Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 января 2021

Из прежних времен | ТМ 1934-12

„Адская машина“

При введении в Москве динамо-машин случился весьма большой курьез. Это было в 80-х годах. В 1881 г., как известно, народовольцами был казнен Александр Второй при помощи динамитной бомбы. И вдруг через два года после этого в «Московской складочной таможне» получается из-за границы ящик с надписью «динамомашина». О ужас! Динамомашина? Это значит машина для выделки динамита!

Можете себе представить, как переполошились и таможня и вся московская администрация, во главе с генерал-губернатором. Прежде всего в отеческой заботе о благоденствии Москвы генерал-губернатор приказал опасный ящик не медля ни минуты поместить на громадном таможенном дворе как можно дальше от всяких построек. А затем адресат страшного товара, скромный Ребиков, был подвергнут строжайшему допросу в соответствующих канцеляриях. В результате этого обследования Ребикову было предписано вскрыть страшный ящик собственноручно и в одиночестве, что он и сделал с большим удовольствием. Но долго еще после того каждая получка динамомашин из-за границы (а они у нас еще не строились) производилась через канцелярию генерал-губернатора.

Первая динамо-машина, сконструированная в 1867 г. англичанином Ладдом

«Пропаганда» техники

В XVIII веке в Англии принялись использовать каменный уголь для освещения.

На переломе XVIII и XIX веков над распространением газового освещения много и успешно работал ученик Мурдока Клегг. В те времена надо было побороть неосновательную и чрезмерную боязнь газовых взрывов: широкая публика не отдавала себе отчета в том, что светильный газ взрывается только в смеси с кислородом, но чистый горит спокойным пламенем.

Как только Клегг начал хлопотать о введении газового освещения в городах, тотчас возгорелась страшная газетная полемика: Клегга обвиняли в измене отечеству. «Как же! Минировать весь город взрывчатым газом... Да ведь это лучшая услуга будущему неприятелю!». Клегг отлично понимал, что если отвечать печатно на такие истерические вопли, то этим только испортишь дело. Тогда он задумал путем эффектного и по возможности скандального опыта очию доказать, что чистый газ не взрывается. И вот что он придумал.

Магистрат города Бирмингема, где Клегг предлагал устроить газовое освещение, был приглашен в Сого — посмотреть применение светильного газа Уаттовского завода. Почтенные отцы города были приняты на заводе с полным подобострастием. Им показали все газовое производство. После роскошного завтрака с обильными возлияниями им предложили взойти на газгольдер, наполненный газом, с которого открывался прелестный вид. Веселая компания взошла на газгольдер и любовалась видом. А пока что лестница, по которой высокие гости взбирались на газгольдер, была незаметно убрана.

Наконец, гости пожелали сойти. Но лестницы не было.

«Это ничего. Мы и без лестницы сойдем», — вымолвил Клегг, схватил топор, как бы случайно оказавшийся тут, и мощным ударом прорубил стенку газгольдера. Вырвался с оглушительным свистом газовый поток, а газгольдер начал медленно и плавно опускаться. Гости принялись ворчать. Но Клеггу этого было мало, он поджег газовую струю. И вся компания благополучно сошла на землю. Но магистрат Бирмингема был рассержен. Зато другие города стали быстро вводить газовое освещение, благодаря такой своеобразной «технической пропаганде».

Установка Самуила Клегга для получения светильного газа 1812 г.

Электрическое солнце

Семидесятые годы прошлого века дали несколько выдающихся изобретений. Электрическая свеча Яблочкова, динамомашины Грамма и Сименса, сахарин, телефон и фонограф. Введение этих изобретений в России, происходившее в 70 и 80-х годах, сопровождалось любопытными курьезами, о которых стоит рассказать.

Свеча Яблочкова явилась на смену дуговых фонарей. Она впервые дала возможность включать несколько дуг в одну электрическую цепь. До этого приходилось каждую отдельную лампу питать своим источником тока, для чего применялась почти всегда батарея гальванических элементов. В Москве и Петербурге в особо торжественные дни, когда было принято устраивать по вечерам иллюминацию города, всегда устраивали и так называемое «электрическое солнце». В Москве это делалось так: дуговой регулятор ставился в здании университета на то окно, которое глядит вдоль Моховой к Охотному ряду и Театральной площади. А ток доставлялся фонарю из подвала, где находилась батарея из 50 банок Бунзена с азотной кислотой, распространявшая невыносимо удушливые пары азотной кислоты. Батарею заряжали на каждый раз особо и после работы немедленно опорожняли и вымывали.

Москва с жадностью ждала этого электрического солнца. Вся Моховая, Охотный ряд и Театральная площадь были запружены народом. И каждый раз, как из заветного окна проливался, по теперешнему оказать, жиденький луч света, толпа кричала «ура» и бросала шапки вверх.

Первый фонограф в Москве

Фонограф Эдисона появился в Москве в 70-х. годах прошлого столетия, тотчас после его появления в США. Первый экземпляр был ввезен неким Ж. Блоком, имевшим техническую контору на Мясницкой и торговавшим преимущественно техническими изделиями.

О фонографе заговорила вся Москва. Правление Политехнического музея задумало приобрести фонограф для выставки, но владелец запросил за него, если не ошибаюсь, тысячи две. Таких денег музей затратить не мог. Но еще Крылов сказал: «где силой взять нельзя, там надобно уменье». И вот правление музея придумало такой кунштюк.

Было назначено экстренное заседание Общества любителей естествознания при Московском университете, на котором проф. физики А. Г. Столетов в блестящем докладе, на что он был большой мастер, изложил теорию фонографа с микрофотографическими снимками с записей на валике. После доклада последовала демонстрация аппарата. Заседание было обставлено крайне торжественно: портрет Эдисона утопал в экзотических растениях, профессор Московской консерватории И. В. Гржимали сыграл на скрипке арию Баха, которую фонограф записал и воспроизвел, приведя присутствующих в экстаз. На это торжественное заседание было приглашено лишь избранное общество, лишь головка родовой и денежной аристократии, в том числе и миллионер-банкир Лазарь Поляков с супругой. По замыслу правления музея эта торжественность и была необходима.

И вот среди всевозможных демонстраций, после приветствия самого Эдисона, после арии Баха и после воспроизведения изречений присутствовавших светил, вдруг фонограф сказал, да так громко, что все слышали: «Поляков, купи меня и пожертвуй Политехническому музею!».

Предоставляю читателю вообразить себе гомерический хохот, огласивший аудиторию, а также выражение лиц Полякова и его супруги.

Так получил Политехнический музей первый экземпляр эдисоновского фонографа.

Первоначальный вид фонографа Эдисона

Инж. П. ЭНГЕЛЬМЕЙЕР

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.