Смягчение жестких вод
Всякому проекту большого водного сооружения, будь то речной мост, гидростанция, плотина, новый водопровод, предшествует сложное и длительное изучение реки. Нужно знать скорость течения, горизонт паводка, возможность образования донного льда, весь зимний режим, расход воды и уровень реки, ее глубину, температуру, характер наносов, наличие мелей, перекатов.
В анкете каждой реки непременно встретится и такая графа — какова жесткость воды. Жесткость московской воды определяется в 7-15 градусов, воды Донбасса примерно — 40°, северокавказской воды уже 60°, а среднеазиатской — 120°.
Еще более серьезно вредное влияние этой жесткости вод в паросиловом хозяйстве, паровозных котлах, в котлах высокого давления на теплоэлектроцентралях, двигателях внутреннего сгорания автомобилей и тракторов, при охлаждении которых жесткая вода оставляет в рубашках и радиаторах большие осадки. Когда такая накипь появляется например на стенках паровозного котла, начинается огромный пережог топлива, велики тепловые потери, ускоренно изнашиваются кипятильные и жаровые трубы и возможен взрыв и пережог самого котла.
При употреблении жестких вод на шерстомойнях вдруг появляется известковое и магнезиальное мыло, плотно отлагающееся на волокнах и затрудняющее дальнейшую обработку шерсти, особенно при крашении. В чистой свободной от вредных солей воде нуждается также сахарное, пивоваренное, винокуренное, дрожжевое, кожевенное производство. Если на ликерных заводах брать жесткую воду, то растворы получаются мутными. Если при замачивании кож пользоваться жёсткими водами, уходит во много раз больше дубильных материалов.
Конечно наука и техника выработали способы борьбы с влияниями жесткой воды, поскольку смягчение вод давно интересует ученых и инженеров.
Известен так называемый содоизвестковый способ: к жесткой воде прибавляют соду и известь, соли кальция и магния при этом выпадают в виде осадка. По отстаивании этого осадка слитая с него вода уже не содержит кальция и магния, она стала мягкой. Но подобный способ приемлем только при небольших количествах воды. В большинстве случаев он дорог (затрачиваются большие количества соды), технически сложен (требуется аппаратура большой емкости и непрерывный квалифицированный контроль при дозировании).
Другой способ ликвидировать жесткость — применение сложных алюмосиликатов, названных пермутитамм (латинское «пермуто» в переводе на русский — «меняю»). Эти вещества, приведенные в соприкосновение с жесткой водой, отнимают от нее кальций и магний, отдавая ей в обмен натрий, не понижающий технической ценности воды. Искусственные пермутиты служат таким образом фильтром, пройдя который, жесткая вода Становится уже мягкой. До сих пор Советский союз закупал пермутиты, ввиду острой нужды в них, у германской фирмы «Акцион Пермутит Гезельшафт», платя за каждую тонну 750 рублей золотом. Недавно в Ленинградском научно-исследовательском геологоразведочном институте (ЦНИГРИ) нашли возможность полностью освободиться от импорта пермутитов.
Геохимическая лаборатория института уже давно интересовалась вопросом, как изменяют горные породы состав природной воды и как изменяются при этом самые породы. В процессе этой работы было установлено, что минерал главконит, широко распространенный в нашем Союзе, обладает такими же свойствами, как и искусственные импортные пермутиты. Главконит до сих пор считался веществом почти бесполезным. Только во время империалистической войны пробовали извлечь из него зеленую защитную краску для вагонов. Это «бесполезное» ископаемое, обычно сопровождающее в природе ценные фосфориты, шло в отвал при их разработке. В свете новой работы геохимической лаборатории института бывший забытым минерал приобретает серьезную ценность. Он будет служить идеальным фильтром, превращающим жесткую воду в мягкую.
Интересно, что когда подобный главконитовый фильтр «утомляется» и начинает прекращать свое действие, его можно легко регенерировать (восстановить) промыванием крепким раствором поверенной соли. При этом захваченные из жесткой воды кальций и магний обратно заменяются натрием, и главконит готов к смягчению новых порций воды. Применение главконита сэкономит нашей стране 50 млн. руб. золотом за вторую пятилетку.
Геохимическая лаборатория ЦНИГРИ не ограничилась только открытием свойств главконита. Институт занялся разведками особо удобных для эксплуатации месторождений главконита, проблемой его электромагнитного обогащения и внедрения в предприятия.
Инженеры института Неселенко и Морозов в Березниковском химкомбинате и на Краснозаводской теплоэлектроцентрали в Харькове недавно установили опытные главконитовые фильтры, которые помогут избавить наше хозяйство от пороков жесткой воды.
Находка геолога Волкова
Когда 4 года назад геолог Волков привез с Индерокого озера (Прикаспийская низменность) образцы белых пород, похожие на силикаты, — цеолиты, особого внимания им не уделили. В обычном порядке все образцы были направлены в музей и только несколько лет спустя минерологи Добрынина и Болдырева, разбирая музейные экспонаты, усомнились в подлинности определения этих минералов как цеолитов и дали их на проверку в лабораторию.
Анализ образцов показал, что эти породы соленого Индерского озера в Прикаспийской низменности весьма богаты ценными высокопроцентными борнокислыми соединениями. 49% окиси бора, содержащиеся в них, — большая находка для нашей страны, до сих пор вынужденной импортировать бор, так как до сих пор наш Союз не имел сколько-нибудь серьезных источников этого сырья.
Борная кислота имеет применение не только в медицине как широко известное дезинфицирующее средство; одна из борных солей — бура нужна и в кожевенном производстве, и при изготовлении посудной эмали, и в специальных тепло-упорных стеклах для лабораторий и для оптических стекол и ламповых цилиндров, и в оборонном деле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий