чем при испытании первого самолета. Тем не менее величие и ответственность момента, будь это впервые или же при новом пробном полете, вызывает каждый раз волнение.

Это волнение свойственно и понятно каждому летчику, каждому спортсмену. Человек чувствует себя как бы подбодренным. Перед тем как дается полный газ, можно заметить, как изменяется цвет лица конструкторов самолета. Цвет лица экипажа в этот момент, поскольку я мог заметить, тоже приобретает необычайный сероватый оттенок.

Но люди на земле волнуются и переживают всегда сильнее, чем те, которые летают. И вот, несмотря на волнение, нужно настолько владеть собою, чтобы в течение десяти секунд разбега вполне сознательно отдать себе отчет: правильно ли самолет реагирует на движение рулями, в том ли направлении возникают нагрузки на рычаги управления, т. е. дать ли возможность самолету оторваться от земли и идти в воздух, или выключить мотор, пока есть время.

Все шло нормально. Самолет оторвался! Еще десять секунд полета. И вот я убеждаюсь, что все протекает нормально. Я улыбаюсь товарищам... Все лица расплываются в улыбку и быстро принимают свой прежний обычный цвет.

Как видите, в этом случае волнение не должно мешать отдавать себе полный отчет в довольно сложной обстановке.

Успех всегда обеспечен, если человек упорно и с энтузиазмом чего-либо добивается.

После нашего 75-часового беспосадочного полета я с наслаждением приступил к дальнейшей работе. Только в нашей стране можно с таким пылом и увлечением работать, ибо здесь каждая работа — это творчество, а оно, как ничто в жизни, дает удовлетворение!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Школа революционного ученичества | ТМ 1939-12

Документы, фотографии, репродукции с картин, воспоминания о жизни и деятельности товарища Сталина. Составил Н. НЕМЧИНСКИЙ. Консультация Ем. ...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.